"Тренер ролжен расти вместе со своим учеником"

19 октября 2015
Пресса

Перед началом матчей основной сетки "Кубка Кремля" обозреватель "СЭ" поговорил с Сергеем ТАРАСЕВИЧЕМ, одним из самых перспективных наставников постсоветского пространства, под началом которого работает Андрей Рублев.

Тренер восходящей звезды российского тенниса Андрея Рублева кажется полной противоположностью своему ученику. Сергей Тарасевич всего на десять лет старше подопечного, который завтра отпразднует свое совершеннолетие, но при этом выглядит настоящим дядькой-наставником. Отвечает основательно и не торопясь, тщательно подбирает слова. Да и мысли у коренного минчанина, а нынче московского жителя удивительно зрелые для его возраста. Как будто за спиной – длинная, насыщенная событиями жизнь.

БОЕЦ С МЛАДЫХ НОГТЕЙ

– Слышал, вы взялись тренировать Рублева после разговора с его мамой. Неужели беседа произвела столь серьезное впечатление?
– Андрей тогда остался без тренера, и его родители искали нового наставника. На меня они вышли случайно. Однако уже первая встреча с мамой Андрея убедила меня в том, что попробовать стоит. Мы как-то удивительно быстро нашли общий язык. К концу встречи я дал согласие на совместную работу, хотя к тому моменту своего будущего подопечного даже не видел.

– Мама Андрея обращалась за помощью ко многим тренерам, но одних ее сын не заинтересовал, другие не хотели ездить по турнирам. У вас таких проблем не было?
– У меня в теннисе свои цели и амбиции. Предложение показалось интересным, почему бы не попробовать? Вообще же найти человека, готового к разъездам, сейчас действительно непросто. Большинство тренеров предпочитает работать на одном месте, а не мотаться по всему миру с турнира на турнир. У одних – семья, от которой они не хотят надолго отрываться. Другие боятся рисковать, ведь при неблагоприятном стечении обстоятельств от твоих услуг могут отказаться очень быстро.

– Какие качества нового ученика бросились в глаза на первой тренировке?
– Больше всего мне понравился характер Андрея. Было видно, что это боец, который отдается игре целиком. Парню было 13 лет, но он никогда не сдавался и продолжал отчаянно бороться, даже серьезно уступая в счете. Кроме того, он был хорошо оснащен технически, обладал отличным ударом справа. В общем, в ряду своих сверстников Рублев заметно выделялся.

– Вы не первый, кто отмечает характер Андрея. Спортивный азарт и бойцовские качества можно воспитать или они даются от рождения?
– Бывает по-разному. Они могут быть с рождения, передаться на генном уровне. Или воспитаны в раннем детстве. Только надо понимать, что процесс этот долгий и кропотливый, требующий большого терпения. Вот, к примеру, ситуация: ребенок кидает теннисным мячиком в мишень. Одни будут делать это до тех пор, пока не попадут в нее. Другие бросят это занятие после нескольких неудачных попыток. Если дети с самого начала стремятся доводить начатое до конца – замечательно. Если нет, родители должны научить их этому.

– Или заставить?
– Я не сторонних принудительных мер. Детям нужно прививать любовь к занятиям спортом. Ребенок должен идти на тренировку с удовольствием. Сейчас же зачастую бывает так, что это желание родителей. Папа с мамой выбирают вид спорта, который им нравится, а потом принуждают свое чадо заниматься им. Ребенок упирается, плачет, а его все равно заставляют. С таким подходом ничего не получится. Рано или поздно человек вырастет, станет самостоятельным, и тут же бросит опостылевшие тренировки.

– Очень многие дети сейчас боятся соревнований и не показывают на них даже маленькой толики того, на что способны.
– Это как раз следствие давления родителей. Ребенок боится подвести те ожидания, которые в него вкладываются. В результате груз ответственности вырастает многократно. Он выходит на корт, и руки-ноги тут же деревенеют. Понятно, что выступать в таком состоянии очень трудно.

ЛЮДЕЙ ВОКРУГ АНДРЕЯ СТАЛО БОЛЬШЕ

– Вы взяли Рублева в переходном возрасте, когда подростки часто находятся в разладе с окружающим миром. Не трудно ли было вам, совсем молодому еще человеку, удержать его в рамках?
– Особых сложностей у меня с Андреем не было. Хотя сказать, что все всегда было гладко, я тоже не могу. В отношениях наставника и его ученика, строящихся на основе педагогического процесса, неизбежно возникают какие-то трения. Не думаю, что у кого-то было иначе. Тут важен не сам факт возникновения разногласий, а то, готовы ли тренер, спортсмен и родители урегулировать их.

– На почве чего возникали эти проблемы? Они имели дисциплинарный характер или касались отношения к тренировкам?
– Должен сказать, что Андрея никогда не нужно было заставлять работать. Юниорам часто не хватает мотивации для тренировок с полной выкладкой. С ними приходится проводить воспитательные беседы, подбирать какие-то нужные слова. Рублев в этом плане – уникальный теннисист, у него глаза горят всегда. Проблемы в другом: он очень эмоционален, зачастую на корте его перехлестывало. Тогда Андрей переставал контролировать себя и терял нить игры.

– Подвижная нервная система мешает выступлениям в спорте?
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Понятно, что излишняя эмоциональность не идет на пользу делу. Спортсмен становится неуправляемым, перестает контролировать игру. Однако спокойствие на корте не всегда приносит одни плюсы. Есть игроки, которые не сильно переживают по поводу своих поражений. Практика показывает, что у них и выигрышей бывает не очень много.

– Можно ли научить держать нервы в узде?
– Одним разговором на эту тему проблемы не решить. Такие беседы нужно вести постоянно, чтобы дошло до сердца человека и до его разума. Например, мы постоянно просматриваем видеозаписи матчей Андрея, анализируем их. "Вот видишь, здесь ты психанул и потерял концентрацию, – показываю я. – В результате отдал гейм. А в нескольких последующих розыгрышах, пока не вернулся в прежнее русло, имел проблемы". Спортсмен видит, что распускать нервы получается себе дороже. И постепенно учится самоконтролю.

– Приступы "звездной болезни" вашего ученика постигали?
– Смотря что считать "звездной болезнью". Для меня главным показателем является то, как игрок с приходом первых успехов реагирует на свой ближний круг. Могу сказать, что с этой точки зрения поведения Андрея за последний год-полтора ничуть не изменилось. Другое дело, что у любого успешного спортсмена всегда есть еще и средний, и дальний круг – всевозможные знакомые, поклонники... И чем больше его достижения, тем они шире. Стоит отказать в просьбе такому представителю дальнего круга, как тут же могут начаться разговоры: мол, игрок зазнался, поймал "звездную болезнь". Хотя ничего подобного нет и в помине.

– Окружение Рублева в последнее время увеличилось?
– Шлейф людей вокруг него стал больше. Начинает поступать много самых разных просьб: одни хотят получить билеты на соревнования, другие – пару ракеток. Хотя последнее, на мой взгляд, совсем уж бестактно. Далекие от спорта люди полагают, что у Андрея этих самых ракеток куры не клюют. Между тем, даже несмотря на контракт с техническим спонсором, это – штучный товар.

УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ

– Мама Андрея Марина Марьенко является одним из лучших детских наставников в стране. Она дает вам рекомендации, как вести тренировки сына?
– Мы работаем в тесной связке. Часто общаемся, обсуждаем определенные нюансы. Мне очень важно знать мнение Марины, но при этом она никогда не говорит: делай только так и так. Да и какого-то давления с ее стороны я не чувствую. Самое главное, что в большинстве случаев наши взгляды на тренировочный процесс совпадают. А если нет – всегда можно договориться.

– Не в меру амбициозные родители являются одной из бед современного спорта.
– Эта проблема действительно существует. Очень часто приходится наблюдать такую картину: по ходу тренировки папы или мамы во весь голос выкрикивают своим детям указания, заглушая при этом слова наставника. А потом еще предъявляют претензии, почему, мол, их чаду уделяется недостаточно внимания. Люди не понимают, что своим огромным желанием помочь они мешают. Я считаю так: уж если вы поручили ребенка заботам тренера, будьте любезны ему доверять. И очень благодарен родителям Андрея, что они ведут себя именно так.

– Сейчас ваш ученик стремительно прогрессирует. Это ставит перед вами новые задачи?
– Естественно. Каждый тренер должен расти вместе со своим подопечным. Если ты застоялся на месте, это проблема.

– И что выходит на первый план?
– В современном теннисе очень большое значение имеет физическая подготовка. Чтобы успешно играть практически каждый день, без хорошей "физики" не обойтись. Хотя Андрей еще очень юн и способен добавить в каждом элементе своей игры. Резервов у него достаточно.

– В теннисе большое значение имеет еще и тактика. Вам хватает профессионального опыта, чтобы посоветовать подопечному, как действовать против того или иного соперника?
– Тут скорее другой вопрос. В юношеском теннисе если ты превосходишь соперника по уровню игры, то почти наверняка возьмешь над ним верх. В теннисе мужском успех в матче зависит от исхода одного-двух розыгрышей в сете. Если ты сумел оказаться сильнее в решающие моменты – победа твоя. Если нет – извини. Андрею нужно прийти к осознанию: вот он, такой розыгрыш. Его следует провести очень правильно и с максимальной концентрацией, все остальное должно идти побоку. Привить ему такой способ мышления и является сейчас нашей главной задачей.

– Но вы сами никогда не играли на высшем уровне. Способны научить, как правильно провести розыгрыш мяча?
– Я стараюсь учиться постоянно: смотрю большое количество теннисных матчей, общаюсь с другими игроками и тренерами. Потом анализирую всю собранную информацию. Считаю, если ты по-настоящему хочешь стать сильнее, у тебя обязательно получится.

– Андрей с каждым годом становится все более привлекательным клиентом. Не боитесь конкурентов, нашептывающих: переходи к нам, здесь тебе будет лучше?
– Я стараюсь делать свое дело на совесть. А как там все сложится – вопрос не ко мне.

Игроки в сюжете: Рублёв Андрей
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке