Важные вещи века. Революция на парковке

22 августа 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю события, которое навсегда изменило облик мужского тенниса.

"Многоматчевое противостояние между Роджером Федерером и Рафаэлем Надалем, в каком-то смысле, было рождено двадцать семь лет назад на парковке перед Национальным теннисным центром в Нью-Йорке.

В 1973 году казалось, что революционные события в мужском Туре наконец-то закончились, и игроки получили возможность управлять своими судьбами. Профсоюз спортсменов АТР был сформирован и доказал свою состоятельность после того, как восемьдесят его участников согласились бойкотировать Уимблдон, чтобы поддержать Ники Пилича. У теннисистов было такое ощущение, что в скором времени они сами будут принимать все определяющие решения.

Однако, на практике всё обстояло несколько иначе. Когда стало очевидно, что разделение на любителей и профессионалов навсегда исчезло из тенниса, функционеры потратили следующие пятнадцать лет на перегруппирование и восстановление своего авторитета. К концу восьмидесятых годов двадцатого века чиновники сформировали Комитет по турнирам "Большого шлема", обновив каждый из "мэйджоров" и сделав их более прибыльными и престижными, чем когда-либо прежде. Ещё одни традиционные соревнования, Кубок Дэвиса, были успешно реорганизованы в 1981 году, получив деление на группы. После этого "старая гвардия" продолжала делить обязанности руководства с игроками в управленческом органе под названием Совет мужского тенниса. В течение этого периода президент Федерации тенниса Франции Филипп Шатрие был главой Совета и, по сути, всего мирового тенниса.

К началу US Open-1988 игроки были сыты по горло сложившейся ситуацией: они хотели наконец-то получить власть, которая по праву принадлежала им и которой, на словах, они обладали уже с 1973 года. Спортсмены намеревались получить возможность управлять мужским Туром. При поддержке бывшего чиновника из кабинета президента Джимми Картера Хэмилтона Джордана АТР приняла решение о том, что с 1990 года её участники пойдут своим путём. Дело в том, что было уже слишком поздно перерабатывать составленное расписание на сезон-1989. К тому же многие теннисисты были связаны контрактными обязательствами. Поначалу руководство "мэйджора", состоявшее исключительно из потомков "старой гвардии", отказалось предоставить игрокам наиболее подходящее место для объявления данного решения - комнаты для общения с прессой. Поэтому Джордан увёл своих единомышленников прочь от кортов.

1

Когда чиновники из Ассоциации тенниса Соединённых Штатов дали задний ход и сообщили, что Хэмилтон может использовать любые помещения на US Open, было уже поздно. Как писал журналист Ричард Эванс в своей книге "Открытый теннис": "Возможность мирного решения конфликта была потеряна, и Джордан не собирался пожимать руки представителям USTA до полного решения проблемы. Он понимал, что граница между игроками и функционерами проходила за воротами Национального теннисного центра в Нью-Йорке и что АТР должна проявить максимальную выдержку, потому что лишь это могло помочь им обрести желаемое".

Хэмилтон при поддержке Матса Виландера, Янника Ноа, Брэда Гилберта и многих других спортсменов объявил о решениях, принятых на Совете игроков, вне территории US Open. Это стало началом события, которое получило название "Революция на парковке". Спустя два дня Шатрие и его знакомые директора "мэйджоров" собрали собственную пресс-конференцию, на которой сообщили о своей оппозиции к теннисистам.

Так же, как и в 1973 году, предметом спора был контроль над проведением турниров. Игроки по-прежнему не имели отношения к организации "мэйджоров" и Кубка Дэвиса и даже на соревнованиях АТР делили полномочия со "старой гвардией". Однако, в отличии от ситуации с бойкотом Уимблдона, спортсменов больше не беспокоили размеры призовых выплат. По крайней мере Топ-теннисисты, понимали, что существуют более насущные проблемы, чем деньги. Сейчас в это сложно поверить, но они просто хотели играть чаще.

1

Даже спустя пятнадцать лет после создания АТР структурно мужской Тур напоминал Дикий запад. Существовали турниры разных размеров и значения, которые проводились по всему миру. Расписание соревнований составлялось без оглядки на здоровье спортсменов и интересы болельщиков. По сути, в те годы девизом организаторов была фраза "Больше - значит лучше". Подобное отношение функционеров и непрозрачность финансовых дел не способствовало частой игре лидеров мирового рейтинга, а это привело к тому, что по-настоящему интересные поединки проводились крайне редко. Сильнейшие теннисисты в течение сезона могли сыграть между собой всего один или два раза - и то на турнирах "Большого шлема". Например, Пит Сампрас и Марсело Риос, которые в своё время считались лучшими на быстрых кортах, встречались между собой всего три раза в карьере. Учитывая всё это, спортсмены просто не получали удовольствия от участия в соревнованиях.

На US Open-1988 Виландер отметил, что за этот сезон он всего трижды противостоял остальным участникам Топ-10. "Это, мягко говоря, скучно. Мне не кажется, что поединок против сороковой ракетки мира в полуфинале - это вызов для меня и приятное зрелище для болельщиков. Мне сложно банально находить мотивацию, чтобы выходить на корт. Я хочу чаще играть против спортсменов своего уровня", - подчеркнул Матс.

"Деньги не имеют к нашим идеям никакого отношения", - отмечал Джон Макинрой. "Об этом нужно заявить прямо. Мы просто пытаемся улучшить образ всего мирового тенниса в глазах зрителей, чтобы они чаще могли видеть поединки между Топ-игроками".

1

Двадцать семь лет спустя мы можем честно сказать, что миссия теннисистов оказалась успешной. К концу восьмидесятых годов прошлого века спортсмены получили даже слишком много того, за что они боролись в семидесятые, - свободы. Поэтому руководство Тура немного ограничило их полномочия. Крупнейшей инновацией, которую ввела АТР после победы над "старой гвардией", было объединение крупнейших турниров в серию под названием Super 9, которая впоследствии была переименована в Masters 1000. Это убило двух зайцев одним выстрелом: Топ-теннисисты были обязаны выступать на "Мастерсах", тогда как руководство турниров не могло лишать спортсменов выплат за участие.

И это сработало. Сегодня руководство мужского Тура состоит из небольшой группы звёзд тенниса, развитию карьер которых способствовали успешные выступления на "Мастерсах". Участники "Большой четвёрки" - Новак Джокович, Роджер Федерер, Рафаэль Надаль и Энди Маррей - играли между собой примерно двести раз. Сконцентрировавшись на отдельных соревнованиях, им удалось избежать погони за деньгами, которая в прошлом похоронила много перспективных карьер. И, что самое важное, болельщики по всему миру понимают значение турниров серии Masters 1000.

Можно с уверенностью сказать, что "Революция на парковке" поспособствовала развитию "Золотой эры" мужского тенниса, хотя и была вскоре забыта из-за своего странного названия".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке