Картинная галерея. Часть II
Во второй части нашей картинной галереи - полотна, относящиеся к ХХ и ХХI веку, когда теннис окончательно перешёл из разряда игр для узкого круга людей в сферу мировой важности - не просто как спорт, но и как культурное явление.
Двадцатый век принёс теннису новые веяния, прежде всего, в отношении к нему людей. Игрой стали интересоваться всё более известные люди, известные художники. Нашу картинную галерею ХХ века открывает полотно знаменитого немецкого художник Макса Либерманна. Как видим, популярность игры снова перешагнула Ла-Манш и теннис продолжает покорять Европу. Менее чем через десять лет немецкая земля даст миру Готфрида фон Крамма - величайшего теннисиста Германии до появления Бориса Беккера.
Макс Либерманн. "Игра в теннис у моря". 1901 год
Картина испанского художника Карлоса Васкеса Убеды показывает, насколько продвинулась теннисная мода к началу века. Если всего за двадцать лет до того теннисисток едва ли не снимали с соревнований за открытые запястья, то девушка на картине понимает, что голые по локоть руки оставляют для игры гораздо больше свободы.
Карлос Васкес Убеда. "Теннисистка". 1902 год
Модернистский теннис - модернистская живопись. Классическим отображением её можно считать картину француза Жана Эдуара Вюйара "Теннис у моря". Теперь мы знаем этого замечательного французского модерниста не только за плодотворное сотрудничество с труппой Сергея Дягилева, но и за любовь к теннису.
Жан Эдуар Вюйар. "Теннис у моря". 1907 год
Как одевались теннисисты начала века, можно увидеть на полотне испанца Хосе Вильегаса и Кордеро "Портрет Пабло Рамоса Вильегаса". Кстати, судя по фамилии, изображённый на картине молодой человек - племянник художника.
Хосе Вильегас и Кордеро. "Портрет Пабло Рамоса Вильегаса". 1905 год
В Америке после Первой мировой войны самым известным художником своего времени был Джордж Уэсли Беллоуз. Широкие массы публики уже вовсю интересовались спортивными событиями, так что Беллоуз охотно запечатлевал на своих полотнах боксёров, бейсболистов и, разумеется, теннисистов. В нашей галерее можно увидеть сразу две картины Беллоуза, датируемые 1920 годом.
Джордж Уэсли Беллоуз. "Теннисный турнир". 1920 год
Наибольший интерес представляет полотно "Теннис в Ньюпорте", поскольку именно в Ньюпорте в те годы проходил Чемпионат США. Таким образом, с определённой долей уверенности можно сказать, что мы видим предшественника US Open.
Джордж Уэсли Беллоуз. "Теннис в Ньюпорте". 1920 год
Но не только в капиталистическом мире был популярен теннис. Несмотря на "буржуазный" оттенок, иногда придаваемый игре большевистской пропагандой, игра активно развивалась и в Советской России. Доказательство тому - две картины молодого тогда художника Александра Дейнеки.
Александр Дейнека. "Теннис". 1923 год
Через много лет Дейнеку прославят патриотические картины, в частности, монументальная "Оборона Севастополя", а пока что он, вполне в духе "революционного искусства" зарисовывает теннисные матчи.
Александр Дейнека. "Теннис". 1931 год
Но, вместе с тем, теннис ещё продолжал оставаться игрой для элиты. Легко представить, как спортсмен на картине американского импрессиониста Чарльза Уэбстера Хоторна после теннисного матча переоденется в строгий костюм, наденет котелок и поедет управлять своей фабрикой или заводом.
Чарльз Уэбстер Хоторн. "Теннисист". 1924 год
А вот на полотне немецко-шведской художницы Лотте Лазерштайн прослеживается мощное влияние эмансипации. В самом деле, трудно предположить, какой шок произвела бы теннисистка с картины, появись она в такой одежде на турнире всего за двадцать лет до того.
Лотте Лазерштайн. "Теннисистка". 1929 год
Послевоенная живопись постепенно стала терять классические черты собственно живописи, превращаясь в то, что мы сейчас знаем как "современное искусство". Правда, английский художник Ларри Смарт уже в 1978 году предложил напомнить, откуда теннис родом, и как играли в него сто лет назад.
Ларри Смарт. "Эдвардианские леди играют в теннис". 1978 год
Не мог обойти стороной популярную игру и гений "современного искусства" Энди Уорхол. На вершине славы женского тенниса в семидесятые годы была молодая Крис Эверт - художник изобразил её портрет в своём неповторимом стиле. Тем самым Крис встала в один ряд с такими музами Уорхола, как Мэрилин Монро и Элизабет Тэйлор, окончательно подтвердив - теннис отныне - не просто спорт, а часть мировой культуры.
Энди Уорхол. "Крис Эверт". 1977-1979 годы
Такие классики современной живописи, как Лерой Нейман и Стивен Холланд тоже не обошли теннис стороной. Но если Неймана интересует теннис как таковой, эмоции, возникающие на игре, что и видно по ярким краскам на трибунах, то Холланд больше прославился своими портретами великих спортсменов, например, Мохаммеда Али.
Лерой Нейман. "Теннис на стадионе". 2005 год
Именно поэтому оригинальный портрет Роджера Федерера, выполненный в 2007 году, закрепил превращение швейцарца из просто знаменитого игрока в культурный феномен мирового масштаба.
Стивен Холланд. "Роджер Федерер". 2007 год
Известен своими картинами на теннисную тематику и Малкольм Фарлей, изображавший всех Топ-игроков последних десятилетий – Мартину Навратилову, Штефана Эдберга, Пита Сампраса, Винус Уильямс. И, безусловно, не мог художник обойти вниманием лицо женского тенниса рубежа веков – россиянку Анну Курникову.
'
Малкольм Фарлей. "Мартина Навратилова"
Малкольм Фарлей. "Стефан Эдберг"
Малкольм Фарлей. "Пит"
Малкольм Фарлей. "Анна Курникова"
Малкольм Фарлей. "Винус Уильямс"
Малкольм Фарлей. "Братья Брайаны"
И завершает нашу галерею серия стильных полотен молодого австрийского художника, который творит под псевдонимом Voka. Ллейтон Хьюитт, Томас Мустер, Дженнифер Каприати. Рафаэль Надаль и, конечно же, Роджер Федерер - яркие краски, достойные яркой игры теннисных звёзд.
Voka. "Ллейтон Хьюитт". 2007 год
Voka. "Томас Мустер". 2007 год
Voka. "Дженнифер Каприати". 2007 год
Voka. "Роджер Федерер". 2007 год
Voka. "Рафаэль Надаль". 2007 год.