09 декабря, пятница Время на сервере 04:56

Историю любого явления, достаточно популярного среди людей разных времён, легко проследить по отображению её в искусстве. Например, в живописи. История тенниса, насчитывающая несколько столетий - не исключение. В первой и второй частях проекта "Картинная галерея" были собраны полотна, отражающие эволюцию игры. Новая "подборка" картин позволит любителям тенниса глубже погрузиться в историю.   

Игра, известная нам под названием "теннис", на протяжении своего многовекового развития носила разные названия - от "жё-де-пом" ("игра ладонью"), до "роял-теннис" ("королевский теннис"). Собственно, эволюция названия отлично свидетельствует о развитии популярности игры.

Достаточно отметить, что знаменитый фламандский художник Ян Брейгель-старший (сын великого Питера Брейгеля-старшего), в своей картине "Аллегория Европы", датирующейся 1610 годом, включил в список предметов, которые должны ассоциироваться у потомков со Старым Светом, не только скрипку и шпагу, но и теннисную ракетку.

1

Ян Брейгель-старший. "Аллегория Европы". Начало XVII века

А начиналось всё с "игры рукой" в крупнейших городах Европы. Например, во Флоренции, где по праздникам на площадях простые горожане играли в "кальчо" (разновидность футбола), а дворяне - в более утончённую "жё-де-пом". 

2

Жак Калло. "Игра в мяч на площади Святого Креста". 1622 год

Как видно на картине французского живописца Жака Калло, на площади Святого Креста во Флоренции, развлечению предавались сразу несколько десятков человек, а специальный глашатай с барабаном зазывал болельщиков посмотреть на игру (и, безусловно, сделать свои ставки).

3

Джон Миллар Уатт. "Жё-де-пом". Первая половина ХХ века 

Британский художник XX века Джон Миллар Уатт попытался восстановить облик игравших. Как видно по их одежде, короткие брюки ("кюлоты") демонстрируют знатное происхождение игроков, а играют соперники попросту голыми руками.

4

Йоханн Георг Кройцфельдер. "Портрет графа Эрнста фон Гогенлоэ-Ланденбурга". 1671 год

Не чуждались популярной игры и знатнейшие дворяне своего времени. Например, германский граф Эрнст фон Гогенлоэ-Ланденбург, среди главнейших увлечений которого художник изобразил и теннисные ракетки. Разумеется, представитель высшего дворянства мог позволить себе заказать ракетку у лучших мастеров, чтобы не играть просто руками. 

5

Неизвестный художник. "Игра в мяч". Первая половина XVII века

Постепенно залы для игры в "жё-де-пом" превратились в излюбленные места сбора французских дворян. В условиях, когда кардинал Ришелье запретил дуэли, прекрасным способом унизить противника было обыграть его в мяч на глазах у прекрасной дамы, следившей за поединком из специальной ложи.

6

Неизвестный художник. "Игра в мяч". Первая половина XVII века

В этих залах уже была натянута сетка, и была нанесена, пусть и достаточно примитивная, но всё же разметка площадки. Теннисисты прошлого сражались ракетками, взятыми напрокат, а в дверях уже теснились желающие сменить их в игре.

7

Шарль Юльпо. "Игра в мяч в Париже". 1622 год

Зачастую желающих сыграть было так много, что на площадку выходили парами, а то и командами по три-четыре человека.

В моду входило всё, связанное с теннисом. Да, к середине XVII столетия игра приобрела и это, привычное всем нам, название. Некоторые связывают появление этого слова с упоминанием выражения "tenez" ("держите!") в оде, посвящённой кардиналу Ришелье, которая, в частности, содержала описание игры.

8

Неизвестный художник. "Портрет мальчика". Вторая половина XVII века

Впрочем, до "классического" тенниса было ещё очень далеко. Как видно на картине итальянского живописца середины XVII века, "теннисная форма" мальчика с ракеткой и мячом мало чем отличается от обычного парадного платья того времени.

Постепенно теннис проник и в Англию, где стал забавой не только дворянства, но и первых людей в государстве. Например, принцев и королей. 

9

Маттеус Мериан. "Портрет принца Джеймса, герцога Йоркского". Середина 1640-х годов

На гравюре первой половины XVII столетия изображён принц Джеймс, герцог Йоркский, второй сын короля Карла I (и сам будущий король Яков II), на глазах у многочисленных зрителей играющий в теннис. Да и сама игра получила модифицированное название "роял-теннис" ("королевский теннис").

На континенте же к тому времени увлечение теннисом превратилось не просто в забаву, но и даже в порок. Молодые люди ставили на свою победу в игре большие деньги и зачастую их проигрывали. Появились и профессиональные игроки, в подобных матчах зарабатывающие себе на жизнь, побеждая наивных и азартных юношей с большими деньгами. 

10

Клюэр Дайси. Иллюстрация из книги первой половины XVIII века

К концу XVII века появились сатирические иллюстрированные памфлеты, где родители старались "вытряхнуть" из своего чада многочисленные пороки: страсть к картам, к женщинам, пьянство, мотовство и... любовь к теннису. Активная "контрпропаганда" возымела своё действие - со временем теннис во Франции пришёл в упадок.

Новым центром распространения игры стала Англия, где в XVIII веке насчитывались сотни площадок (получивших наименование "корты"), а чопорные британские джентльмены не гнушались взять в руки ракетку. 

11

Неизвестный художник. "Семья Филиппа Мерсье на прогулке". 1725 год

Правда, поначалу теннис рассматривался как игра для детей. Например, таких, как у сэра Филиппа Мерсье, изображённого на гравюре начала XVIII века.

12

Ричард Бродшоу. "Господин Мэссон - игрок в теннис". 1769 год

Однако дети подрастали, сохраняя любовь к игре. И уже взрослые дворяне, с присущим только им британским духом соперничества, сражались на теннисных кортах.

Правда, порой ракетки использовались и для других игр. Например, чисто британского изобретения "файвз" ("пятёрки"), где допускались удары по мячу с рикошетом от потолка и стен. Соответственно, и игроков в команде было больше - от двух до четырёх. Как, к примеру, на гравюре Кэрингтона Боулза конца XVIII века.

13

Кэрингтон Боулз. "Игра в "файвз" на теннисном корте в Лестере". 1788 год 

Но всё же, теннис брал своё. И не только в Англии. Один из лучших полководцев XVII столетия, прусский король Фридрих II Великий, придавал большое значение физическим упражнениям для будущих воинов.

14

Неизвестный художник. "Портрет Фридриха II с сыном". Вторая половина XVIII века

Даже своего сына, будущего короля Фридриха-Вильгельма III, легендарный военачальник приучил к игре в теннис. Конечно же, в "королевский теннис".

Дошло до того, что теннис в Европе стал признаваться единственным достойным внимания видом спорта. Так, к примеру, когда итальянский живописец Джамбатиста Тьеполо писал картину "Смерть Гиацинта", он знал, что, согласно мифу, Гиацинт погиб во время спортивных состязаний (метания диска).

15

Джамбатиста Тьеполо. "Смерть Гиацинта". 1752 год

Но если бы художник изобразил на картине обычный диск, его вряд ли поняли зрители - ведь к тому времени традиции античных видов спорта были почти забыты. Как же быть? Тьеполо нашёл остроумный выход, положив рядом со смертельно раненным Гиацинтом теннисную ракетку. Теперь всякий, глянувший на картину, понимал - дело происходило на состязаниях.

Впрочем, романтическое время аллегорий и "королевского тенниса" подходило к концу. В свои права вступало XIX столетие - век реализма и технического прогресса, классического британского спорта и великого изобретателя майора Уолтера Уингфилда. Век, когда теннис обретёт новую жизнь и новую популярность. И, конечно, новое отображение в живописи.


Система Orphus