Золотая ручка. История 14-летней теннисистки Сони Жук

21 декабря 2013
Пресса

Когда Марии Шараповой было 16 лет, к ней в гости один за одним приезжали американские журналисты. Маша уже тогда была живым воплощением американской мечты: сыграла на равных с Мартиной Навратиловой, переехала из Сибири во Флориду, стала лицом академии Ника Боллетьери. 

В это время в Москве трёхлетняя Соня Жук с любопытством наблюдала за старшим братом, который уверенно отбивал ритмы теннисным мячом. Но на семейном совете решили, что девочке больше подойдет художественная гимнастика. 

"Сначала мне все нравилось. Я ходила в Центр олимпийской подготовки, через год выиграла свои первые соревнования. Прозанималась в общей сложности два года, завоевала три медали. Но мне все равно очень хотелось научиться играть в теннис", - говорит Соня. 

"Мы с мужем, конечно, радовались, что у дочери всё получается, - вспоминает мама - Наталья. - Но в какой-то момент поняли, что художественная гимнастика - это очень ненадолго. Из этого вида девочки уходят совсем молоденькими. В теннис можно играть намного дольше". 

Так Соня сменила Центр олимпийской подготовки на "Лужники". 

"Я пришла в середине года. Меня сначала приняли в основную группу к Людмиле Гранатуровой, но потом перевели в более слабую. Мама тогда пообещала, что я обязательно вернусь в основу. Надо только собраться и тренироваться с большей отдачей". 

Мама не ошиблась. Соня проявила характер и не только вернулась в основную группу, но и попала в сферу интересов крупнейшего спортивного агентства IMG. За этим последовали контракты с Reebok, Wilson, обувной сетью "Весело шагать" и приглашение в Бельгию в академию Жюстин Энен "Шестое чувство". 

Родители сразу же дали свое согласие - перед глазами был пример Ирины Хромачёвой, которая проводила в Бельгии не первый год. За это время она успела не только выиграть несколько престижных турниров и стать обладательницей звания World Junior Champion, но и прочно обосноваться в Бельгии. А пару лет назад даже ходили слухи, что и вовсе может получить европейский паспорт. Правда, слухи так слухами и остались, но жить и тренироваться Ирина всё же осталась там под руководством опытного бельгийского специалиста Вима Фиссета, который в свое время привел на вершину Ким Клийстерс. 

Но в случае с Соней хорошо отработанная схема дала сбой. 

"Мы жили в Бельгии с февраля 2012 года. На территории академии всё сделано для того, чтобы детям было удобно. Не надо куда-то выезжать, как, например, в той же Москве, где все спортивные объекты разбросаны по городу, тратить силы на всю эту беготню, пробки. Я видела, что мой ребенок успевает хорошо отдохнуть между тренировками. А этим летом нам не дали вид на жительство. Студенческую визу Соне дать согласны. Но я пока не готова отпустить свою дочь одну в чужую страну, - говорит Наталья. - Она, конечно, достаточно независимый человек, хотя бы потому, что на корте привыкла брать ответственность на себя и быстро принимать решения. И уж точно взрослее и сознательнее большинства своих сверстников. Но начинать самостоятельную жизнь в 13 лет слишком рано. Она не должна думать в таком возрасте о том, что, например, приготовить на завтрак. Это моя забота - обустроить ей быт, сделать так, чтобы она могла отдохнуть, чтобы она пришла после тренировки, а у нее на столе стоял готовый ужин. Ей надо думать только о том, чтобы работать, чтобы достойно перейти во взрослый теннис". 

Чтобы не терять место в академии, Соня с мамой на ближайшие полгода получили простую визу. И по закону они не могут провести в шенгенской зоне больше 90 дней. Теперь все время приходится считать дни. В Бельгии они тренируются две недели, на две недели уезжают в Москву, к первому тренеру, или выезжают на какой-нибудь турнир, а потом через Москву снова возвращаются в Бельгию. 

Но Наталья сразу объясняет, что отказываться от обучения в академии не было и мысли. "Во-первых, там с Соней работает целая команда специалистов. Во-вторых, как я уже говорила, всё сделано для того, чтобы тренировки доставляли ребенку удовольствие. А с этого года ещё и Жюстин Энен очень активно к ним подключилась. Раньше она появлялась на кортах, но редко. Сначала пыталась вернуться в большой спорт, потом родила ребенка. Теперь сосредоточилась на своей академии. И это очень здорово, потому что она действительно много рассказывает не только о том, как подавать или принимать мяч, но часто вспоминает какие-то эпизоды из своей игровой жизни". 

Постоянные переезды - не единственное неудобство в жизни Сони. Как только поступило предложение из Бельгии, родители сразу же нашли там государственную заочную школу, в которой можно было учить французский, математику и географию. Но из-за постоянных переездов от этой идеи отказались. Сейчас Соня числится в московской школе-экстернате. Занятия там можно не посещать и учиться удаленно, большинство Сониных "одноклассников" живёт в таком же режиме. 

"Пока хватает того, что дают в экстернате, в следующем году, когда надо будет готовиться к ЕГЭ, будем, наверное, брать дополнительные занятия, - делится планами Наталья. - Ещё мы продолжаем учить французский, но времени катастрофически не хватает. В академии со всеми общаемся на английском. Он у Сони хороший. Говорит свободно. Да и за то время, которое мы здесь находимся, наш тренер уже и сам успел выучить некоторые русские слова". 

"Мама вообще не дает мне здесь скучать. Учусь готовить, лучше всего пока получаются блинчики. А вот своё любимое блюдо - стейк с кровью, такой, чтобы, когда отрезаешь кусочек, оттуда сочилась кровь, пока приготовить не могу. Еще мама мне постоянно подкладывает интересные книги. Недавно пересказала сюжет "Между небом и землёй" Марка Леви, а чем всё закончится, не сказала, чтобы мне тоже прочитать захотелось. Я за пару дней прочитала. Очень трогательная история о девушке, которая впала в кому, её уже собирались отключать от аппаратов, но парень, который в нее влюбился, спас её. Это теперь моя любимая книжка. Всем подружкам ее советую". 

Общение с друзьями у Сони, как и уроки, факультативно и в основном через социальные сети. 

"Я специально на фейсбуке зарегистрировалась, чтобы оставаться с друзьями на связи. Но всё равно захожу туда редко. Инстаграмом пользуюсь намного чаще. Мне нравится фотографировать. Закачала в телефон кучу всяких приложений, чтобы можно было фотографии обрабатывать, рамочки разные пробовать, эффекты. И друзья всегда знают, где я и что интересного у меня происходит. А когда возвращаюсь в Москву, обязательно встречаюсь с лучшей подругой, ходим с ней в кино, это что-то вроде традиции". 

"Мы сначала очень расстроились, когда не получили вид на жительство в Бельгии, - говорит Наталья. - Но сейчас я понимаю, что без поездок в Москву, где все друзья и семья, Соне было бы еще тяжелее. Ей нужна поддержка близких. Мы когда сюда приезжаем, она сразу становится веселее и еще энергичнее". 

"Я обожаю проводить выходные в московских парках. Самый любимый - на Вернадского. Там есть деревянный замок, в котором нам с братом очень нравится играть - яблоками перестреливаться, которые там растут. Летом постоянно всей семьёй на велосипедные прогулки выбираемся и на две недели на море. Всегда заранее продумываем с папой маршрут и выбираем отель". 

"Более опытные родители нас уже предупредили: чем старше Соня будет, тем реже будут случаться семейные выходные. Это неизбежно. Уже сейчас нужно начинать ездить на разные турниры. Они разбросаны по всему миру и проходят практически круглый год. Это, конечно, тяжело, но без такого опыта будет еще тяжелее перейти во взрослый тур. А это наша главная цель на ближайшие пять лет". 

На счету Сони уже сейчас не один десяток турниров, большинство из которых рассчитано на 16-летних. За это лето она выиграла три турнира в одиночном разряде, взобралась на вершину мирового рейтинга для 14-летних теннисистов и стала чемпионкой мира в составе юношеской сборной России. 

"Мне нравится выигрывать, но ни одна моя победа не сравнится с самой первой, - вспоминает Соня. - Это было на турнире в Твери. Я проиграла первый сет, выиграла второй, вела в третьем, но потом, наверное, расслабилась и даже не успела заметить, как 5/3 в мою пользу превратились в 6/5 в пользу соперницы. Я, наверное, никогда не забуду финальный розыгрыш той партии. Там было всё: и крики, и слезы, и падения, но я всё-таки выиграла, довела дело до тай-брейка и в итоге победила. Когда у меня спрашивают, зачем мне теннис и не жалко ли мне себя, я всегда вспоминаю эти эмоции и ещё то, что благодаря теннису я могу много путешествовать по миру. Мне было бы скучно сидеть на одном месте, спокойная жизнь не для меня. Я даже музыку всегда слушаю энергичную, клубную, а от медленной засыпаю". 

"Мы не загадываем, что будет дальше. Соня пока не до конца осознает, что теннис - это её работа, будущая профессия, - говорит Наталья. - Она сейчас в таком возрасте, когда играет просто ради того, чтобы играть. Мы будем во всём её поддерживать. Это важно. Своего ребенка нужно хвалить, чтобы он понимал, что его любят всегда, а не только тогда, когда он выигрывает медали и завоевывает титулы". 

В конце лета американские журналисты приезжали в Москву снимать фильм о Соне Жук. 

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке