Важные вещи века. Далласский клуб любителей тенниса

8 апреля 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объектыа. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю одного матча, который повлиял на восприятие игры во всём мире.

"Данный поединок прекрасен тем, что у него было всё, чтобы навсегда остаться в памяти зрителей: звёзды мирового масштаба на корте, борьба за важный титул, камбэки от обоих игроков, невероятные удары, напряжение, солидный призовой фонд и, конечно же, финал, в который сложно поверить".

И это всего лишь слова проигравшего.

Победа Кена Розуэлла над Родом Лэйвером, одержанная на турнире в Далласе в мае 1972 года часто называется "матчем, определившим развитие тенниса в США". И с этим трудно поспорить.

Весной 1972 года теннисные поединки впервые появились в эфире национального американского канала NBC. Чтобы втиснуться в плотную эфирную сетку канала, организаторы World Championship Tour (WCT) были вынуждены завершить предыдущий сезон на шесть месяцев раньше и сдвинуть расписание сезона-1972. Теперь следующий игровой сезон начинался сразу после окончания предыдущего. Однако, в Далласе никто уже и не вспоминал о прошлых неудобствах. Мускулы и Ракета играли просто идеально в течение такого длительного промежутка времени, что руководство телеканала совершило немыслимое: принесло священное время после 18:00 в жертву двум австралийским богам тенниса. Однако, позже и это не вызывало недовольства у непривычных к данному спорту американцев. Причиной этому стала возможность наблюдать за ходом матча, который впоследствии будет единогласно признаваться лучшим в истории тенниса. Двадцать три миллиона зрителей (многие из которых переключились с просмотра плей-офф NBA на другом канале) наблюдали за тем, как две стареющие легенды из Австралии проводят то, что один из комментаторов назвал "встречей, ради просмотра которой стоит жить и прождать всю жизнь".

К 1972 году 34-летний Лэйвер и 37-летний Розуэлл также всю жизнь ждали данного поединка. Каждый из них провёл годы на задворках профессионального Тура в ожидании каких-то выплат, которые позволят им принять участие в следующем турнире. И прежде оба австралийца сотни раз встречались на менее масштабных соревнованиях. Оглядываясь назад, Род говорил, что у них с Кеном бывали встречи и получше, "Но знает ли об этом кто-либо, кроме меня и Кенни?" Но, был этот матч лучшим или нет, победитель впервые в истории мог увезти домой чек на $50,000, предоставленный самим Нилом Армстронгом, золотой перстень, гигантский кубок и автомобиль Lincoln Continental. Это был абсолютно техасский подход к теннису, но в то же время Лэйвер и Розуэлл сделали Даллас столицей мирового спорта.

Если юная Крис Эверт прошлым летом в Форрест-Хиллс представила массовому американскому зрителю теннис как таковой, то Битва в Большом Д познакомила болельщиков с причудливым явлением профессионального Тура. Ламар Хант запустил WCT годом ранее. Хант был большим фанатом спорта, а тот факт, что его семья сколотила состояние на торговле нефтью, позволил ему стать одной из наиболее значимых фигур в американском футболе шестидесятых. Именно Ламар придумал термин Super Bowl, увидев, как его дети играют с новым мячом Super Ball.

vvv1

После решения обратить своё внимание на теннис, Хант неоднократно сталкивался с препятствиями со стороны ILTF - бывшей управляющим органом игры ещё с аматорских времён. Организация несправедливо полагала, что Ламар хочет контролировать абсолютно всё. Однако, в одном старая гвардия была права: в семидесятые оплотом тенниса перестал считаться Лондон. Почётное звание перешло к нуворишскому Техасу.

В 1970 году в Хьюстоне стартовал женский Тур, одним из организаторов которого стала Глэдис Хельдман, муж которой служил в нефтяной компании Shell Oil. Впоследствии два наиболее важных для самого спорта матча- Лэйвер-Розуэлл в 1972 и "Битва полов" в 1973 - состоятся не на газонах Уимблдона, а на современных спортивных аренах Далласа и Хьюстона. Можно сказать, что теннис, принадлежавший Британской империи со времён изобретения, оказался аннексирован Американской империей. И новыми правителями стали агенты, промоутеры, юристы и техники с телеканалов. Эти люди понимали, что такое деньги и как их можно заработать.

Умнейшим из промоутеров как раз и был Хант, который понимал, что теннис нуждается не в небольших влияниях техасских денег, а в логично выстроенном Туре, завершающемся по-настоящему грандиозным зрелищем, которое смогут оценить и понять зрители по всему миру. И конечно обязательными были магические слова "Чемпионат Мира". WCT преуспел во всех начинаниях: стареющие профессионалы получили возможность предстать перед ликующими трибунами в центре спортивного мира, а зрители наслаждались игрой лучших теннисистов поколения.

vvv2

Ричард Эванс, в семидесятые был писателем и путешествовал за Туром WCT по миру. Он так описывал то время "Не могу вспомнить период в истории тенниса, который приносил бы болельщикам больше удовольствия. Масштабные противостояния и красивейшие стадионы в сочетании давали лучшее спортивное зрелище, которое могла предоставить эпоха. Всё было преисполнено духом приключений и каждый турнир, на самом деле, им и являлся".

В чём теннис по-настоящему нуждался, так это в матчах, которые могли завлечь зрителем самим фактом своего проведения. Это было зрелище, за которым следили не отрываясь от первого до последнего касания мяча. Лэйвер быстро вышел вперёд, прыжки Розуэлла по корту привели к тому, что он повёл по сетам 2:1, Лэйвер выиграл четвёртую партию на тай-брейке. Когда Ракета повёл в пятом сете со счётом 3/0, имея в своём активе четыре реализованных брейк-пойнта, казалось, что он и станет триумфатором.

Но Розуэлл, которого сам Род иногда называл "чёртов вор", как оказалось, не собирался опускать руки и, будто бы, сэкономил немного энергии на решающие геймы. Кен выиграл четыре из пяти следующих геймов, и достиг матч-пойнта при счёте 5/4 на подаче Лэйвера. Однако, Род просто отмахнулся от него эйсом, провёл несколько выдающихся приёмов и повёл на тай-брейке со счётом 5:3. В глазах Лэйверва, дело было уже решённым.

Но всё оказалось несколько сложнее. "Изнурённость Кена всегда была скорее напускной", - рассказывал Эванс. Лучшим подтверждением этим слова служат три последних розыгрыша в Далласе 1972 года. Когда Лэйвер пошёл подавать при счёте 5:4 на тай-брейке, он был в одном ударе от победы и смотрел, как Кен волочит ноги, чтобы успеть к очередному удару. Род рассказывал, что никогда прежде не ощущал большей уверенности. Через несколько минут Лэйвер обнаружил себя плетущимся к сетке, чтобы пожать руку победителю, не понимая, что произошло. А произошёл бэкхенд Розуэлла.

При счёте 4:5 Розуэлл ударил наискось корта под таким углом, которого Лэйвер никогда прежде не видел. "Я выполнил невероятную подачу, но ответный удар Кена был ещё невероятнее". При счёте 5:5 Розуэлл крайне сильно ударил с бэкхенда и заработал очко. Род, находящийся в шоке, просто не успевал к сетке за мячом.

Иронией судьбы является то, что Род стал бы победителем матча, если бы тай-брейк был девяти, а не двенадцатиочковым. Однако, именно Лэйвер продавливал идею более длинного тай-брейка вместо более рискованной версии, использовавшейся ранее.

vvv3

Розуэлл после получения своего чека, перстня, кубка и машины закрылся в раздевалке и рыдал. Но именно Лэйвер никогда не выигрывал финал WCT и называл это поражение наибольшим разочарованием в своей жизни. Но настоящим победителем стал теннис.

"Данный поединок навсегда останется в памяти зрителей как встреча двоих теннисистов", - отмечал Род. "Да, Кен одолел меня, но этого не вспомнят. Говорить будут именно о матче между Розуэллом и Лэйвером. И я могу понять, почему".

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке