Эксклюзив! Владимир Волчков: Теннис будет двигаться по пути оптимизации

13 сентября 2018
Новости тенниса

Второй раз в истории "Кубка Дэвиса" на корте сошлись команды России и Беларуси. И в обоих матчах принял участие Владимир Волчков. В Минске он принёс хозяевам решающее очко, а в Москву уже приехал в ранге капитана. В интервью корреспонденту Портала GoTennis.ru Волчков рассказал о том, что случилось в том памятном для хозяев корта и гостей матче, а также поделился мнением о реформах в любимом виде спорта.

 

- Владимир, как бы Вы охарактеризовали нынешнее положение дел в беларуском теннисе?
- Состояние достаточно хорошее и с интересными перспективами. Конечно, в ближайшее время основные надежды мы связываем с девушками, которые сейчас играют на значительно более высоком уровне, чем ребята. Поэтому наша главная задача на сегодня - подтягивать мужскую команду. Естественно, для того, чтобы пробиться в Мировую группу, нужно готовить помощников Илье Ивашко и Егору Герасимову. Потому что в прошлом году из-за травмы обоих мы упустили уникальную возможность пробиться в элиту "Кубка Дэвиса". Ребята тренируются за границей: Илья и Егор - в Испании, Макс Мирный - в Академии Боллетьери. Лишь Андрей Василевский базируется дома. И крепко стоят на ногах. А мы готовим резерв и для мужской, и для женской национальной команды. В Академии тенниса работают хорошие спарринги и тренеры по ОФП. У нас уже есть четыре-пять девочек, готовых перейти на индивидуальную подготовку и продолжить успехи Александры Соснович, Арины Соболенко и Веры Лапко.

 

- Помогает ли финансово государство в подготовке резерва или основной груз ложиться на плечи самих игроков или их родителей?
- Конечно, помогает. У нас есть стипендии для тренеров, работающих с лучшими юниорами. Для этого создан фонд поддержки тенниса. Есть бюджетное финансирование выездов самых перспективных спортсменов на соревнования. Во всяком случае, за последние четыре года мы не потеряли ни одного игрока по причине невозможности участия в турнирах. Важно, что родители не платят из своего кармана ни копейки, и в то же время тренер не зависит от финансового состояния семьи подопечного. То есть для развития тенниса у нас делается много.

 

- Каково положение с кортами?
- Крытых площадок недостаточно, и на сегодняшний момент национальная федерация тенниса активно занимается расширением материально-технической базы. Разработан проект, как должен выглядеть теннисный центр в регионах. Первый такой с четырьмя крытыми кортами по плану должен быть построен в Гродно. А в дальнейшем и во всех областях, для того чтобы обеспечить постоянный приток молодых талантов в Минск. Потому что пока, говоря о сборной Беларуси, имеется в виду команда столицы.

 

- Чем можно объяснить то, что после успехов беларуского мужского тенниса заиграли девушки, но зато у теннисистов в результатах произошёл спад?
- Сменой поколений. Когда развалился Союз, у нас ещё неплохо поиграли Наташа Зверева, Оля Барабанщикова и Таня Пучек. В том числе и в Мировой группе "Кубка Федерации". Тогда была очень высокая конкуренция. В то время как мужская команда играла в зоне Европа/Африка. А затем благодаря успехам Мирного и Тетерина получил стимул для развития и мужской теннис: с 1994-го по 2004 год мы смогли дойти до полуфинала Мировой группы "Кубка Дэвиса". Это постоянный процесс, а не разовая вспышка. Тогда было сильное поколение игроков. Сейчас для девчонок созданы идеальные условия: на каждой второй тренировке спаррингуют ребята, в любое время предоставляются корты. Словом, только играй. Поэтому Вера Лапко в семнадцать лет выиграла юниорский Australian Open и возглавляла рейтинг ITF в течение нескольких недель. Было очевидно, что у Арины Соболенко есть очень хороший потенциал, но было принято решение, что она сразу отправится в профессионалы. И она успешно там стартовала. Главное увидеть потенциал игрока и создать условия для того, чтобы спортсмен его реализовал. Тогда и придут результаты. Сейчас такой же дорогой мы стараемся идти и с ребятами. Но здесь это всё дольше, конкуренция выше. У нас нет спаррингов для ребят: их очень трудно найти. Однако мы верим в удачу.

 

- Когда-то Вы играли вместе с Максом Мирным в одной команде, а сейчас Вы - капитан сборной. Это как-то отражается на Ваших с ним взаимоотношениях?
- Только в хорошем смысле. Потому что у нас глубокое взаимоуважение: Макс понимает, что я хочу от него, как капитан, и то, что я - человек ответственный. В свою очередь я очень хорошо осознаю, чего приходится преодолевать ему. Мы вместе продумываем, кому комфортнее сыграть тот или иной матч. То есть наши взаимоотношения чуть выходят за рамки "игрок - капитан", что облегчает нам обоим жизнь и помогает с каждым поединком обретать опыт. Словом, всё хорошо.

 

- Мирный старше Вас, но продолжает играть. Нет ли у Вас лёгкой зависти?
- Это классный вопрос. С моими нынешними знаниями, может быть, в своё время я бы пренебрёг собственными желаниями и попробовал продолжать играть в паре. Но в тот момент я рассматривал себя как исключительно "одиночника" и осознавал, что у меня нет ни физических, ни эмоциональных сил, чтобы биться за возвращение в Топ-100. А только это имело бы смысл для продолжения карьеры. Находиться даже на уровне ста пятидесяти, поверьте, не интересно. А сейчас мне уже нравится тренерская стезя.

 

- Не могу обойти вниманием легендарный матч между нашими сборными в Минске. Тогда Ваше появление на корте в третий игровой день стало для россиян полной неожиданностью. Некоторые даже подозревали Вас в симуляции.
- Честное слово, я не симулировал. У меня даже не закрадывалась мысль, что я смогу сыграть в решающем матче. Я целый день просидел в спортивном диспансере, где специалисты "колдовали" над моей ногой. И случилось чудо: они смогли меня восстановить. Наверное, потому что понимали: не выйди я на корт, победить у нашей сборной не было бы никаких шансов. И сделали всё возможное, чтобы я восстановился.

 

- Каково Ваше отношение к реформе "Кубка Дэвиса"? Почему, на Ваш взгляд, ITF удалось протащить решение, против которого выступали почти все ведущие национальные теннисные федерации и большинство игроков, в том числе из числа самых легендарных?
- Я думаю, что ответ очень простой: мы живём в эпоху коммерциализации всего. Например, такое масштабное спортивное мероприятие, как чемпионат мира по футболу, становиться гигантским "делателем денег". Любой турнир "Большого шлема" это не только колоссальные возможности добиться успеха для игроков, но и для спонсоров, и национальных федераций. Это просто реалии современного мира. Серьёзные дядьки покумекали и решили сделать из "Кубка Дэвиса" большое шоу. Моё отношение к этому можно определить как "пятьдесят на пятьдесят". Конечно, сложно принять отсутствие домашних матчей. Да, прежний формат сохранится для более низких зон. Но, поверьте, когда в стране появляются игроки уровня Топ-100, люди хотят приходить на матчи Мировой группы. Ведь далеко не у каждого есть возможность отправиться туда, где будет проходить борьба за трофей с участием его сборной.

 

- Возможен ли возврат к нынешнему формату?
- Думаю, что нет. Я не знаю ни одного подобного прецедента.

 

- А если реформа провалится? Вдруг ведущие теннисисты не захотят принимать участие в таких соревнованиях? Тем более что однозначно "за" высказались лишь трое: Новак Джокович, Рафаэль Надаль и Энди Марей.
- Я думаю, что будут "докручивать шестерёнки" этого мероприятия, станут завлекать деньгами. Или ещё чем-то. Потому что ITF хочет быть успешной федерацией и выдержать острую конкуренцию и с детищем Роджера Федерера Laver Cup, и с ATP, которое планирует создать подобный же турнир. Посмотрим, что из всего этого выйдет.

 

- Одна моя коллега задавала капитанам нескольких сборных такой вопрос: может быть, команда станет умышленно отказываться от выхода в элиту, чтобы родные болельщики имели возможность смотреть на игру любимцев в домашних матчах?
- Не представляю, как это сделать, потому что любой спортсмен, а тем более Топ-уровня, крайне честолюбив. И это не позволит ему выходить на корт и не играть на победу.

 

- Почему же такая реформа не коснулась "Кубка Федерации"? По крайней мере, пока.
- Не хочу обижать девушек, но всё-таки зрелищность мужского тенниса до сей поры находится на другом уровне. Извините за параллель, но я не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы женский чемпионат мира по футболу хотя бы приблизился по популярности к мужскому первенству планеты.

 

- Тогда, казалось бы, наоборот ITF должна была бы привнести элементы шоу именно в "Кубок Федерации", дабы повысить ту самую зрелищность.
- Честно говоря, не могу ответить на этот вопрос.

 

- Какова Ваша оценка инцидента, произошедшего в финале женского одиночного разряда US Open нынешнего года?
- Я считаю, что в данном случае судья поступил согласно правилам. Что и подтвердила Международная федерация тенниса, выступившая с похожей трактовой ситуации. При том что трактовка WTA была прямо противоположной. Мне "резануло» ухо то, что Серена заявила, будто ей не подсказывали. Хотя всё было очевидно: она тут же побежала к сетке. Дальше со стороны Серены пошла эмоциональная реакция. Находясь под колоссальным давлением - судит матч с участием американки в США, - арбитр был профессионален. Было приятно наблюдать за ним: он не дрогнул и не врубил "заднюю". Здорово, что есть такие "вышечники", которые могут держать удар и оставаться на высоком уровне профессионализма.

 

- Может ли решить проблему подобных эмоциональных взрывов уравнивание "мэйджоров" с турнирами, проводимыми под эгидой ATP и WTA: разрешить тренеру раз за сет выходить на корт к подопечному?
- Вряд ли (смеётся). Понимаете, мастера могут значительно чаще менять игровую ситуацию, чем раз в сет. Ведь не просто так Патрик Муратоглу призывал Серену двигаться вперёд. И произошло это не в начале сета, а тогда, когда стало очевидным, что матч начинает ускользать из рук Серены. Такую ситуацию было сложно предвидеть. Наверное, "коучинг" после каждого сета может помочь игроку, но только частично. Я не знаю, насколько это оправдано, поскольку, будучи консерватором, считаю, что всё должно быть разумно.

 

- Тогда оцените глазами консерватора варианты по реформированию самой игры: предложения проводить все матчи из трёх сетов и с тай-брейком в решающей партии, включая и "мэйджоры".
- Вот здесь я как раз и не считаю себя консерватором. Поскольку бывает сложно усидеть у телевизора четыре с половиной часа, чтобы досмотреть один матч. Совсем не обязательно наблюдать за игрой так долго, дабы почувствовать всю красоту тенниса. Это понимают все: от организаторов до телевизионных менеджеров. И я думаю, что теннис будет двигаться в сторону оптимизации. Даже при сокращении длительности матчей он не потеряет в зрелищности. Наоборот, уйдут соблазны принимать какие-то, скажем аккуратно, витамины, делающие из спортсмена "железного человека". Мы же видим турниры, где матчи проводятся из трёх сетов, и люди их с удовольствием смотрят. И трибуны забиты. Правда, не думаю, что это коснётся турниров "Большого шлема". Хотя и здесь, на мой взгляд, организаторы будут работать над сокращением длительности матчей.

 

- Тогда чем Вы объясняете недавнее предложение Роджера Федерера вернуть пятисетовый формат в финалы "Мастерсов"? Хотя, казалось бы, ему в тридцать семь лет было бы выгодней играть из трёх партий.
- Моё видение ситуации таково: первая пятёрка, может быть, десятка рейтинга целенаправленно готовит себя к пятисетовым матчам. Что существенно отличается от подготовки к встречам из трёх партий. В первом случае акцент делается на выносливость, во втором – на развитие силовых и скоростных качеств. Именно такой целенаправленной подготовкой к определённым турнирам я и объясняю спортивное долголетие Федерера и Надаля.

 

- Сможет ли кто-нибудь догнать Федерера по числу чемпионских титулов турниров "Большого шлема"?
- Сложно, но теоретически всё возможно. Казалось бы, Новак должен стать лидером, но "отваливается" на два года, и вперёд вырывается Роджер. Но теперь Джоковичу уже недалеко до Надаля, который преследует Федерера. Ситуация интересная.

Игроки в сюжете: Волчков Владимир
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке