Елена Дементьева: Хоккей для меня - это высший пилотаж

8 декабря 2011
Пресса

Год назад Елена Дементьева закончила с теннисом, а вчера была введена в Зал российской теннисной славы и по такому случаю дала Sports.ru эксклюзивное интервью, в котором помимо всего прочего удивилась осведомленности журналистов насчет отношений Марии Кириленко и Александра Овечкина.

Юбилейная, десятая, церемония награждения лауреатов Зала теннисной славы по традиции проходила в Останкино, в студии «НТВ+Теннис». Традиция эта, впрочем, относительно недавняя – «придумал» ее журналист Заирбек Мансуров, работавший на St.Petersburg Open, и именно в ходе этого турнира проводились первые церемонии. С тех пор в Зал славы были введены более сорока человек: от графа Сумарокова-Эльстона, первого российского теннисиста и участника Олимпийских игр, и Артура Макферсона, который сто лет назад возглавлял не только теннисный, но и Всероссийский футбольный союз, до героев наших дней вроде Марата Сафина.

В 2011 году к ним добавились Евгений Корбут – выдающийся тренер-методист, популяризатор тенниса, инициатор строительства первого в СССР дворца тенниса; и Марина Крошина – чемпионка юношеского «Уимблдона», талантливейшая теннисистка с трагической судьбой. Борис Собкин, уверявший всех, что никак не ожидал такой награды, победил в тренерской номинации, а вечные подруги-соперницы Елена Дементьева и Анастасия Мыскина были включены в Зал славы в номинации «Современные мастера».

Самое интересное, впрочем, происходило за кадром. Борис Собкин и Александр Каливод спорили о балансе личных встреч между ними. Анастасия Мыскина призналась, что беременность стала для нее естественным состоянием, смирилась с шутками о том, что после окончания карьеры ее можно увидеть в любом утюге, и попросила забить ей местечко на следующем Уимблдоне. А Елена Дементьева, живущая теперь между Москвой и Санкт-Петербургом, удивлялась осведомленности журналистов о романе Кириленко и Овечкина и рассказывала об особенностях питерского боления, тяжелом приеме в Северной столице Милоша Ржиги, беседах с «умными хоккеистами», опыте собственного выхода на лед в Баффало, грядущем дебютном «выезде» в Ригу, несыгранном миксте с Евгением Кафельниковым и о том, как посмешила маму, когда накануне Сиднея-2000 серьезным тоном сказала, что едет на Олимпиаду за медалью.

А наше интервью с олимпийской чемпионкой началось с вопроса о том, зачем ей, "спортсменке, комсомолке и просто красавице", понадобился диплом о высшем образовании – напомним, что Елена теперь заочно изучает филологию и журналистику в Московском государственном педагогическом университете.

– Меня вовсе не перспектива получения диплома привлекла, а сам процесс обучения, – парировала Дементьева. – Я очень любила учиться в школе и всегда знала, что продолжу свое образование. Одно время я пыталась совмещать учебу с теннисной карьерой, но из этого мало что получалось, и я поняла, что если я хочу учиться по-настоящему, это нужно делать после завершения карьеры. Сейчас у меня есть и время, и желание – мне интересно учиться. Не знаю, буду ли я в дальнейшем работать по профессии или нет, но для саморазвития мне это необходимо.

- Вы поступили на филологический факультет, но при этом на журналистское направление. Так что же Вас в большей степени привлекает – журналистика или филология?
- Мне больше интересна журналистика, поскольку я люблю спорт, и мне хотелось бы остаться в той сфере деятельности, в которой я разбираюсь. А дополнительные знания и опыт, полученные за пять с половиной лет обучения, мне в любом случае пригодятся.

- Лена, у Вас из всех российских теннисистов, пожалуй, наиболее хорошо поставленная речь и очень качественный русский язык. Откройте секрет – это врожденная грамотность или, возможно, плоды учебы во французской школе?
- Спасибо за комплимент! Конечно, само по себе ничего не возникает. Я бы сказала, что здесь прослеживается влияние семьи – моей мамы, которая занималась моим образованием даже в те годы, когда мы ездили по турнирам. Французская школа, которую я закончила, тоже очень помогла, хотя признаюсь, что в девятом классе я просила маму забрать меня оттуда и дать возможность спокойно тренироваться. Но мама сказала: «Нет. Образование важнее. Ты ее закончишь». Родители не ставили передо мной цели стать олимпийской чемпионкой, они понимали, что спортивная карьера может закончиться очень быстро, а вот фундаментальные знания и образование мне обязательно понадобятся для дальнейшей жизни.

- Михаил Южный недавно защитил кандидатскую диссертацию. У Вас таких далеко идущих планов нет?
- Нет, такого я пока не планирую (смеется). Если я выдержу эти пять с половиной лет, это уже будет много для меня значить.

- Не буду вас спрашивать о том, не рано ли вы ушли из тенниса. Спрошу о другом – чем вы объясняете нынешние успехи довольно возрастных теннисисток? Тур действительно стал настолько физически затратным, что у молодежи пока не хватает сил для решающего рывка?
- Что касается Стосур, Ли и Скьявоне, то мне кажется, что их карьера развивалась таким образом, что именно сейчас наступил их игровой пик. Если у сестер Уильямс яркие победы были и десять лет назад и сейчас мы можем наблюдать лишь отдельные их всплески, то, скажем, Стосур только начинает реализовывать все, что она накапливала предыдущие годы. Она очень трудолюбивая спортсменка, которая, может быть, не столь талантлива именно в теннисном плане, но безумно физически одарена и, пусть небыстро, но уверенно продвигалась к своей цели. Но я бы не говорила о доминировании возрастных спортсменок. Не нужно забывать, что первая в рейтинге – Каролин Возняцки.

- Но "Больших шлемов" она не выиграла, что ей часто ставят в вину.
- Да, не выиграла, но, во-первых, она еще молода, а, во-вторых, сейчас для нее очень хороший момент. Уходят лидеры, глыбы, как сестры Уильямс, непонятно, будет ли играть Клийстерс. Так что у других девушек есть хорошая возможность стать обладателем даже не одного «Большого шлема».

- Первой из молодых это сделала Петра Квитова. Вы играли с ней в Париже в 2010-м – за год до того, как она там же в финале разгромила Клийстерс…
- Квитова на меня произвела неизгладимое впечатление. Она настолько мощная, настолько своей игрой подавляет соперника, что даже несмотря на то, что я тогда выиграла в двух сетах, этот матч отложился в моей памяти – я для себя зафиксировала, что Петра очень опасная теннисистка. Но предположить, что она в этом году выиграет «Уимблдон», я, честно говоря, не могла. Думаю, и для нее самой эта победа была достаточно неожиданной, и ей понадобилось время, чтобы привыкнуть к новому для себя ощущению.

- Хоть Вы и завершили карьеру, позволю себе спросить о том, как Вам нравится нынешний теннисный календарь. Все-таки Вам приходилось играть куда более длинные сезоны.
- Вы знаете, это так обидно (смеется). Я ушла, как раз когда сезон укоротили. Мне всегда не хватало времени на подготовку, это была бесконечная гонка от турнира к турниру, часто приходилось играть на недовосстановлении. Но, с другой стороны, что поделаешь? Такая работа, такой у меня был график. Несмотря на все сложности, я не тяготилась тем, что делала. Скажу даже, что тренировочный, игровой процесс я любила больше, чем результат, больше, чем кубок, поднятый над головой. Но я рада за нынешних девочек, у которых есть время, чтобы отдохнуть по-человечески и с новыми силами вступать в новый сезон.

- Тем не менее, многие теннисистки под конец сезона предпочитают экономить силы и отказываются, например, от азиатской серии. Серена недавно полушутя сказала, что "придумала" себе травму, чтобы не ехать в Токио и Пекин.
- Ну, это Серена. Она, и когда была здорова, редко играла больше 10-12 турниров в год – ей этого вполне хватает, чтобы быть в пятерке или десятке, в то время как другим теннисисткам приходилось играть все подряд. Мне жалко, что почти ничего не осталось от европейского зального сезона – я любила играть в Фильдерштадте и Цюрихе. Но здесь все понятно – экономическая ситуация в Европе тяжелая, спонсировать турниры, в отличие от Азии и США, мало кто готов.

- Вернемся к Вашей послетеннисной жизни. Свою журналистскую карьеру Вы начали на КХЛ-ТВ, где с сентября ведете программу "Кухня". Вас теперь можно считать хоккейным экспертом?
- Конечно, я намного глубже погрузилась в хоккейную атмосферу, когда познакомилась с Максимом и начала ходить на матчи, смотреть, слушать, что-то разбирать. Хоккей мне очень нравится, я вообще люблю динамичные виды спорта, требующие сочетания мощи, скорости, силы, координации. Мне кажется, хоккей и теннис во многом схожи – и плотностью сезона, и отдельными техническими движениями. Но что нас обычно привлекает как зрителей? То, что мы не можем повторить. Когда я смотрю хоккей, то понимаю, что для меня это высший пилотаж.

Игроки в сюжете: Дементьева Елена
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке