Кафельников: почему факел несла Шарапова?

12 февраля 2014
Пресса

Олимпийский чемпион, сочинец Евгений Кафельников рассказал Игорю Рабинеру, почему не имеет отношения к Играм-2014 и смотрит их в Испании.

Летит же время… 14 лет назад, на стыке веков, сочинец Евгений Кафельников был одним из самых популярных спортсменов России, да и мира. И когда он приехал в Олимпийскую деревню Сиднея-2000 на первый в истории теннисный турнир с участием всех сильнейших профессионалов, за его автографами на моих глазах выстраивались чуть ли не очереди из спортсменов по менее популярным видам, чем теннис.

А сам он ловил кайф от десятков новых знакомств, совершенно иной атмосферы, нежели в турнирах серии АТР. И говорил: "На меня произвело огромное впечатление общение с нашими спортсменами в Олимпийской деревне. Когда я увидел тех, кто ради победы на Играх вкалывал, как проклятый, четыре года, то уже не мог относиться к Олимпиаде иначе. В деревне я понял, что представляю здесь не только себя, но и всю страну. Почувствовал себя членом большой команды. И как только появляется возможность, хожу болеть за наших — на гимнастику, баскетбол, волейбол..."

Несколько месяцев до Сиднея получились у Кафельникова неудачными, и он признавался мне, что в какой-то момент даже думал в такой форме в Австралию не ехать. Но желание попробовать на вкус, что же такое Олимпийские игры, перевесило. И так вдохновило чемпиона Франции и Австралии увиденное, что он поймал настоящий русский кураж и "порвал" всех – Филиппусиса, Куэртена, Хааса… И после его культовой золотой медали Олимпиада-2000, начавшаяся для России неудачно, волшебным образом развернулась. А он стал одним из главных её героев.

18 февраля ему, человеку, который впервые в истории России стал первой ракеткой мира, исполнится 40. Казалось бы, где ему ещё встречать юбилей, если не в родном городе в исторический момент, когда тот принимает Олимпиаду? Ан нет – связавшись с Кафельниковым, я обнаружил его в Испании. А день рождения он встретит в США, и в церемонии открытия Игр-2014 задействован не был. Хотя казалось бы – кто ещё, если не он? Тем более что с олимпийским факелом по стадиону "Фишт" бежали четыре представителя летних видов спорта – Мария Шарапова, Елена Исинбаева, Александр Карелин и Алина Кабаева.

Говорили мы полчаса. И Кафельников, с которым мы знакомы больше 20 лет, был по обыкновению прям и честен.

— Как вообще так получилось, что вы, сочинец, олимпийский чемпион, сейчас не на Олимпиаде и не участвовали в церемонии открытия Игр-2014?
— Скажу сразу: не хочу выглядеть человеком, который плачется, что всё плохо и недоволен, что его не пригласили. Это абсолютно не так. А получилось вот как. Прошлым летом, причём не ко мне напрямую, а через мою сестру (она живёт в Сочи. — Прим. ред.), спорткомитет города обратился с вопросом, не хотел ли бы я принять участие в эстафете олимпийского огня. Сестра мне это предложение передала, было оно прислано и в письменной форме, по электронной почте.

Понимаю, что нести по городу олимпийский огонь – это очень большой почёт. И ответил, что с удовольствием буду нести – но только если это будет в день открытия Игр. Чувствовал, что так было бы справедливо. На это моё пожелание вообще никакого ответа не последовало, а сам я напрашиваться не собирался. Всё.

— А что конкретно вам предлагали?
— Никакой конкретики не было. Просто спросили, есть ли у меня желание. Я, в свою очередь, высказал свои пожелания. Но мне никто ничего не ответил, и дальше дело вообще не пошло. Об участии в церемонии открытия речи вообще не заходило.

— У вас есть какие-то объяснения?
— Абсолютно никаких. Наверняка у кого-то были мысли насчёт моей кандидатуры, и они выразились в том, что мне изначально предложили. Но я был готов принять участие только в этом варианте.

— Почему?
— Не буду петь себе дифирамбы, но мне казалось, что заслуживаю немножко большего, чем просто в обычный день нести факел.

— Не поспоришь. Вы – единственный сочинец в истории, ставший олимпийским чемпионом.
— Есть ещё двое. В позапрошлом году Димка Ильиных в составе волейбольной сборной выиграл олимпийское золото в Лондоне. И ещё дядя Вова Кондра в Москве в 1980 году. Нас два волейболиста и один теннисист.

— Есть ли предположения, на каких уровнях у вас могут быть недоброжелатели, из-за которых вам не предложили ничего большего?
— Объяснений у меня нет, и даже не хочу об этом думать. Нет никакого желания забивать себе голову тем, что, как да почему. Случилось то, что случилось.

— Доводилось читать версию, что всему виной ваш отказ вступать в партию власти. Это и вправду может быть объяснением всему происшедшему?
— Думаю, это бред сивой кобылы. Слухи и догадки могут ходить разные, но уверен, что это абсолютная ерунда, не имеющая никакого отношения к реальной действительности.

— Но вы действительно отказывались вступить в "Единую Россию"?
— В 2003 году я играл свой последний сезон в профессиональном теннисе. И Слава Фетисов, который, если не ошибаюсь, уже был министром спорта…

— Да, он им стал вскоре после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити.
— Так вот он позвонил мне и сказал: "Что думаешь? Давай!" Сначала уже почти было принял положительное решение. Думал, почему бы и нет? Всё-таки заканчиваю, предстоит совсем другая жизнь. Но потом, взвесив все за и против, сделал два шага назад и от этой идеи отказался.

— Почему?
— Просто подумал, что политика – не моё. Я не готов, не образован в этой сфере. Почему должен чьё-то место занимать?

— Сейчас, глядя на число спортсменов в Госдуме и Совете Федерации, не жалеете?
— Абсолютно не жалею. Каждый делает свой выбор. Я абсолютно свободный человек, ни от кого не завишу и чувствую себя в этом плане нормально.

— То, что вы сейчас не остались в Сочи на саму Олимпиаду, это определённая демонстрация или просто так сложилось?
— Не спрашивал, но, честно говоря, надеялся, что ОКР мне как олимпийскому чемпиону и почётному гражданину Сочи, может, предложит пропуск на все спортивные мероприятия Игр. Но и такого не последовало. Вот и решил, что с удовольствием посмотрю Олимпиаду по телевизору.

Хотя два дня назад с Шамилем Анвяровичем (Тарпищевым, президентом Федерации тенниса России, членом исполкома ОКР и членом МОК. — Прим. ред.) созванивался. Он говорил: хочешь — подъезжай, со всем помогу. Но я к тому времени уже выстроил все свои планы – сейчас нахожусь в Испании, а 17 февраля улетаю в Америку.

— А участвовали ли как-то в продвижении Игр?
— Не припоминаю. По-моему, нет.

— Какие у вас отношения с президентом ОКР Александром Жуковым и министром спорта России Виталием Мутко?
— С Жуковым – очень хорошие. Нас ещё в давние времена познакомил Тарпищев. С Мутко особо часто не пересекались, но, по-моему, нормальные.

— А не в том ли ещё дело, что нынешняя власть, в отличие от прежней, к теннису достаточно холодна? Тот же Тарпищев, некогда один из ближайших к Борису Ельцину людей, в последние годы нередко жаловался на отсутствие достойного финансирования. Вот и вы, вице-президент федерации, могли рикошетом пострадать.
— Не думаю. Наоборот, со слов Шамиля Анвяровича, в последнее время к теннису начало проявляться более пристальное внимание. И федерации тенниса будет оказываться помощь со стороны Внешэкономбанка, что не может не радовать. Это очень большой плюс, потому что ситуация на самом деле была критической.

— На днях вы отметились в "Твиттере" следующим высказыванием: "Надо было дать возможность всем олимпийским чемпионам проголосовать за то, кто должен участвовать в эстафете огня на стадионе во время церемонии открытия. Это было бы справедливо, я считаю".
— Это моё личное мнение, но думаю, что его разделят очень многие. У нас в стране очень много чемпионов Игр, которые потом и кровью добивались своей олимпийской вершины или вершин. И они как никто другой могут дать реальную оценку – чего оно, это золото Олимпиады, стоит. И их выбор был бы справедлив.

Никто не хочет оспаривать кандидатуру того же Сан Саныча (Карелина. – Прим. ред.), трёхкратного олимпийского чемпиона. Я вообще написал, что в 99 процентах выбор, вероятно, был бы таким же. Но если бы выбирали спортсмены, чемпионы, то сам процесс был бы намного справедливее. Как мне кажется.

— Как вы себе представляете эту процедуру? Опрос какой-то?
— Конечно. О том, что в Сочи состоятся Олимпийские игры, знали за семь лет. Года за два отправили бы всем чемпионам анкеты – и не сомневаюсь, что каждый с удовольствием принял бы в таком опросе участие. Можно даже было сделать его в два-три этапа – сначала предложить более широкий круг кандидатов на несение огня и знамени, а потом чтобы по ходу голосования он сужался. Я сейчас импровизирую, но думаю, что это вполне можно было бы сделать. Если бы у кого-то из тех, кто такие вещи решает, возникло такое желание.

— В какой роли вы бы видели себя?
— Не мне судить. Если бы все решили, что я должен не в церемонии открытия участвовать, а нести факел по городу в день открытия, я бы сделал это с удовольствием. Или что-то другое. Потому что я понимал бы, что таково решение моих коллег, которые знают, чего стоит выиграть золото Олимпиады. Тогда не было бы никаких претензий. Ни к кому.

— Насчёт 99 процентов вы, по-моему, ещё слишком мягко выразились. Потому что олимпийские чемпионы, уверен, сделали бы совсем иной выбор – особенно по части тех, кто нёс олимпийское знамя. Мне, к примеру, категорически не понятно, что среди них делали киберспортсмен и военная журналистка – при всём к ним уважении.
— Это больная тема. Но ведь всё очень субъективно и в вопросе о том, кто нёс факел и даже зажигал огонь Олимпиады! Конечно, не собираюсь принижать заслуги госпожи Родниной, они бесспорны. Но есть ведь люди даже на зимних Играх с большим, чем у неё, количеством золотых медалей зимних Олимпиад.

— Да, та же Лидия Скобликова – шестикратная олимпийская чемпионка. Но она лишь была одной из тех, кто нёс по "Фишту" знамя. А никто из многочисленных четырёхкратных чемпионов зимних Игр в церемонии открытия не участвовал вовсе.
— Очень уважительно отношусь к Владиславу Третьяку. Но кто-то ведь и забивал в хоккейной сборной важнейшие голы! Тот же Александр Мальцев, рекордсмен сборной СССР по матчам и голам, двукратный олимпийский чемпион. А где на открытии были другие трёхкратные, наряду с Третьяком, — Виталий Давыдов и Андрей Хомутов? Или Слава Фетисов, который тоже, как и Скобликова, только нёс флаг…

Здесь может быть очень много разных мнений. Вот поэтому и говорю, что нужен был опрос. Людей, которые заслуживали в этот день понести олимпийский огонь, было очень и очень много – и только таким образом можно было определить всё по справедливости. А не так, что господин Эрнст сказал: мол, кто более продвинут и популярен, те и должны нести по стадиону факел. В частности, он именно так высказался о Шараповой.

— Вам не было приятно, что представительница вашего вида спорта несла олимпийский огонь по "Фишту"?
— Она не олимпийская чемпионка! По всем остальным – никаких претензий. И Лена Исинбаева, и Сан Саныч, и Алина Кабаева, и Роднина с Третьяком – золотые медалисты Игр, заслуженные люди. Но Маша Шарапова, никогда не бравшая золото на Олимпиадах… Хотя понятно: бренд раскрученный, весь мир её знает. Это да. Но о спортивных принципах тут никто не подумал.

— У вас по всем остальным – никаких претензий. А вот у четырёхкратного олимпийского чемпиона по биатлону Александра Тихонова они есть. Он возмутился тем, что представители летних видов спорта не проявили солидарность с "зимниками" и не отказались нести пламя по стадиону.
— Я его абсолютно понимаю. И, скорее всего, поддерживаю. Это зимняя Олимпиада. Надеюсь, что на нашем веку у России ещё будет возможность принять летние Олимпийские игры. Там бы представители этих видов спорта и имели бы такую честь. У нас было достаточно кандидатур и из хоккея, и из биатлона, и из лыж. При этом наших славных ветеранов, которые делали историю спорта и всей нашей страны, осталось не так много. И их оставили за рамками церемонии открытия. Считаю, несправедливо.

— Но вы ведь и сами – представитель летнего вида спорта. Если бы вам предложили нести факел по стадиону, неужели могли бы отказаться в пользу "зимников"?
— Сложный вопрос. Отвечу на него так. Если бы меня выбрали для участия в эстафете огня по стадиону все спортсмены – олимпийские чемпионы, то, конечно, я бы не отказался. Потому что понимал бы, что они пришли к выводу, что я этого заслуживаю. А вот если бы, допустим, господин Эрнст просто сказал: "Понесёшь" — я бы задумался 55 раз. И вот в этом случае отказ был бы вполне возможен.

— Фетисов, кстати, поддержал вас в нашей беседе пару дней назад, сказав: "Конечно, Жене тоже обидно. Он родился здесь, он олимпийский чемпион. И почётный гражданин Сочи".
— Читал — и благодарен ему. Спортсмены всегда понимают, что такое настоящий труд. Никто из нас никогда не будет за спиной говорить: мол, твоя олимпийская медаль стоит меньше, чем моя. Люди, которые понимают, как тяжело она достаётся, всегда поддержат друг друга.

— От кого-то ещё, кроме Фетисова, получили моральную поддержку?
— Вот сегодня разговаривали с футболистом Сергеем Кирьяковым. Он говорил: "Да ладно, не расстраивайся". Егор Титов в "Твиттере" во время церемонии открытия в пятницу тоже поддержал.

— Само открытие, если не брать выбор факелоносцев, понравилось?
— Да, всё было сделано со вкусом. И на широкую ногу. Многие и представить себе не могли, каким красочным получится открытие Игр. Шоу в целом было очень запоминающимся.

— Как Игры-2014 смотрятся из Испании?
— У меня их показывают только два немецких канала – ARD и ZDF. Транслируют хорошо, но делают акцент на своих. Вчера смотрел санный спорт, прыжки с трамплина. А вот фигурного катания не было – и мне удалось только посмотреть в Youtube, как наша 15-летняя красавица (Юлия Липницкая. — Прим. ред) каталась. Очень порадовался за девочку – и надеюсь, что у неё будет светлое будущее в этом виде спорта. Надеюсь, и в личных соревнованиях наша юная суперзвезда проявит себя с лучшей стороны.

— На организацию Олимпиады немецкие каналы помои не льют?
— Бывает. По ARD два дня назад показали знаменитый уже сюжет минут на пять про гей-клуб в Сочи под названием "Маяк". Буквально полчаса назад уже по ZDF был ролик о том, как где-то унитазы прикреплены плохо, из них вода течёт. И змеи какие-то ползают…

— Как ко всему этому относитесь?
— Смотрю с ухмылкой. Не проходит ни одного дня, чтобы по этим каналам над Россией в чём-то не посмеялись.

— Разговаривал с игроками хоккейной сборной США – они в восторге от условий в олимпийской деревне.
— Могу представить! Вообще, это удивительные Олимпийские игры. В районе моря – плюс 15, в горах – в районе нуля. Даже в голове ни у кого не могло уложиться, что такой город может организовать зимние Игры. Но мы это видим!

— Много ли родственников и знакомых у вас сейчас живут в Сочи, и рады ли они Олимпийским играм? Как они отразились на их жизни?
— И отец, и мать, и сестра – все живут в Сочи. Я там не был два с половиной года, с июля 2011-го. А родственники говорят, что всё, безусловно, изменилось в лучшую сторону. Те же развязки дорожные сделали, ездить стало комфортно. Или от сочинского вокзала до аэропорта доезжаешь за 25 минут. Такого во время стройки и близко не было – приходилось ехать два с половиной часа из центра города до аэропорта, что было просто невыносимо. Но теперь всё доведено до ума, и люди смотрят на эти перемены совсем по-другому.

— Вообще, как считаете – чем в истории с сочинской Олимпиадой мы вправе гордиться, а за что может быть стыдно?
— Ох, сложный вопрос… Гордиться нужно в первую очередь тем, что мы вообще провели эти Олимпийские игры. Было очень много скептических мнений, многие говорили, что объекты не будут готовы, всё завалим. Слышал даже вариант, что за пару лет до Игр МОК мог перевести их в Корею. Такие разговоры были.

А разочарования… Учитывая, что Игры проходят у нас в стране, безусловно, хотелось бы больше золотых медалей. На данный момент, после четырёх полных дней Олимпиады, у нас всего одна, и это сильно напрягает. Те же канадцы в Ванкувере по итогам заработали 14 золотых наград. Надеюсь, конечно, что к концу выправим положение, но то, что происходит пока, накладывает на восприятие Игр печальный оттенок.

— Вы удивлены?
— На фоне того, что происходило в Ванкувере, ничему особо удивляться не приходится. Любое золото – большая радость! На самом деле, мы как большая страна должны рассчитывать на намного большее. Читал сегодня в интернете комментарий Виталия Леонтьевича, суть которого в том, что пока у нас всё хорошо, и мы не рассчитывали заработать много золотых медалей к этому моменту. На мой взгляд, мы должны быть максималистами. Игры проходят у нас в стране, и где ещё выигрывать максимум медалей, если не в Сочи?

— С кем-то из участников Олимпиады знакомы? Например, с земляком-сочинцем, призёром двух предыдущих Игр бобслеистом Алексеем Воеводой?
— Нет, ни разу не пересекались. Но нескольких человек знаю. Более или менее, но не так хорошо – Женю Плющенко, а вот Илюху Ковальчука и Сашу Овечкина – очень хорошо.

— То есть за хоккеем будете следить внимательно?
— Обязательно! Главное, чтобы ребята не перегорели. Они понимают, какая на них ответственность. И это может сыграть с ними злую шутку. Надо, чтобы они расслабились и играли в тот хоккей, в который умеют. Чтобы на них подсознательно не давило, что все ждут от них золотых медалей.

— А как вам удалось в Сиднее, на первой Олимпиаде для теннисистов-профессионалов, не перегореть?
— Не знаю, опыт, наверное (смеётся). Мне было 26 лет. Уже многое на своём веку к тому времени повидал (к тому времени Кафельников уже выиграл и "Ролан Гаррос", и Australian Open, и побывал первой ракеткой мира, — Прим. Ред). И это, наверное, было самое главное. Если бы мне было 22 – может, всё сложилось бы по-другому.

— Какая из побед для вас по эмоциям была сильнее – в Париже-96, Мельбурне-99 или Сиднее-2000?
— Меня все знают не как победителя "Ролан Гаррос", Australian Open или первую ракетку мира. Меня все знают и будут помнить как олимпийского чемпиона. Это ответ на ваш вопрос.

— От вашего знакомого Плющенко ожидали золота – хотя бы в командных соревнованиях?
— Не важно, командные соревнования или личные – олимпийское золото есть олимпийское золото, и ценится оно одинаково. И если бы хоть кто-то из команды не проявил себя с лучшей стороны, золотой медали бы не было.

— Как думаете, какое будущее ждёт олимпийские объекты и город-курорт вообще?
— Знаю, давно идёт речь о команде КХЛ – и надеюсь, что она в Сочи появится. Но в целом может быть непросто. Регион-то специфический. Наши соотечественники не особо воспринимают Сочи как курорт для летнего отдыха. Как зимний – мне кажется, получше. Хотя говорят, что цены тоже намного выше европейских, альпийских – в Австрии, Швейцарии, Италии. Равноценно конкурировать с Альпами нам вряд ли удастся, но как-то развиваться как курорт Сочи, конечно, будет. А уж окупится ли всё – я не специалист, и комментариев давать не могу.

— И напоследок – о следующей Олимпиаде, в которой вы можете принять участие. Пару лет назад читал, что вы собираетесь попытаться попасть в Рио-де-Жанейро на соревнования по гольфу, впервые включённые в программу летних Игр. И, более того, ввиду отсутствия нормальных контактов с российской федерацией гольфа можете сделать это даже от… Украины. Какова ситуация на сегодня?
— За Украину – нет, а пробовать квалифицироваться в Рио, конечно, буду. От России.

— То есть с федерацией у вас наладилось? Они как-то помогают? Ведь вид спорта даже для такого человека, как вы, недешёвый.
— Сам справляюсь. А с федерацией в плане контакта у меня всё отлично!


Игроки в сюжете: Кафельников Евгений
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке