Экс-пятая ракетка мира Анна Чакветадзе: Меня всю трясло, а врач улыбался

17 июня 2011
Пресса

Говорят, за черной полосой всегда приходит белая. Анна Чакветадзе явно заждалась ее появления. За последние четыре года в жизни экс-пятой ракетки мира случились ограбление, компрессионный перелом ноги и три обморока во время матчей. Любая другая на ее месте уже давно закончила бы карьеру. Но 24-летняя теннисистка не собирается сдаваться. На следующей неделе Анна выступит на Уимблдоне.
 
– Приезжайте, будем ждать, – отец Анны Джамал сразу согласился на просьбу об интервью с дочерью, когда мы позвонили ему две недели назад. – К 11 утра жду вас на тренировке. Езжайте по Киевскому шоссе, за Внуково, там по указателю найдете.
 
– Что же так далеко от Москвы тренировочную базу нашли?

– Это не база, это дом. У нас корт на участке.

«ПОСЛЕ ОГРАБЛЕНИЯ НАД АНЕЙ СЛОВНО ЗЛОЙ РОК»

Поселок, где живут Чакветадзе, затерялся в лесной тиши где-то между Киевским и Минским шоссе. В аккуратном ряде заборов найти нужный дом проще простого – идем на стук теннисного мяча.
 
Корт усажен по периметру яблонями. Даже в солнцепек тренироваться здесь комфортно. На площадке Анна уже разминается со своим тренером Стефано Валенти. Завидев ваших корреспондентов, щурится на июньском солнышке и машет нам рукой.
 
– Мы построили корт больше десяти лет назад, – рассказывает Джамал. – И ни разу не пожалели. Мы бы за эти годы больше денег на бензин потратили, если б ездили в Москву тренироваться.
 
Беседуем с Джамалом в тени уютной беседки под мерный стук мяча. Собеседник затягивается сигареткой и кидает грустный взгляд в сторону калитки: «Видите тот забор? Именно через него тогда на наш участок и перелезли грабители. Сколько времени прошло? Три, четыре года? Да сколько бы ни было, все равно это след на всю жизнь. Аня тогда им до последнего не давалась. Нас уже приковали наручниками к батарее, а она все брыкалась ногами, визжала. Потом долго руку лечила. Ей так перетянули запястье проводами, что Анечка защемила нерв».
 
– Впечатление, что после того ограбления над Аней висит злой рок...

– Так и есть. Помню, прошло уже месяца четыре, приезжаем с ней на турнир. И вдруг ночью в гостинице ее начинает трясти. Хоть я в номере, все равно у нее мандраж, заснуть не может, чуть ли не слезы на глазах... Так было почти каждую ночь ровно в тот самый час, когда и произошло ограбление.
 
– А как сейчас?

– Нет, вроде улеглось все, тьфу-тьфу. Знаете, она ведь такая ранимая, все очень близко к сердцу принимает. Музыкантка, что сказать… Перед ней же в 11 лет встал реальный выбор – или музыка, или теннис. Она неплохо играла на фортепиано. Но честно скажу, я был обеими руками за то, чтобы Аня была теннисисткой. Мама, наоборот, настаивала на музыке, говорила, для девочки фортепиано куда лучше, чем теннис.
 
В итоге мы настояли на своем. Я говорю – хочешь в теннис, ладно, только играть надо хорошо. Анютка прямо взмолилась: «Буду! Буду! Только бы не это фортепиано!». Я всегда как говорил – если чего-то не хочешь делать, так и не надо. Зачем заставлять человека.
 
– Сейчас Анна может что-нибудь сыграть?

– Даже и не просите, – машет руками Джамал. – Сколько раз приезжаем с ней на турнир, а в холле отеля стоит рояль. Говорю, Аня, сыграй разок. Она сразу отнекивается, мол, «забыла все, только людей насмешу». Поверите, ни разу за все время она даже не прикоснулась к фортепиано.
 
«ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ТЕМНЕЕТ – И БАХ»

Анна заканчивает растяжку и присоединяется к нам. Выглядит отлично, но вот глаза… Очень усталые.
 
– Анна, как здоровье?

– Тьфу-тьфу, пока все нормально, – девушка стучит три раза по деревянному столу. – Но я возобновила тренировки лишь в конце мая, поэтому сейчас точно ничего нельзя сказать. Как же сложно набирать форму!
 
– Можете вспомнить свои ощущения, когда в первый раз потеряли сознание в середине февраля на турнире в Дубае?
 
– Сначала на тебя накатывает сильная усталость, которую невозможно побороть ничем – ни водой, ни солевыми коктейлями, ни фруктами. Потом наступает сильное головокружение, перед глазами медленно темнеет – и бах, падаешь в обморок.
 
– Когда поняли, что пора делать серьезное обследование?

– После турнира в Германии (в апреле. – Прим. ред.). Я тогда почувствовала себя еще хуже, чем в Индиан-Уэлсе или в Дубае. Очень испугалась. Во время матча закружилась голова, почувствовала слабость. И еще сильное сердцебиение. Чего не было раньше. Вот это больше всего и испугало.
 
– Что посоветовал врач?

– Да, ничего. Улыбается: «Иди играй, с тобой все в порядке». А я сижу перед ним, вся зеленая, меня трясет, голова кружится. Думаю, а с ним-то все в порядке, такое мне говорить?
 
– А что на тренировках?

– Таких острых моментов не было вообще. За день до последнего обморока у меня был тяжелый трехсетовый матч на турнире в Германии. После него мы пошли тренироваться. А с утра просыпаюсь, чувствую, что мне плохо. И если выйду на корт, то опять упаду в обморок.
 
– Я смотрел тот матч по телевизору, – вступает в разговор Джамал. – Она вроде неплохо начинает игру, но затем подсаживается и подсаживается, действует хуже с каждым розыгрышем. Слабеет на глазах…
 
Помню, как Аня собиралась на турнир в Дубай. Утром самолет, а у нее температура 38,8. Думаю, ну, все нужно сниматься с турнира – куда с такой температурой лететь. Вызываю врачей из ЦКБ. Бригада приезжает, сбивают ей температуру. Аня и говорит: «Все, пап, завтра лечу в Дубай». Я в шоке, говорю, отлежись хоть два-три дня. А она за свое: «Лечу – и все».
 
Мы не успели сняться заранее, и Ане надо было лично прибыть в Дубай, подтвердить свой отказ. Иначе большой штраф. Прилетает, звонит мне: «Пап, может, я выйду на корт?» Думаю, ладно: выйдет на два-три гейма и снимется. Чем не вариант? Включаю вечером новости спорта и ушам своим не верю: «Анна Чакветадзе обыграла в первом раунде турнира в ОАЭ Даниэлу Хантухову».
 
Звоню: «Аня, ты что?! Ты же плохо себя чувствуешь, снимись!». – «Как я снимусь, ведь победила». Играет следующий матч с Каролин Возняцки. Я – у телевизора. В первом сете уступила, во втором выигрывает 4:1, 5:2, 5:3 и вдруг вижу: ее ведет и она падает в обморок.
 
– Сильно тогда испугались?

– Конечно! А как бы вы отреагировали, если ваша дочь падает, к ней несутся врачи и первые секунды абсолютно ничего не понятно?!
 
– Ну хоть что-то врачи советовали? – возвращаемся к разговору с Анной.

– Сначала они меня уверяли, что все в порядке и обморок случился от кишечной инфекции, от обезвоживания в Дубае. И с верой, что все хорошо, я продолжала играть и не думала ни о чем. Говорили просто пить побольше воды с солью, надевать обтягивающие гетры, чтобы кровь лучше циркулировала. Я делала все, что они говорили. Но ничего не помогало.
 
«ЕСЛИ БЫ ВРАЧИ СКАЗАЛИ, ЗАКОНЧИЛА Б КАРЬЕРУ»

– Пробовали максимально приблизить тренировочные нагрузки к игровым? Протестировать себя?
 
– Сейчас пока рановато делать подобные тренировки, потому что я не до конца готова. Но перед Уимблдоном сыграю в Голландии (в Хертогенбоше Чакветадзе уступила в первом круге. – Прим. ред.). И перед ним-то обязательно буду выжимать себя на корте и в спаррингах по максимуму.
 
– Твердо решили ехать на Уимблдон?

– Да. Уже давно заявлена на турнир в Голландии, который пройдет на травяном покрытии. Не знаю, насколько буду готова, так как времени все меньше. Но это не страшно. На Уимблдон можно приехать просто поиграть, даже если буду не в форме. Потому что три месяца без турниров – очень сложно, а если это «Большой шлем», то труднее будет в разы.
 
– Анна, скажите честно, желания бросить теннис не было?

– Если бы врачи мне сказали, что у меня серьезные проблемы со здоровьем и продолжать играть в теннис – риск для жизни, я бы приняла эти слова как данность и закончила выступления. Когда ехала в больницу первый раз в Дубае, так и прокручивала в голове, что вот сейчас доктор выйдет, сурово посмотрит в папку и скажет мне – заканчивай карьеру. Спорт – это не единственная цель в жизни, поверьте. Но поскольку мне говорили, что ничего серьезного нет, то продолжала играть. Надеюсь, и буду еще долго.
 
ЛАЗАРЕТ ВТА-ТУРА

ВЫШЛИ

Серена Уильямс (США)

Сестры Уильямс покинули лазарет перед своим любимым турниром «Большого шлема» – Уимблдоном. Младшая, Серена, не выступала почти год – с прошлогоднего Открытого чемпионата Англии. Сначала она не играла из-за травмы ноги, а затем заболела серьезным легочным заболеванием – эмболией.
 
Венус Уильямс (США)

Сестра Серены неудачно начала сезон, вылетев уже в третьем круге Открытого чемпионата Австралии, а затем и вовсе повредила паховые мышцы перед «Ролан Гарросом». На последнем перед Уимблдоном турнире в Истборне Венус уступила в четвертьфинале в трех сетах Даниэле Хантуховой.
 
ПОПАЛИ

Ким Клийстерс (Бельгия)

Перед «Ролан Гарросом» Ким пропустила несколько месяцев из-за травмы ноги. Причем повредила ее при нелепейших обстоятельствах. Отплясывая на свадьбе у кузена, теннисистка подвернула ногу. В Париже бельгийка уступила во втором круге Аранте Рус. В день, когда был объявлен посев на Уимблдоне, где Клийстерс достался второй номер, Ким получила серьезную травму на турнире в Хертогенбоше и снялась с Открытого чемпионата Англии.
 
Динара Сафина (Россия)

Постепенно восстанавливаясь после компрессионного перелома позвоночника, Динара шла вверх по рейтингу WTA. Однако на апрельском турнире в Марбелье россиянка серьезно повредила поясницу. Из-за этого экс-первой ракетке мира пришлось пропустить «Ролан Гаррос». Две недели назад Сафина снялась и с Уимблдона.
 
КАК ЭТО БЫЛО

ОБМОРОКИ АННЫ ЧАКВЕТАДЗЕ

16 февраля. Дубай (ОАЭ)

Во втором сете матча с Каролин Возняцки при счете 5:3 вымотанная Чакветадзе после розыгрыша очка опускает руки и падает в обморок. Лежавшую несколько секунд без сознания россиянку врачи приводят в чувство. В СМИ тут же появляется информация о том, что Анна может закончить карьеру.
 
Причиной недомогания оказалась кишечная инфекция, Анна продолжила тренировки.

12 марта. Индиан-Уэлс (США)

В матче против Марии Кириленко Чакветадзе снова чувствует недомогание: сильное головокружение, усталость. Уже в больнице Анна теряет сознание. После нескольких дней американские врачи ставят диагноз – вазовагальные обмороки (самый распространенный тип внезапной потери сознания, вызванный недостаточным кровообращением мозга. – Прим. ред.). К счастью, самые мрачные прогнозы насчет проблем с сердцем и сосудами не подтверждаются.
 
19 апреля. Штутгарт (Германия)

Матч с чешкой Сюзаной Куцовой прерывается в третьем сете из-за очередного обморока Чакветадзе. До этого она провела три матча (включая квалификационный) и не испытывала проблем со здоровьем. Сканирование мозга и анализы крови, сделанные чуть позже в немецкой клинике, не показали отклонений. После углубленного обследования в ЦКБ ставится диагноз – воспаление среднего уха. Анна прерывает выступления на время лечения и месяц проводит без тренировок.
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Анна ЧАКВЕТАДЗЕ

Родилась 5 марта 1987 года в Москве.

Рост 171 см, вес 63 кг.

50-я ракетка мира. Профессиональная карьера с 2003 года. Выиграла 8 турниров WTA. Полуфиналистка Открытого чемпионата США-2007. Наивысшая позиция в рейтинге WTA – 5 (2007).

Игроки в сюжете: Клийстерс Ким Уильямс Винус Уильямс Серена Чакветадзе Анна
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке