Анастасия Потапова: Гостья из будущего, которая младше всех

19 мая 2015
Пресса

В Химках в теннисной Академии Александра Островского тренируется девушка, которую многие считают будущей первой ракеткой мира. Корреспондент "СЭ", побывавший там на днях, убедился, что подобное мнение имеет под собой достаточно веские основания.

"Свияжский и Вронский оба играли очень хорошо и серьезно. Они зорко следили за кидаемым к ним мячом, не торопясь и не мешкая, ловко подбегали к нему, выжидали прыжок и, метко и верно поддавая мяч ракетой, перекидывали за сетку". Так описал любимую игру в "Анне Карениной" едва ли не самый знаменитый пионер российского тенниса - Лев Толстой, в честь которого назван химкинский Парк культуры и отдыха. Тот самый парк, где находится Академия Александра Островского (уже не писателя, разумеется) и где есть абсолютно все, что только может быть угодно душам теннисных профи любых возрастов.

В этой академии, почти по-толстовски, "не торопясь и не мешкая", день за днем шлифует свое мастерство Анастасия Потапова - девочка со светлыми волосами и ослепительной улыбкой, о которой в теннисном мире в последнее время говорят все больше. Законный вопрос "почему?" отпадает сам собой после изучения списка достижений победительницы престижных турниров Eddie Herr International и Orange Bowl в категории до 14 лет, а также едва ли не самого представительного состязания младших юниоров - Les Petits As во французском Тарбсе.

Есть на счету Потаповой достойные успехи и на турнирах среди игроков до 18 лет, на которые она переключилась в нынешнем сезоне. Анастасия последовательно победила в австрийском Курце (4-я категория), узбекском Намангане (3-я категория) и болгарском Хасково (2-я категория), а совсем недавно в итальянском Прато дошла до финала.Ну и еще один момент, который нельзя не отметить особо. 14 лет Потаповой исполнилось менее двух месяцев назад. А в рейтинге ITF, где она занимает сейчас 111-е место, других теннисисток 2001 года рождения в числе 200 лучших нет.

К гостье из теннисного будущего и ее тренеру Ирине Дорониной мы с фотокорреспондентом приехали в самый разгар тренировочного дня. Место для разговора долго выбирать не пришлось. За чашкой чая в уютном кафе на втором этаже, с которого открывается весьма впечатляющий вид на корты академии, я задал первый – и, как оказалось, немного неожиданный для моей юной собеседницы вопрос.

ОБЕЩАНИЕ НА ДИКТОФОНЕ

- Анастасия, для начала скажите, вам тренироваться нравится?
- (Улыбается.) Вот вы прямо как сразу! Я, конечно, знаю, что тренировки - это необходимо. Но лучше все-таки матчи играть.

- А что на тренировках вы больше всего любите и больше всего не любите?
- Люблю игру на счет. А не люблю, когда надо просто держать мяч в корте и делать сто ударов без ошибки. Да и в матчах играть на удержание мяча мне не нравится.

- Вы и в жизни такая атакующая во всем?
- Да.

- А в чем конкретно это выражается?
- Ну как? Просто пытаюсь всегда делать все так, как хочу. Хотя приходится, конечно, и других слушать.

- А в центре внимания любите находиться?
- Конечно, ведь это все любят!

- На самом деле далеко не все.
- Вы думаете? Ну, я, по крайней мере, люблю.

- Неужели никогда не уставали от проявлений внимания к себе?
- (Смеется.) Бывало, конечно, и такое. В Тарбсе у меня каждый день брали интервью раз по пять. Приходилось там одно и то же разным людям рассказывать.

- А есть вопрос, который в 14 с небольшим лет уже успел надоесть вам хуже горькой редьки?
- Есть. О том, как я начинала играть и почему выбрала именно теннис.

- Кстати, в самом деле, почему?
- В теннис меня отдали в пять лет, можно сказать, с пеленок. Вот и полюбила я этот вид спорта. Не хочу из него уходить. Нравится!

- Первого тренера помните?
- Да, ее звали Оксана Кузьмина. Я тренировалась у нее с 5 до 7 лет, когда еще жила в Саратове. Потом было еще несколько тренеров, а сейчас у меня - Ирина Доронина. И я планирую работать с ней до конца своей жизни, точнее - карьеры. (Смеется.)

- Не боитесь, что ваше обещание сейчас зафиксировано на диктофон?
- А я от своих слов никогда не отказываюсь!

На этой замечательной ноте я решил подключить к нашей беседе Доронину, которая только что узнала свою судьбу на ближайшие годы.

- После таких слов, судя по всему, вы должны быть полностью довольны своей подопечной, с которой вам предстоит иметь дело еще долго?
- Как любой адекватный тренер, полностью довольна я бываю очень редко. Однако если перед Настей поставить конкретную задачу, она будет идти к ней, несмотря на любые трудности. Настя - нормальный подросток со своими капризами. В то же время она уже находится в том возрасте, когда человек понимает, что без работы ничего не получится, и многое приходится делать через не могу и не хочу.

- Используете ли вы чьи-то рекомендации при подготовке Потаповой?
- Опыт у меня достаточно большой. Но наработки Анны Петровны Скородумовой (руководителя комплексной научной группы сборных России. - Прим. Е.Ф.) по подготовке к важным турнирам и правильному распределению нагрузки, что позволяет вывести игрока на пик формы в самый нужный момент, я конечно, учитываю. Другое дело, при работе с Настей приходится иметь в виду конкретные нюансы. Теннис ведь - индивидуальный вид спорта, и к каждому игроку тут нужен особый подход. Кому-то нагрузку надо снять за две недели до турнира, а кому-то - за несколько дней. Так вот, Настю я изучила хорошо. Плюс с сентября прошлого года с нами работает очень опытный тренер по физподготовке - Олег Вовк.

МЕЧТА О ПАРИЖЕ

- Анастасия, вы провели уже три достаточно серьезных турнира ITF до 18 лет. Один выиграли, на другом дошли до финала. Уже почувствовали себя своим человеком в компании старших?
- Конечно, почувствовала. Но разница есть. На этом уровне, в отличие от детского тенниса, надо биться за каждое очко.

- Вы по жизни максималистка?- Конечно.- А в чем это выражается?
- Сейчас вот в чем: стать в 16 или 17 лет лучшей юниоркой в мире. Такая у меня цель.

- Считается, что теннис - это вид спорта если не эгоистов, то индивидуалистов. Вы тоже в хорошем смысле слова индивидуалист?
- Ну, я могу и за себя играть, и за сборную. Для меня ни то, ни другое не составляет никакой сложности. Кстати, в команде мы с девчонками, как правило, отлично общаемся, обходясь без ссор.

- А где вам сейчас интереснее выступать - в личных турнирах или в командных?
- Думаю, что интереснее все же играть за себя.

- Профессиональные игроки считают, что в теннисе друзей и подруг быть не может. Вы с этим согласны?
- Не особо. Потому что у меня есть подруги, с которыми мы играем и хорошо общаемся примерно с 10 лет. Я стараюсь со всеми быть в нормальных отношениях. Например, с Олесей Первушиной, с которой у нас равный счет встреч, мы отлично беседуем и до, и после матча - вне зависимости от того, кто выиграл, а кто проиграл. Даже если кто-то сказал за глаза что-то неприятное, стараюсь не обращать на это внимания.

- Обычно молодые игроки называют своей целью титул первой ракетки мира. А вам, как я слышал, больше всего хочется выиграть турнир "Большого шлема". Это правда?
- Да. Хочется увидеть свою фамилию где-нибудь на доске почета рядом с фамилиями Агасси, Селеш и других знаменитых игроков. И потом, ведь если ты выигрываешь такой турнир, то становишься первой по очкам.

- Вовсе не обязательно!
- Ну, тогда не знаю…

- А какой турнир "Большого шлема" вам хочется выиграть больше всего?
- Roland Garros. Уж больно он мне нравится. Атмосфера, думаю, там просто чудесная. И потом, Франция… Париж!

- В Австралии вы еще не бывали?
- Нет. Я вообще ни на одном турнире "Большого шлема" не была. Только по телевизору смотрела.

- Много же вам интересных открытий предстоит в жизни!
- Да! И надеюсь, что уже совсем скоро.

- А есть место, где вам очень хочется побывать в первый раз?
- Уже нет. Потому что в Майами уже побывала. 

- А почему именно Майами?
- Не знаю. Очень нравится там.

- Девиз у вас есть?
- Даже два. В жизни - олимпийский: "Быстрее, выше, сильнее!" А на корте "Бей - беги!" (смеется).

Доронина:
- Хотя Настя мечтает о победе на Roland Garros, по манере игры ей все же больше подходят быстрые покрытия типа харда. Парадокс заключается в том, что на данный момент большинство значимых титулов были завоеваны ею на грунте, но в детском и юниорском возрасте это не показатель. В любом случае мы понимаем, что свои сильные стороны - ту же силу удара - нужно развивать. Как и некоторые технические моменты - например, подачу. Не говоря уже о том, что даже несмотря на агрессивный стиль, следует стремиться всесторонне совершенствовать свой игровой арсенал: учиться держать мяч в игре, укорачивать, ставить блоки, кидать свечки, использовать резаные удары. Поле деятельности здесь еще очень большое.

- Анастасия - довольно крупная девушка. Как вы учитываете это в работе с ней?
- Настя еще только растет, физически до конца не сформировалась и не окрепла. Поэтому мы с Олегом Вовком, с одной стороны, стараемся не переборщить, а с другой - постепенно добавлять нагрузки, без которых уже довольно скоро невозможно будет играть. Но самое главное сейчас, помимо результатов, - сохранить здоровье, не получить какую-то серьезную травму. Микротравмы у Насти, как и у всех, конечно, случаются, но по возвращении в Москву мы стараемся их оперативно лечить.

- А какой сейчас у нее рост?
- Примерно 168 сантиметров. Хотя мне кажется, она уже вытянулась до 170. Хочется, конечно, чтобы Настя выросла. Ведь если в младшем возрасте она превосходила сверстниц по развитию, то сейчас на фоне соперниц уже ничем не выделяется и многим в плане физических данных даже уступает.

- Существуют ли прогнозы относительно ее роста?
- Мама и папа у нее по 184 сантиметра, а бабушка - 180. Так что, судя по генетике, Насте еще есть куда расти, и в будущем лишние сантиметров 10 могут облегчить нашу задачу.

- Однако у высокого роста в теннисе есть и свои минусы.
- Конечно. У игроков ближе к 190 сантиметрам существует определенная специфика травм. Но плюсов все-таки больше. С помощью так называемых рычагов высокие игроки способны чаще завершать розыгрыши за 4-5 ударов, чем более низкие, которым приходится включать дополнительные резервы организма, играя в более комбинационный теннис.

ЛЕГЧЕ ИГРАТЬ СО СТАРШИМИ

- Анастасия, правильно я понимаю, что вы хотите быть похожей на Шарапову?
- Карьеру хотела бы иметь примерно такую же яркую, как у нее. Но чтобы быть на кого-то похожей - никогда!

- Тренируясь в Академии Островского, вы находитесь здесь весь день?
- Да, с утра и до вечера. Кроме кортов тут есть бассейн, сауна. А еще - классы для учебы, куда приходят учителя. И мне здесь удобно находиться.

- Читал, что любимые школьные предметы у вас - русский и биология. Почему вам так русский нравится?
- Просто он мне легко дается.

- Читаете много?
- Стараюсь. Когда есть свободное время на турнирах. Люблю истории про любовь для подростков.

- Девчачьи романы?
- Можно и так сказать.

- Какие у вас задачи в этом году - чего хотите добиться?
- Хочу попасть на юниорский турнир "Большого шлема". Думаю, что реальнее всего это будет сделать на US Open. И выйти там в полуфинал, а лучше - в финал.

- Как вы оцениваете уровень собственной игры? Это уже юниорская десятка или нет?
- Вообще-то оценивать свой уровень - неправильно…

- Но ведь наверняка вы иногда думаете об этом.
- Не могу сказать, что уже сейчас ощущаю себя готовой к первой десятке. Надо еще работать.

- С какими соперницами вам легче играть - с теми, которые младше вас или старше?
- С более старшими, потому что, встречаясь с младшими, ты чувствуешь, что не имеешь права проигрывать. А против старших спокойно выходишь с мыслями, что тебе нечего терять и в любом случае никто ругать не будет. Тогда гораздо легче думать именно о матче, а не о том, что вокруг.

Доронина:
- Надо понимать, что сейчас у Насти наступил своего рода переходный период. По большому счету, мы только начинаем играть юниорские турниры ITF до 18 лет, и пока она является "темной лошадкой", которая всего лишь пробует свои силы, ничего при этом не теряя. Однако по ходу дела Настя обязательно поднимется в рейтинге, ей чаще придется встречаться с сильнейшими юниорами, и иллюзия, что со старшими играть проще, пройдет.

- Напоследок позвольте такой вопрос. В российском теннисе сейчас нет других столь же юных игроков, которым пресса уделяла бы такое же внимание, как Насте. Это не может помешать ей уже в недалеком будущем?
- Никто не будет спорить, что для развития игрока определенная раскрутка необходима. Но здесь очень важно соблюсти определенную грань - сделать так, чтобы Настя понимала: внимание к себе она привлекает исключительно результатом, а большой результат - это всегда следствие огромной работы. Юниорский спорт - всего лишь этап на пути к спорту профессиональному, и тот факт, что она на данный момент выиграла достаточно много, еще ни о чем не говорит. Безусловно, все свои победы Настя заслужила, но корона на голове расти не должна. Думаю, что и не вырастет.

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке