Маргарита Гаспарян: Играть против Уильямс - сомнительное удовольствие

13 апреля 2016
Пресса

Маргарита Гаспарян - одна из тех, кого сейчас называют новой волной отечественного тенниса. Молодая москвичка за последние два года пробилась из четвёртой сотни мирового рейтинга в Топ-50. В поединке с беларусками, который в выходные пройдёт в МСА "Лужники", Гаспарян, скорее всего, выступит в роли второй ракетки российской сборной. Но, судя по всему, её это нисколько не пугает.

- Как-то очень незаметно для постороннего глаза Вы сумели пробиться в Топ-50 мирового рейтинга. Какой момент в Вашем становлении стал переломным?
- Это случилось в прошлом году: я выиграла пару 25-тысячников, неплохо выступила на нескольких турнирах WTA и вдруг почувствовала определённую уверенность. Стало понятно: я могу войти в Топ-100 и стабильно играть на этом уровне. Кроме того, мне очень много дал матч против Серены Уильямс на Уимблдоне. Это было просто невероятно: первый круг против такой соперницы, на центральном корте, да ещё на моём самом любимом турнире! Ту встречу я провела сравнительно неплохо, что позволило мне совершить ещё один шажок вперёд.

- Молодые теннисисты, только что перешедшие из юниоров во взрослую категорию, бьются словно головой о стену: без высокого рейтинга невозможно попасть на крупные турниры, а без выигранных очков нельзя увеличить рейтинг. Как вырваться из этого замкнутого круга?
- Это и вправду очень тяжело. Приходится везде выступать в квалификации, даже на 100-тысячниках. Чтобы попасть в основную сетку крупного турнира, нужно обыграть не одного или двух, а сразу трёх сильных соперников. Но и этого мало, для получения хоть каких-то очков надо и в основном турнире пройти дальше первого круга. При этом, чтобы подняться в рейтинге, одного удачного турнира недостаточно. Нужно несколько хороших выступлений. В такой ситуации помогает только терпение. Пройти через полосу испытаний возможно, мой пример подтверждает это.

- Чем взрослый теннис отличается от юниорского?
- В WTA-Туре все умеют сильно бить по мячу и хорошо передвигаться по корту. Здесь на первый план выходит психология. Ты должен чётко знать, что в нужную секунду сможешь сыграть так, как надо: попадёшь мячом точно в линию или сделаешь эйс. Уверенность в себе - это даже больше, чем половина успеха. Те, кто в решающий момент зажимаются и начинают "аккуратничать", не смогут пройти по сетке далеко. Теннисисты высокого уровня всегда умеют сыграть остро. Но это не риск ради риска; они просто знают, что ударят по мячу и попадут.

- Даже когда вы выступали на турнирах ITF с маленьким призовым фондом, с Вами работало несколько специалистов: тренер по теннису, тренер по ОФП, психолог. Прокормить такую команду, наверное, было непросто?
- Мне очень повезло с окружением: во главе угла у нас всегда были человеческие, а не коммерческие отношения. Этим людям интересна я сама, а не мои деньги. Они хотят прежде всего помочь, а не заработать на мне. Поэтому нам всегда удавалось договариваться по финансовым вопросам. Да, я находилась в определённом минусе, но это было не смертельно. По-другому и не бывает: если ты хочешь что-то получить, сначала надо что-то потратить.

- Сейчас теннис приносит Вам доход?
- Те, кто попал в Топ-50 мирового рейтинга, себе в убыток уже не выступают. Сейчас я участвую в соревнованиях с приличным призовым фондом, на которых в случае успеха можно заработать хорошие премиальные. Но я о деньгах стараюсь не думать - ни о премиях за тот или иной турнир, ни о состоянии личного бюджета. Если забивать этим голову, теннис может уйти на второй план и стать лишь средством для получения дохода - а я этого не хочу. Кроме того, если бы у меня был дорогой наставник и большая команда сопровождающих, то поневоле пришлось бы думать на эту тему. А в моей нынешней ситуации этого не требуется: денег хватает, и слава богу.

- Против Серены Уильямс Вы играли не только в прошлом, но и в нынешнем году. За это время восприятие себя в теннисе изменилось?
- Очень сильно. В прошлом году я шла на матч с Сереной и все время повторяла себе: "Как сыграешь, так и сыграешь. Просто покажи свой лучший теннис, и будешь молодцом". Нынче же я очень хотела её победить. Правда-правда, у меня были такие мысли. Понятно, что Серена – великая спортсменка, номер один в мире. И все равно настрой у меня был самый серьёзный: я могу и хочу её обыграть.

- Психолог Вадим Гущин в прошлом году Вас настраивал: выйди на корт и просто получи удовольствие. Удалось выполнить его наказ?
- Получать удовольствие удавалось лишь в первом сете, когда игра у меня шла. Однако во второй партии Уильямс резко прибавила, и противостоять ей стало гораздо сложнее. Серена просто расстреливала меня, а я ощущала полную беспомощность. Сделать хоть что-то не представляется возможным; нет ни шанса, чтобы зацепиться. Сначала ломаешь голову, что предпринять. Потом наступает паника, возникает чувство обречённости – и тут матч наконец заканчивается. В общем, играть против Уильямс - сомнительное удовольствие.

- Психогимнастика, которой учит Вас Гущин, во время матчей работает?
- Мне больше помогают другие вещи. После матчей мы обычно обмениваемся с Вадимом Игоревичем смсками. И он каждый раз находит какие-то слова, которые вселяют в меня уверенность. Это не банальные похвалы: дескать, молодец, давай дальше в том же духе. И тем более не накачки в стиле: давай, вперёд! Это может быть совет или определённое замечание. Факт тот, что после такой переписки я чувствую себя гораздо сильнее.

- По мере того, как Вы продвигаетесь в рейтинге, отношение соперниц к вам меняется?
- В профессиональном спорте, да ещё на таком уровне никто радоваться появлению нового конкурента не будет. Здесь каждый - сам за себя. И всё-таки некоторые девочки, которые раньше со мной вообще не общались, теперь начинают здороваться первыми. Даже иногда разговоры завязывают. Я со своей стороны стараюсь поддерживать ровный контакт со всеми. Проще всего мне, конечно, с россиянками, особенно хорошие отношения установились с Сашей Пановой. В прошлом году мы много играли в паре, это нас очень сблизило. Сейчас мы вместе уже не выступаем, но по-прежнему замечательно общаемся. Последнее время я близко сошлась с румынкой Моникой Никулеску, это очень позитивный и лёгкий человек. Приятельствую и с Данкой Ковинич из Черногории, с которой часто тренируюсь вместе на турнирах.

- Есть ли, наоборот, теннисистки, к которым без особой необходимости не подойдёте?
- Есть и такие. Знаете, деньги и амбиции иногда очень портят людей. Некоторые девочки почему-то вдруг начинают грубить, отпускают колкие замечания. Понятно, почему это происходит - они завидуют или ревнуют. У мужчин в этом смысле все гораздо проще: они или общаются, или нет. Если возникла какая-то проблема, ребята выяснили между собой отношения - и закрыли вопрос. У женщин все гораздо сложнее... Но я всё равно считаю, что надо оставаться человеком в любой ситуации. Пусть на корте это не всегда возможно, вне спорта взаимное уважение должно присутствовать обязательно.

- Три года назад Вы уже выступали за российскую сборную в "Кубке Федерации". Что поменялось с тех пор?
- Тогда я считалась пятым номером в команде, сейчас - вторым. Это не значит, что теперь я вхожу в раздевалку королевой. Но уверенности в себе мне это добавило абсолютно точно. Я знаю, чего добилась: пусть ещё не так много, но кое-что уже есть. Это позволяет мне самой уважать себя, и ждать уважения со стороны других.

- Совсем недавно на турнире в Индиан-Уэллсе Вы обыграли вторую ракетку беларусок Ольгу Говорцову, побеждали её и в прошлом году. Является ли это психологическим преимуществом в преддверии "Кубка Федерации"?- Игры за сборную и встречи на турнирах - это принципиально разные вещи. В матчах на "Кубок Федерации" случается всякое. Говорцова может разозлиться, закусить губу: мол, сколько можно уступать этой Гаспарян?! Поэтому я даже не думаю об истории наших личных встреч. Главное, что можно вынести из них: раз я уже обыгрывала эту теннисистку, значит – она мне по зубам. С этим сознанием и нужно выходить на корт.

- А лидер беларуской сборной Виктория Азаренко? Она сейчас набрала великолепную форму.
- Я видела её матчи в Индиан-Уэллсе и Майами, она играет просто превосходно. Азаренко замечательно двигается по корту, у неё плотные, быстрые удары. Она очень стабильна и обладает бойцовским характером: борется за каждый мяч, никому просто так ничего не отдаёт. В прошлом году она стояла в рейтинге не очень высоко, но всё равно было видно - это теннисистка Топ-уровня. Что Вика и подтвердила в нынешнем сезоне. Уже в начале года она смотрелась очень здорово, сумела выиграть турнир в Брисбене. А сейчас набрала просто потрясающую форму.

- Что можно противопоставить игроку такого уровня?
- (задумывается) Мне кажется, в матчах против Азаренко нужно терпеть. И постараться задавить её с помощью высокого темпа, тогда она может захлебнуться. Ещё нужно постоянно менять ритм: играть то коротко, то длинно. Использовать вращения, резаные и укороченные удары, это может доставить ей проблемы. В таком ключе действует немка Анжелика Кербер, которая считается неудобной соперницей для Азаренко.

Игроки в сюжете: Гаспарян Маргарита
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке