Календарь АТР-Тура. Энди Маррей как зеркало теннисной революции

23 сентября 2011
Статьи

Последние несколько дней теннисный мир взволнован словами Энди Маррея о возможной забастовке ведущих теннисистов, в случае, если АТР и ITF не внесут изменения в календарь сезона. В мужском теннисе почти сложилась революционная ситуация, однако, если разобраться подробно, то окажется, что не всё так плохо. По крайней мере, не настолько угрожающе, как можно подумать, исходя из слов шотландца.

Знаменитая ленинская формула революционной ситуации  "верхи не могут, низы не хотят" не совсем применима к ситуации, сложившейся в мужском теннисе. Как минимум, потому, что трудно определить, кто здесь "верхи", а кто "низы". Дело в том, что привычная классификация для других видов спорта - "угнетённые спортсмены" и "угнетающие чиновники" в теннисе не совсем соответствует действительности.

Начиная с 1972 года, когда была образована Ассоциация теннисных профессионалов (АТР), и вплоть до 1989 года игрой руководил так называемый Совет мужского тенниса (Men's Tennis Council - MTC). В состав МТС входили  представители ITF (Международной федерации тенниса), директора турниров, а также представители АТР. 

В те времена игроки, действительно, практически не имели возможности влиять на принимаемые МТС решения, хотя, при посредничестве АТР постепенно создавалась всё более упорядоченная структура соревнований, а также, что немаловажно, росли суммы призовых. 

Тем не менее, недовольство размером призовых, а также желание получить больше влияния на игровой процесс, привели в 1988 году к знаменитой стихийной пресс- конференции на парковке во время US Open, когда ведущие игроки, возглавляемые тогдашним директором АТР Хэмилтоном Джорданом (на фото), объявили о создании новой  структуры соревнований - АТР Tour. 

hamilton_1

После того, как восемьдесят пять игроков первой сотни рейтинга изъявили желание играть по новой схеме, у руководителей турниров не осталось выбора, кроме как согласиться с новыми условиями.

Первоначально всё шло на удивление гладко. Суммы призовых росли астрономическими темпами, интерес зрителей, спонсоров и телевидения - тоже. Для удобства ведущих игроков турнирные сетки пяти "Мастерсов" были даже сокращены до 56 человек, чтобы дать возможность лидерам больше отдыхать. АТР понимала, на ком именно держится зрительский интерес.

Нынешний состав Совета Директоров АТР включает, помимо президента Адама Хелфанта, трёх представителей турниров и трёх представителей игроков. При этом, Совет игроков имеет лишь консультативный голос в Совете Директоров АТР. Однако, стоит отметить, что такой же, консультативный, голос имеет и Совет директоров турниров.

Любопытна также структура Совета игроков. Из двенадцати человек четверо (в том числе, президент - Роджер Федерер и вице-президент - Рафаэль Надаль) представляют Топ-50 рейтинга АТР, двое - места с 51 по 100, ещё по двое - первую сотню парного рейтинга и теннисистов за пределами первой сотни рейтинга одиночного. Наконец, в Совет входят по одному представителю тренеров и ветеранов.

И вот, когда вкратце обрисована схема нынешнего управления игрой, можно подойти к истокам возникшего конфликта. Когда дождь в очередной раз внёс коррективы в расписание US Oрen, организаторы турнира вначале попытались заставить Рафаэля Надаля играть на недостаточно сухом корте, а затем и вовсе предложили расписание, согласно которому, испанцу пришлось бы сыграть четыре матча за четыре дня. 

Вполне естественно, что Надаль, незадолго до того переживший неприятный момент с судорогой на пресс-конференции, раскритиковал сначала организаторов турнира, а затем и руководство ITF, составившее календарь таким образом, что испанец буквально через три дня после напряжённого финала US Open против Джоковича, вынужден был играть поединок Кубка Дэвиса.

Чем подобная схема обернулась для Новака Джоковича, все знают. Первый номер рейтинга АТР получил травму в матче с Хуаном Мартином Дель Потро, потерпел третье поражение в сезоне, а также поставил под вопрос своё участие в ближайших "Мастерсах" (которые, назовём вещи своими именами, принесли бы ему гораздо больше дивидендов, нежели участие в матче Кубка Дэвиса).

novak_3

При этом, в роли рупора негодующей общественности выступил Энди Маррей, который в интервью ВВС заявил, что Топ-игроки не побоятся устроить забастовку, если руководство АТР не изменит календарь.

По словам Энди, "нам хотелось бы играть на один-два турнира меньше каждый год и изменить календарь всего на две-три недели".

Любопытно, что буквально на следующий день на Маррея обрушился с критикой экс-вторая ракетка мира, немец Михаэль Штих. "Эти турниры обеспечивают их работой и доходами", - заявил Штих. "В своё время я играл в одиночном и парном разрядах и никогда не жаловался. Нынешние теннисисты играют не больше, чем играли мы, десять или пятнадцать лет назад. К тому же, сейчас сезон существенно короче, чем был в моё время".

Чтобы проверить, прав ли Штих, давайте сравним, сколько матчей в сезоне играли теннисисты первой  десятки рейтинга АТР двадцать лет назад, в 1991 году, и сейчас (поскольку нынешний сезон ещё не завершился, для корректности сравнения возьмём сезон прошедший).

1991
Матчи и турниры игроков Топ-10 рейтинга АТР в сезоне 1991 года

2010
Матчи и турниры игроков Топ-10 рейтинга АТР в сезоне 2010 года

Как видим, цифры вполне сопоставимые. При этом, если сравнить показатели Маррея и критикующего его Штиха, то придётся признать, что немец и вправду сыграл намного больше матчей. При этом, не стоит забывать,  что многие игроки из Топ-10 активно играли и в паре. 

Кстати, на следующей неделе после финала US Open-91 финалист турнира Курье, а также четвертьфиналисты Хаархус и Штих как ни в чём ни бывало отыграли свои поединки в рамках Кубка Дэвиса. Сыграл бы и победитель US Open Эдберг, но капитан сборной Швеции решил, что команда обыграет филиппинцев и без него (что и было сделано - 5:0).

Как говорится, проблема не нова, просто изменился подход. 

А вот другая "революционная" формула, пожалуй, к нашей ситуации подойдёт. "Узок их круг, страшно далеки они от народа". Интересно, думал ли Энди Маррей, что, убирая из календаря несколько турниров, он, тем самым, оставит без работы игроков средней руки, которые живут на призовые от них? Ведь призовых, которые британец получил за победу в одном только Цинциннати, игрок второй-третьей сотни порой не заработает за всю карьеру.

Интересно, что в Совете игроков только два человека из двенадцати представляют теннисистов вне первой сотни рейтинга. Как говорится, сытый голодного не разумеет. А ведь этих игроков намного больше, и им приходится брать количеством, а не качеством. Отметим, что рекордсмен по количеству матчей по итогам 2010 года в Топ-десятке, испанец Давид Феррер, в сводной таблице сыгранных матчей занимает лишь скромное сорок первое место. А бунтарь Маррей - и вовсе находится в конце третьей сотни.

big_four

Представляет ли Маррей, что он и его собратья по забастовке будут делать, если таковая всё же будет объявлена? Теннисисты семидесятых, боровшиеся за свои права, могли, в случае чего, уйти в конкурирующий Тур, например, WCT. Сейчас же места ушедших протестовать лидеров вполне могут занять другие, не столь мастеровитые, но и не столь привередливые, игроки.

Для организации же собственного Тура нужны, помимо денег и желания, ещё и договоры с владельцами кортов, телевидением, спонсорами. А ведь всё это находится в руках у идейных противников революционеров. А на организацию нужно время, которого у Энди сотоварищи будет не так и много. 

Конечно, перемены нужны, однако, рубить сплеча, как предлагает Маррей - тоже неправильно. Остаётся надеяться, что в Шанхае, где ожидается новое собрание "революционного комитета", возобладает голос разума, и мы с вами ещё долго будем наблюдать схватки сильнейших теннисистов на главных турнирах планеты. 

Игроки в сюжете: Джокович Новак Маррей Энди Надаль Рафаэль Штих Михаэль
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке