Важные вещи века. Запах тенниса

15 мая 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю человека, который более шестидесяти лет посвятил развитию спорта в своей стране.

"Теннис увлёк Вика Брэйдена не красотой действий профессионалов, его не вдохновляла элегантность их ударов. Вик выходил на корт не потому что так поступали его родители. Отец Брэйдена был шахтёром, который никогда не посещал теннисный клуб в свой родном городке Монро в штате Мичиган, населённом в основном синими воротничками.

Теннис привлёк Брэйдена своим запахом.

Однажды, когда ему было одиннадцать, по дороге на футбольную тренировку Вик проходил мимо общественных кортов. В этот момент кто-то открыл упаковку с мячами.

"Вы могли бы услышать щелчок крышки", - рассказывал Брэйден в интервью изданию Times в 1989 году. "Тогда как меня заинтересовал запах каучука. Он был очень приятен и необычен для моего обоняния. В тот момент я понял, что обязан заполучить одну из этих штук".

На следующий день Вик вернулся на корты. Или, по крайней мере, бродил по их окрестностям в ожидании, когда кто-либо неаккуратным ударом пошлёт мяч выше сетки. Через некоторое время директор учреждения Лоренс Альто словил Брэйдена при попытке украсть мяч. Лоренс, ухмыльнувшись, сказал юноше, что тот отправится либо в тюрьму, либо учиться теннису.

1

Вик, в возрасте 85-ти лет скончавшийся от сердечного приступа в 2014 году, никогда не прекращал учиться. Даже когда его организм начинал отказывать, он всё равно пытался углубляться в познание любимого спорта. Для Брэйдена важнее самого тенниса была лишь возможность учить ему других.

Для большинства американцев Вик навсегда стал приветливым лицом теннисного бума. Благодаря своему путешествующему "теннисному колледжу", своим доступным книгам и статьям, благодаря трансляциям по всей стране цикла телепрограмм и открытию в Юте высокотехнологичного тренировочного комплекса Брэйден превратил себя в настоящего Гаммельнского крысолова от тенниса.

Он был и экспертом, и обывателем в одном лице. Психолог и учёный тенниса, называвший себя "маленьким толстым тренеришкой" настаивал, что единственный способ научить людей любить этот непростой спорт - показать им, как можно "играть и смеяться". Несмотря на развитие профессионального спорта в США во второй половине двадцатого века, Вик всегда говорил, что "его сердце принадлежит юным неумёхам". Теннис становился популярным благодаря гламурным юным звёздам, таким как Бьорн Борг или Крис Эверт. Однако, неофитов в профессионалов превращали такие люди, как Бад Коллинз, Ник Боллетьери или Вик Брэйден, которые никогда не прекращали своего прозелитизма.

"Вик сделал для развития спорта больше любого чемпиона прошлого и настоящего", - отмечал его друг и партнёр по бизнесу Джек Крамер.

1

Пристрастие Брэйдена к научному анализу ставит его особняком даже среди когорты выдающихся американских тренеров. В юности он проехал сотни миль автостопом лишь за тем, чтобы в течение часа "посмотреть на то, как Дону Баджу удаётся так играть с бэкхенда". Во время обучения в старшей школе, Вик зачастую смотрел матчи через отверстия, проделанные в игральных картах. "Я просто отделял одни составляющие части игры от других. Наблюдал за каждой часть тела игрока по отдельности", - отмечал наставник. "За бёдрами, за руками, за ступнями. Мне хотелось понять природу их движения во время матча".

В конечном счёте Брэйден примется и за сознание теннисистов - он никогда не оставлял какую-либо часть неисследованной и считал, что тренировать можно всё. После получения докторской степени по психологии в Государственном университете Калифорнии с 1963 года Вик начал преподавать в Клубе Крамера в Южной Калифорнии. Спустя восемь лет Брэйден открыл собственный колледж. Брэйден отмечал, что в те году руководства теннисных клубов занимались исключительно тем, что губили молодые таланты. Таким образом, Вик обнаружил себя в верном месте и в верное время.

В течение первой половины семидесятых популярность профессионального тенниса в США неуклонимо росла. Количество участников соревнований увеличивалось в геометрической прогрессии. Например, в 1970 году регулярно играли в теннис более десяти миллионов человек, а в 1974 году - уже около тридцати миллионов. Впервые за всю историю строительство общественных кортов было поставлено на поток, и ни один городок не мог считать себя состоявшимся без собственного крытого теннисного клуба. В семидесятые появился первый доступный широкой публике аппарат по запуску мячей - Little Prince.

На профессиональном уровне намеревавшиеся пожениться Крис Эверт и Джимми Коннорс появились на обложке издания Sports Illustrated со своими трофеями Уимблдона. В Калифорнии книга The Inner Game of Tennis, написанная Тимом Галлэуем неожиданно била все рекорды по продажам нон-фикшна. Увлечение теннисом вполне соответствовало духу времени - дзенской философии, повальной фитнесс-мании, культу индивидуальности и групповой терапии - теннис вписывался во всё это куда лучше остальных видов спорта.

Нет ничего удивительного в том, что 1974 год стал годом, когда, как отмечало издание Prescott Daily Courier, "мечта всей жизни Вика Брэйдена наконец стала явью". Строительство масштабного теннисного колледжа в городке Кото де Каза в Калифорнии наконец завершилось. "Новый обучающий центр", - рассказывал корреспондент Daily Courier, "с высокотехнологичными классами, девятнадцатью тренировочными газонами, башней для наблюдения, комнатами для видеосеансов и шестью спроектированными Виком полноценными кортами занимал площадь в 5,000 акров". Нетерпеливые "юные неумёхи", стекавшиеся в центр со всей страны, были готовы приступить к обучению.



В Кото де Каха Брэйден углублял свои познания о человеческом теле и духе. Он приспособил личностный тест Майерса-Бриггса к обучению теннису и разделял своих теннисистов на категории в зависимости от их психологических особенностей и того, как им проще воспринимать информацию. Являлись ли вы N.T. - интуитивным логиком или ISTP - восприимчивым сенсорным интровертом, или другим типом личности, для вас всегда находилось место. Аналитическая статья Брэйдена о типах личности опубликованная в американском издании Tennis в девяностые стала самой обсуждаемой в истории журнала. Метод Брэйдена был невероятно удачен в обучении детей. Вик даже разработал собственный справочник с инструкциями для будущих педагогов - Teaching Children Tennis. Издание использовалось не только в спортивных школах.

Теннисный бум неизбежно сходил на нет, но Вик никогда не прекращал учить ему согласно своим принципам и не бросал помогать игре развивать свой "бесконечный потенциал", как говорил сам Брэйден.

"Наша страна спокойно может воспитать восемьдесят миллионов теннисистов", - подчеркнул тренер в 1989 году.

Брэйден был воспитанным, весёлым и заботливым человеком, однако его жизнь не была такой беззаботной, как может показаться. Его дочь Келли скончалась от волчанки.

В восьмидесятые он, вооружившись своей верной видеокамерой, во время проведения турнира в Индиан-Уэллсе ежедневно приходил на послематчевые пресс-конференции и в конце мероприятия спортсмены традиционно слышали его знакомый голос, который каждый раз спрашивал у игроков об одном из компонентов их выступления. Вик всегда пытался побольше узнать о теннисе и всегда записывал на видео ответы, чтобы после проанализировать их.

Спустя семьдесят пять лет после того, как он почуял запах тенниса, Брэйден всё ещё держал нос по ветру".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке