Сергей Стаховский: Большие заработки теннисистов — это иллюзия

6 апреля 2012
Пресса

Самый успешный украинский теннисист 21-го века Сергей Стаховский — внук бывшего гендиректора НПО им. Королева. Правда, его теннис нельзя назвать «космическим». Но он играет, как человек, воспитанный в интеллигентной киевской семье — изящно, вдумчиво, элегантно. LB.ua говорил со Стаховским о шальных заработках в теннисе и таких же шальных тратах, о Федерере, который как швейцарские часы, о медленных кортах и турнирах-жадинах.

- Сергей, вам не кажется, что Тур если не постарел, то «позрелел» так точно?
- Недавно была статистика, что средний возраст игрока из первой сотни рейтинга — 27 лет. Хотя в 2004-м это показатель составлял около 23 лет. Конкуренция. Уже мало только определенных данных, нужен и опыт.

- Но теннис ведь стал более атлетичным, и возрастные игроки, по идее, как раз не должны выдерживать заданного темпа. Тот же 33-летний Штепанек, которым вы восхищались еще четыре года назад.
- На самом деле, теннис стал более мудрым. И игроки, которые находятся высоко в рейтинге, могут себе позволить необходимое: тренера, тренера по общефизической подготовке (ОФП) или физиотерапевта. А большинство игроков, которые только пытаются пробиться в ТОП-100, не имеют такой возможности.

- А вы среди каких игроков?
- Я среди самозарабатывающих, самоокупающихся и в последние годы остающихся в «плюсе».

- Ну да, все-таки в «минусе» проблематично остаться.
- Вы думаете? Я так не считаю.

- То есть, прав был Давыденко, который жаловался, что призовые за участие в первом круге Мастерса в Индиан-Уэллсе не возмещают затраты на проезд и проживание?
- Они никак не окупаются. Я в «минусе» после Мастерсов в Индиан-Уэллсе и Майами. Около пяти тысяч. И это при том, что в Индиан-Уэллсе я пробился во второй круг.

-А как же разговоры, что в Америке теннисист может получить полный спектр услуг за небольшие деньги?
- Это работает в определенных местах. А в том же Индиан-Уэллсе дешевых гостиниц в принципе нет. Самый дешевый номер стоил $144 в сутки. А налоги с призовых — 38%. Ты прилетаешь туда минимум за четыре дня до старта турнира. Сидишь в Америке минимум три с половиной недели. Платишь тренеру — зарплата понедельная, питание, гостиница. Если у тебя их два — еще одна зарплата, питание. А перелеты? Из Европы в Америку, по стране, и обратно — это минимум 2 тыс. евро с человека. А заработал я там чистыми около $11 тыс.

- А у вас тренер постоянный?
- Постоянный. Плюс ко мне прилетал тренер по ОФП. Плюс в моей менеджерской конторе есть физиотерапевт, который ездит с несколькими игроками одновременно.

- Вы комфортно чувствуете себя в 26 лет на 72-й строчке мирового рейтинга?
- У меня вся карьера выстроена так, что я иду чуть-чуть вперед — и назад, снова вперед — и снова назад.

- Шаг вперед — два назад?
- Нет, не так: три вперед — два назад... Это для меня повседневная история. Поэтому я не особо отчаиваюсь. Я еще многого не сказал в этом спорте, и слишком много еще впереди, чтобы над таким незначительным падением задумываться. Но в 22 года, конечно, переносить перелеты, переезды было легче. Сейчас физически после матчей я себя чувствую также, но перелеты и адаптация даются сложнее.

- А у вас аэрофобия не развилась за это время?
- Нет, но стало страшно приземляться.

 - Недавно Марди Фиш пожаловался, что почти не осталось турниров с быстрыми кортами.
- Правду сказал — не осталось. В этом году самые быстрые корты были в Дубаи. В Индиан-Уэллс мы ехали с надеждой, что корты будут хотя бы такими же, как и в прошлом году. Но они переложили корты, и те стали супермедленными и с высоким отскоком. В Майами — то же самое, так еще из-за влажности мячи распушиваются.

- А для чего организаторы турниров так делают?
- На самом деле, корты когда-то были слишком быстрыми, и их решили замедлить, чтобы игра стала более красочной. Но получился перегиб. И финал в Австралии, который длился шесть часов, никому особо не понравился.

- Ну, на первый раз сойдет.
- Но если это станет тенденцией, то люди не поймут. Поэтому нужно или менять структуру подсчета очков, или ускорять корты. Поскольку — ну, никак. Самое быстрое покрытие было в Берси. Но в прошлом году оно было в три раза медленнее, чем раньше. Да сейчас даже на «Уимблдоне» трава растет против шерсти — чтобы она замедляла игру.

- Свинство какое. Теперь я понимаю, почему Федерер стал там постоянно проигрывать.
- Если пять-семь лет назад игроки прокладывали «тропинку» к сетке и там трава была вытоптана, то сейчас «плеши» у задней линии. Поскольку скорость и высота отскока позволяют играть на задней линии.

И многих игроков — испанцев тех же, других «грунтовиков» — это устраивает. Это выравнивает шансы. Возможно, поэтому в Туре и стало больше возрастных теннисистов: игра стала более компактной, все играют на всём.

- Конфликт между Федерером и Надалем...
- Федерер играет в менее физический теннис. У кого-то есть больше таланта от Бога, у кого-то — от чего-то другого. Для меня Надаль более талантливый человек в плане дисциплины и трудолюбия. Благодаря этому он в свое время и стал первой ракеткой мира. А Федерер — это теннисист от Бога, талант, который нашел «свой» вид спорта. Один достиг успеха благодаря кропотливой работе, а второй достиг большего, затратив меньше усилий.

- Но ведь Надаль — бывший ремесленник, который стал Мастером, научившись многому как раз у Федерера.
- Все учатся у Федерера. Роджер в 2006-08 годах сдвинул теннис в абсолютно другую сторону. Он играл настолько быстро, что все потянулись за ним. Но началось замедление кортов.

- Я едва не заснул под второй сет матча между Джоковичем и Марреем в Майами...
- Это пример системного процентуального тенниса — безошибочной игры. Джокович, на самом деле, играет в «стенку».

- В сквош что ли?
- Нет. Он играет очень близко к задней линии, он прекрасно передвигается, он хорошо обводит, он не ошибается. Когда я играл с ним в Дубаи, он не давал какого-то сумасшедшего ритма, темпа, огромной вариативности. Да, он может укоротить.

- Может, но все реже это делает. Он становится все более примитивным.
- Он просто делает на корте то, что позволяет ему выигрывать. А от того, что ты будешь красиво играть, больше зарабатывать ты не станешь.

- Но тебя шейхи могут пригласить в Дубаи. Скажут: «Парень, смотреть за твоей игрой — одно удовольствие».
- Ничего подобного.

- Федерер поехал в Дубаи, куда изначально не собирался ехать, просто так?!
- Федерер, Надаль, Джокович, Маррей — это вообще отдельный мир. То, сколько зарабатывает эта четверка — несопоставимо с остальными. Мы просто не существуем в сравнении с ними.

Игроки, которых нет в ТОП-20, не имеют никаких денег, кроме призовых. Контракты, одежда — всё это отошло к представителям ТОП-5 или ТОП-10. Уже я застал тот период, когда все большие бренды поняли, что платить нужно только топовым игрокам, все остальные — свободны.

- Что касается обиды Надаля на Федерера...
- Он не обиделся именно на Федерера. Его огорчило то, что его идеи — полезные для Тура, как он считает — не слышат. Это касается того же двухлетнего рейтинга. Но если это вводить, то каждый игрок должен голосовать, а это не совсем корректно. Смотрите: при нынешней оплате труда теннисистов лично я - «за» такое нововведение. Это защищает мой рейтинг. Доходы большинства теннисистов, на самом деле, смешные.

- А на цифры как посмотришь: один матч выиграл — на машину заработал.
- По цифрам я — миллионер. Но я уже рассказывал о затратах, которые несу.

- А если лететь не бизнес-классом, а лоукостом?
- Каким лоукостом в Дубаи?! Я этот год летаю «энономом». Я из Лондона в Дубаи и обратно летел за 1200 евро. А мы ведь не можем брать билеты заранее. К тому же, дешевые билеты ты уже сдать не можешь. Часто берем и в день вылета. А это уже совсем другие цифры.

У меня в год уходит 170 тыс. евро на статью «игровые расходы». В прошлом году только на билеты ушло 85 тыс.. А заработал я $428 тыс. Отминусуйте в среднем 30% налога.

- Зато вас деньги не испортят.
- Да, но я этому спорту отдаю всю свою жизнь. Пропускаю учебу, друзей, у меня семья. Допустим, я выйду на спортивную пенсию в 32 года. Пусть даже я к этому времени заработаю 500 тыс евро в сухом остатке. Но на эти деньги мне жить всю оставшуюся жизнь. А имя «Стаховский» в нашей стране на меня работать точно не будет.

- Возвращаясь к Надалю: турниры серии Grand Slam, насколько нам известно, выплачивают игрокам ненормально низкий процент премиальных со своего дохода. Например, US Open тратит на призовые 4-6% от дохода. Турниры ATP – около 30%. С 2004 г. призовые на крупных турнирах росли меньше, чем инфляция.
- Теряется резон войти в ТОП-100. Если ты ездишь с тренером — будешь лишь в небольшом плюсе, $20-30 тысяч в год. И это 100 лучших людей в этом виде спорта в мире. Если вы возьмете сотого футболиста, сотого гольфиста, да любой спорт, который идет по телевидению, то там заработки будут несоизмеримо больше. Даже сотый футболист в Украине получает больше.

Всё держат Slamы, и если они начнут больше делиться доходами, то появится смысл пробиться в ТОП-100. Да, будет выглядеть вульгарно, если игрок, проиграв в первом же круге, заработает $50-100 тыс., но сколько он вложил в себя для того, чтобы там вообще сыграть. Долететь до Австралии — это уже подвиг. Это 24 часа. Вот туда я не рискую летать «экономом», это просто нереально.

А если Slamы пойдут на уступки, то я против 2-летнего рейтинга. Потому что многим игрокам понадобится два года, чтобы пробиться в сотню. А сейчас люди реально работают над этим. Сейчас, что 70-й, что 200-й в рейтинге — одно и то же.

- У меня тоже не все так гладко с финансами. Вы не подскажите, на какой ваш матч нужно поставить «Тотал меньше»?
- А что такое «Тотал меньше»? Просто чтобы я понимал. Но до меня, конечно, доходили разговоры, что теннисисты играют на тотализаторе.

- Это свинство или каждый сам для себя решает?
- Каждый сам себе режиссер, хотя я считаю, что это свинство. Но есть исключения. Я не считаю это свинством от игроков, которые стоят в районе ТОП-100, и один такой матч гарантирует им дальнейший рост в теннисе. А вот если ставки, а не игра в теннис, станут приносить основную прибыль, то я такое, конечно, осуждаю.

Еще один нюанс: сейчас, если ты приезжаешь на турнир без тренера, это воспринимается так, будто ты приехал «сливать». А зарплаты тренеров, скажу я вам, в последнее время выросли. А некоторые «экстремалы» даже диетолога за собой возят.

- Ваш брат Леонард, которого кое-кто считает даже талантливее вас, «подвязал» с активными выступлениями. У вас не хватило средств, чтобы спонсировать его профессиональный рост?
- Он поступил в колледж в Америке. И он может заиграть после колледжа так же, как Изнер, как Блэйк, как Бенджамин Беккер. И я не являюсь его отцом — я его брат. Я всегда его поддерживал. Но есть родители, которые решили, что так будет лучше. И, к слову, если бы у меня сейчас были дети, я бы ни за что не отдал их в теннис. Потому что пройти то, через что прошел я... И мне, на самом деле, повезло: не было бы Загреба (первый турнир ATP, выигранный Сергеем. – LB.ua) — не было бы меня. Я бы потратил на это десять лет жизни — и никакой отдачи. Кроме моральной.

Но не войди я в сотню — и что дальше? То есть, я становлюсь тренером-инструктором по теннису, и что это за жизнь? Стоять на корте с 8-ми до 8-ми всю оставшуюся жизнь, играть с любителями? Да, это может дать финансовую отдачу, но это адский труд.

На самом деле, Леонард сам выбрал для себя такой путь. Это хороший университет, это хороший факультет — он будет нефтяным инженером, там хорошая школа тенниса — там тренирует брат Роддика.

И он должен проводить определенное количество часов, тренируясь. Это будет отслеживаться. Если он не будет тренироваться — у него забирают право на бесплатное обучение. В Америке у колледжей спортивные бюджеты больше, чем аналогичный бюджет у всей нашей страны. И для них высокие результаты их выпускников в спорте — это вопрос престижа.

- Александр Долгополов в этом году показывает какой-то сумасшедший теннис.
- Он всегда так играл. Это человек, в матче с которым от тебя многое не зависит. Либо да, либо нет — но это будет зависеть только от него. Даже игроки из ТОП-10 выходят против Саши — и от них ничего не зависит. Ну, может быть, Федерера это не касается. Долгополов играет в «два удара». И если после этого розыгрыш не заканчивается, то у соперника появляются шансы.

- Вы с Федерером часто общаетесь?
- Я с ним постоянно общаюсь.

- И какой он как человек?
- Хороший человек, только очень нейтральный, как на мой вкус. Он слишком швейцарский. Он слишком не хочет быть замешан ни в какой плохой истории. Когда игроки хотят что-то изменить, то он слишком пассивно на всё это смотрит, потому что это может нанести вред его имиджу.

Надаля в этом контексте я уважаю больше, потому что он открыто поддерживает интересы игроков.

- А почему игроки не свергнут Федерера с должности председателя Совета игроков?
- А Федерер говорит то же самое, но не в присутствии всех игроков. Он не хочет публично говорить о некоторых вещах. Потому что если вдруг будет скандал с бойкотированием игроками Grand Slam-ов, то это могут связать с его именем.

На самом деле, Надаль ушел не из-за Федерера, а Совет игроков, по большому счету, ничего не решает. Это совещательный орган. Но есть три человека, которые представляют игроков в ATP. И Рафа посчитал, что они не отстаивают интересы игроков в той мере, в которой должны. И в некоторых вещах я готов с ним согласиться.

- У вас интересная манера игры.
- Я пытаюсь что-то придумывать, иногда, правда, меня заносит. Надо держать себя в рамках, не перебарщивать с фантазией.

- Вам не тяжело в Украину возвращаться после...
- На самом деле — легко. Я люблю Украину, я родился в Киеве — это мой город. Я сюда возвращаюсь с радостью, потому что здесь друзья, знакомые. Труднее воспринимается всё, что происходит в этой стране, это да...

Игроки в сюжете: Стаховский Сергей
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке