Игра до обморока

17 июня 2011
Пресса

Почему теннисистов все чаще уносят с корта на носилках.

В ближайший понедельник стартует легендарный Уимблдон. Самый престижный теннисный турнир в течение двух недель будет держать в напряжении любителей игры и, конечно, самих участников, которым, между тем, все труднее и труднее справляться с физическими перегрузками профессионального тура. Эти затраты настолько высоки, что не выдерживают даже отменно тренированные организмы. Казалось бы, теннис – весь такой воздушно-изящный, а превратился в по-настоящему «лошадиный» вид спорта.

 Неудивительно, что на фоне высочайшей конкуренции и всевозрастающих нагрузок и существования на пределе, в игровом режиме «нон-стоп» с короткими паузами на отдых у профессиональных теннисистов «летят» колени, лодыжки, локти, плечи, кисти, спина… Уже в довольно юном возрасте многие очень талантливые «ракетки» становятся фактически инвалидами, а некоторых увозят в колясках или уносят на носилках буквально с корта. Дошло до того, что теннисисты начали падать в обмороки прямо во время матчей. Как, например, россиянка Анна Чакветадзе. Не так давно она считалась одной из самых ярких теннисных звездочек, в 20 лет вошла в пятерку лучших рейтинга WTA, однако вскоре карьера Ани пошла на спад. Летом прошлого года Чакветадзе, казалось бы, удалось добиться перелома. «Чувствую, что моя карьера начинается заново», – оптимистично заявляла и сама спортсменка. Но в этот момент с ней стало происходить что-то неладное. На февральском турнире в Дубае по ходу поединка с первой ракеткой планеты Каролин Возняцки из Дании, ведя во втором сете 5:3, россиянка вдруг потеряла сознание прямо на корте. Испугались все, та же Возняцки назвала происшествие страшным. Хотя наша теннисистка быстро пришла в себя, она, естественно, отказалась от продолжения борьбы.

А через месяц ситуация повторилась. В Индиан-Уэллсе после удачного старта Чакветадзе встретилась с соотечественницей Марией Кириленко и во втором сете почувствовала головокружение. На сей раз до обморока не дошло, однако Анна отказалась продолжать матч и решила пройти обследование в одном из американских госпиталей. Отец Чакветадзе Джамал позднее озвучил поставленный диагноз – «вазовагальные обмороки». Оговорившись – ничего ужасного не произошло, проблемы дочери связаны с последствиями расстройства желудка и обезвоживания организма. Анна отдохнула, потом заявилась на турнир в Штутгарте, прошла квалификацию, но встречу первого круга основной сетки с Зузаной Кучовой из Словакии вновь не доиграла из-за сильного головокружения и предобморочного состояния. После этого последовал почти месяц обследования в московской больнице, причем врачи снова не нашли никакого «криминала» в состоянии Чакветадзе, разрешив ей выступать. Несколько дней назад Анна вновь вышла на корт – на соревнованиях в Хертогенбоше и взяла только пять геймов у испанки Лауры Домингес-Лино. Сознание не теряла, но выглядела вяловато. Судя по всему, именно профессиональный теннис выжал ее как лимон. Ведь плохо Чакветадзе становится исключительно во время матчей. Во всяком случае, пока не понятно, сумеет ли Анна полностью восстановить здоровье, а ведь ей только 24 года.

Чуть раньше, в сентябре 2010-го, в обморок прямо на корте упала и один из лидеров современного женского тенниса Виктория Азаренко из Белоруссии (на фото). Причем это произошло на Открытом чемпионате США, турнире «Большого шлема», во время встречи с Гизелой Дулко из Аргентины. 21-летняя спортсменка призналась, что накануне оступилась на беговой дорожке и, падая, немного ударилась головой. Пустячный на первый взгляд инцидент. Но в жаркую и влажную погоду молодой и сильный организм Азаренко не выдержал. «С каждым розыгрышем мне становилось все хуже, начала болеть голова, перед глазами поплыли круги, а потом я просто отключилась», – рассказывала Виктория. Попытки продолжить матч успехом не увенчались: плачущую Азаренко увезли с корта в инвалидном кресле и отправили в госпиталь.

А как не вспомнить январь 2009-го, когда белорусская теннисистка на Открытом чемпионате Австралии уверенно вела матч 1/8 финала против американки Серены Уильямс, но во втором сете ее словно кто-то выключил? Силы покинули Викторию, и ей пришлось срочно покинуть корт при помощи врачей.

Дважды за последние два года не выдерживала нагрузок турниров «Большого шлема» и ровесница белоруски, немка Сабина Лисицки. В 2009-м на US Open спортсменку увезли с корта на кресле-каталке после того, как она травмировала лодыжку, а буквально несколько недель назад на «Ролан Гаррос» Лисицки после матча с нашей Верой Звонаревой уносили с площадки на носилках. Из-за накатившей после двух с лишним часов игры усталости и страшных мышечных судорог она не могла передвигаться самостоятельно...

Не закончить матч по состоянию здоровья стало в теннисе обыденным явлением. Сначала теннисист (или теннисистка) берет медицинский перерыв, пьет обезболивающие таблетки, получает другую необходимую помощь, но, как правило, спустя несколько геймов сдается и идет пожимать противнику руку. Практически все сегодняшние мастера ракетки через это проходили, они фактически играют от одной травмы до другой, промежутки между которыми становятся все короче. Взять хотя бы аргентинца Давида Налбандяна, который по степени таланта может посоперничать с великими швейцарцем Роджером Федерером и испанцем Рафаэлем Надалем. Вот только к 29 годам на нем нет живого места, травмы его замучили окончательно. Не лучше обстоят дела у другой аргентинской звезды – Хуана Мартина Дель Потро. В 20 лет этот долговязый паренек выиграл US Open-2009, но пропустил почти весь прошлый сезон из-за тяжелейшей травмы запястья.

Девять месяцев из-за хронической травмы плеча не играла в свое время, напомним, и Мария Шарапова. Сестры Уильямс в последнее время чаще лечатся, нежели радуют своим теннисом болельщиков. Как и Ким Клийстерс. Минувшими осенью и зимой бельгийка казалась непобедимой, но все же капитулировала. Не перед соперницами, а перед травмами. Сначала Ким повредила плечо, затем запястье, а следом и лодыжку. В результате она пропустит предстоящий Уимблдон. Не увидим мы на этом турнире и Динару Сафину. Экс-первая ракетка мира из-за хронических болей в спине сейчас не может не только выступать, но даже тренироваться в полную силу. Не исключено, что 25-летняя россиянка скоро объявит о завершении карьеры. Кстати, именно в 25 «завязала» с теннисом из-за проблем со здоровьем и наша первая победительница турнира «Большого шлема» Анастасия Мыскина. Да и Елена Дементьева, покинувшая профессиональный тур в 29 лет, если бы не травмы, могла бы еще играть и играть. А ее не менее знаменитую ровесницу Анну Курникову боль вообще заставила покинуть большой теннис в 21 год. Травмы вынудили уйти Марата Сафина, надолго выбивали из строя Николая Давыденко, Михаила Южного, Дмитрия Турсунова и Игоря Андреева...

Почему современный теннис больше напоминает большой лазарет? Причин множество. Вот хотя бы современная экипировка. Новые ракетки и мячи травмоопаснее прежних моделей. Скорость и мощь ударов возросла, и, чтобы успевать за мячом, приходится быстрее передвигаться по корту. Следовательно, многократно выросла и нагрузка на суставы. Кроме того, «недружелюбное» покрытие кортов также приводит к разнообразным повреждениям. Некоторые теннисисты недолюбливают траву и синтетику, еще больше жалоб на «хард». Даже двужильный вроде бы Надаль (хотя и у него есть хронические проблемы с ногами) в последнее время все чаще и чаще говорит о тяжелейших условиях теннисного труда. Критикует «хард» за травмоопасность и предлагает более радикально сократить календарь.

Именно огромное количество обязательных турниров, по мнению экспертов, приводит к быстрому изнашиванию молодых, талантливых организмов. «Из-за плотного, перегруженного календаря теннис уже противоречит методике спортивной тренировки. У спортсменов может быть три пика формы в течение года, а в теннисе нужно 18 раз подвести себя к этому состоянию, по количеству зачетных турниров. Поэтому такого количества травм нет сейчас ни в одном другом виде спорта», – заявил президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев. А на отдых и подготовку к сезону отводится всего пять-семь недель. Этого явно недостаточно. И хотя в мужском туре со следующего года каникулы обещают увеличить с пяти до семи недель, такая «подачка» вряд ли спасет большой теннис. Чтобы добиться успеха, представителям этого вида спорта по-прежнему придется работать на износ. А такая работа здоровья, сами понимаете, не прибавляет.

Игроки в сюжете: Азаренко Виктория Чакветадзе Анна
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке