Александр Недовесов: Очень надеюсь, что моя карьера только начинается. Часть Первая.

27 ноября 2012
Пресса

Весной этого года 25-летний крымчанин Александр Недовесов принял решение вернуться в профессиональный теннис. В первый же сезон украинский теннисист поднялся на 204-ю позицию в мировом рейтинге и обеспечил себе попадание в квалификацию Открытого чемпионата Австралии. По окончании сезона Александр дал эксклюзивное интервью Теннисному Порталу Украины, в котором рассказал о том, почему решил вернуться в теннис, какие задачи ставит перед собой, о возможном участии в матчах Кубка Дэвиса, о своих ближайших планах, а также интересах и хобби. Предлагаем Вашему вниманию первую часть интервью.

- Саша, ты был одним из самых перспективных юниоров своего возраста в нашей стране, в 2004 году начал профессиональную карьеру, но в 19-летнем возрасте принял решение уехать в Америку и поступить в Университет. Расскажи, пожалуйста, почему это произошло?

- Прежде всего, такое решение было вызвано неудовлетворительными результатами, которые я показывал на корте и финансовыми проблемами. Это решение далось мне очень непросто. Честно признаюсь, что с самого начала, я не хотел ехать в США, считал, что это будет концом моей теннисной карьеры, но доводы родителей убедили меня попробовать. Первые два месяца были особенно тяжелыми. Я не привык к такому активному ритму жизни: совмещать учебу и игру в теннис, но постепенно я втянулся.

За годы, проведенные в США я приобрел неоценимый опыт, прежде всего - опыт самостоятельной жизни. Единственное, о чем я жалею, так это о том, что, как мне кажется, я слишком долго там был – четыре с половиной года. Возможно, надо было раньше уехать из Америки и начать профессиональную карьеру: после двух проведенных к Оклахоме лет у меня появилось огромное желание играть. Но на другой чаше весов было образование, которое хотелось завершить. Поэтому я остался в Оклахоме и закончил Университет, о чем не жалею.

- Ты играл в теннис за команду своего Университета. Это добавило тебе какой-то опыт, возможно, расширило твой технический и тактический арсенал?
 
- У нас была очень хорошая команда, особенно в первый сезон, мы закончили год на восьмом месте. Это очень хороший результат. В тот год первое место заняла команда Университета Джорджии во главе с Джоном Иснером. Меня подкупало то, что игрокам создавали все условия для полноценных тренировок. На каждой тренировке – новые мячи, присутствуют тренер, его ассистент, врач, тренер по ОФП, есть корзина, пушка и т.д.

Там всё зависело только от меня и моего желания играть. У меня не было таких условий дома. В Украине нужно было находить корт, партнера по тренировкам, мячи, ракетки, струны. А в США даже, когда возникали какие-то небольшие сложности, их быстро решали. Новые условия дали мне своеобразный толчок, у меня появилось желание усиленно тренироваться.

Не могу сказать, что мне очень помог тренер, потому что я приехал уже почти сложившимся игроком. Хотя, кое-какие элементы тренер мне подправил, например, удар справа, подачу. Признаюсь, что у меня остались только положительные эмоции от американского опыта, но, наверное, я там все-таки задержался. Но все, что ни делается – к лучшему.

- Еще во время своей учебы в Университете Оклахомы, тебе удавалось сыграть на нескольких профессиональных турнирах в год: на челленджерах в США, а также ты принял участие в нескольких фьючерсах в Европе – в Сербии даже удалось выиграть титул. Ты вернулся из США в 2011 году, почему так долго тянул с решением о возвращении в профессиональный теннис и как все-таки на это решился?

- Да, то, что я играл профессиональные турниры до завершения учебы, конечно, говорит о том, что мне хотелось продолжить карьеру. В 2010 году стал играть чаще: я выиграл фьючерс в Сербии, начав с квалификации, сыграл в финале в Беларуси на 15-тысячнике, затем после возвращения в Америку, я сыграл на челленджере в Талсе, на котором, играл всегда, поскольку он находится территориально недалеко от моего Университета. Тогда в Талсе я обыграл Дента, пусть он и снялся во втором сете. Но спустя неделю я получил травму, которая на пять-шесть месяцев выбила меня из тенниса. А в мае 2011 года я закончил магистратуру.

Передо мной тогда был выбор: работать в Украине или же остаться работать в США, но не по своей специальности экономиста, полученной в Университете. В тот момент я еще не думал о продолжении профессиональной теннисной карьеры. Я хотел работать тренером. В Украине мне предложили работу, после некоторых раздумий я согласился. Эта работа продолжалась восемь месяцев. Но после турниров в Америке в декабре прошлого года так сложились обстоятельства, не по моей вине, что я не смог дальше продолжать тренировать и остался без работы.
 
В это время в Украине проходила серия фьючерсов в Черкассах. Я решил на них сыграть. В тот момент у меня было одно рейтинговое очко. После третьего турнира, который я выиграл, в моем активе было уже 21 очко. У меня окончательно прояснилась ситуация с работой. И самым приоритетным вариантом на тот момент было попробовать заново начать профессиональную карьеру. Я даже шутил, что может быть, полгода поиграю, а там видно будет. Но вера, моральная и финансовая поддержка моих родителей помогла мне решиться вернуться в профессиональный теннис. Я начал играть. И теперь могу сказать, что очень надеюсь, что моя карьера только начинается.

- Ты начал карьеру заново, и стал ездить по турнирам вместе с Иваном Сергеевым, который возвращался в тур после долгого отсутствия, вызванного травмой. Как и когда Вы договорились об этом?

- Я со всеми нашими ребятами в хороших отношениях, но с Ваней я всегда очень плотно общался, и когда мы с ним увиделись в Черкассах после долгого перерыва, я спросил о его планах. Когда я принял решение вернуться в профессиональный теннис, мы с Ваней договорились, что если наши турнирные планы будут совпадать, мы будем ездить вместе: это веселее, дешевле, да и  пару можно вместе играть. Так все и началось. И все сложилось неожиданно удачно для меня.
 
- Для Ивана тоже…

- Да (смеется)

- У Вас с Ваней разные стили игры. Ты часто ходишь вперед, к сетке, а Сергеев тяготеет к игре на задней линии, наверное, это помогало обоим из вас. Например, Ваня, стал играть агрессивнее, чем до травмы…

- Еще один плюс моего пребывания в Америке – это то, что я стал более универсальным игроком. В Украине у нас в основном грунтовые корты, а США же практически везде– хард, или же зелёный грунт, который имеет совершенно другие качественные характеристики, чем наш красный. И для меня теперь нет большой разницы, на каком покрытии играть. Единственное, учитывая мои результаты в конце сезона, могу сказать, что мне не очень нравится зал (смеется).

Что касается парной игры, то у нас с Ваней выработалась своя тактика, мы понимаем друг друга с полуслова, можно сказать, притерлись друг к другу.

Пару я играть люблю, но, как и для Сергеева, для меня главное – одиночка. Все-таки в чем-то мы, наверное, друг друга дополняем. Не всегда, два лучших парных игрока могут образовать самую сильную пару. Мне с ним комфортно играть, ему со мной - тоже.

- Есть примеры известных игроков, которые начинали карьеру заново, кто  после окончания колледжа, Университета, как те же Иснер, Беккер, или еще раньше -Саргис Саргсян, с другой стороны -  вернувшийся после 6 лет травм и операций Бейкер, который вернулся на корт в 26 –летнем возрасте и сумел войти в сотню. Такие примеры вдохновляют тебя? Подбадривают, что, возможно, у тебя тоже так сложится карьера?

- Конечно, примеры Иснера, Беккера вдохновляют. У Бейкера немного другая ситуация. Он вернулся не после колледжа, а после травм. Но, с другой стороны, я вернулся и после окончания Университета, и после травмы, которую получил в 2010 году.

Конечно, последствия моей травмы не идут ни в какое сравнение с тем, через что пришлось пройти Брайану Бейкеру. Его заслуги, нынешние достижения, наверное весомее, чем у того же Беккера, именно потому что он прошел через много операций.

Не могу сказать, что они для меня являются примерами, у каждого свой путь, но то, как сложились их карьеры, показывает, что можно начать сначала и в 24-25 лет и добиться очень многого. Главное захотеть, ну и еще, чтобы все факторы сложились: нужно много работать, стремиться к какой-то цели, и дай Бог – все получится.

- В 2005-2006 годах ты начинал свою карьеру на фьючерсах, вошел в топ-500, и 2012 году тебе тоже пришлось начинать с турниров такого уровня. Как за эти 6 лет, на твой взгляд, изменился теннис на уровне топ-500, топ-1000, конкуренция на фьючерсах, уровень игроков, принимающих в них участие?

- В первую очередь, мне кажется, что теннис становится более атакующим, а конкуренция существенно возросла. Когда я играл фьючерсы 6 лет назад, первые сеяные могли входить в топ-400, топ-500, ну максимум 350-е в рейтинге. А сейчас, если посмотреть заявки, то на фьючерсах могут играть игроки третьей сотни, даже занимающие 200-е место. Также изменилась система подсчета очков. Пробиваться наверх стало еще тяжелее. Возможно, финансовый кризис заставляет теннисистов играть больше, да и стараться экономить.

- Я помню, когда ты проводил один из первых своих сезонов в туре, судьба часто сталкивала тебя с голландскими теннисистами. Ты на равных играл с тем же Робином Хаасе. Так сложилось, что в Нидерландах 1986-88 годы, как и в Украине, были урожайными – в плане рождения талантливых игроков. Наверное, поэтому, сборные Украины и Голландии в Кубке Дэвиса – очень дружные команды.

- Да, еще по юниорам прекрасно помню голландцев нашего поколения: Хаасе, де-Баккера, Сейслинга, ван-дер-Дюйма. С последними двумя я даже встретился на турнирах в этом году. Сейслинга видел в Монсе, он меня узнал, интересовался, почему я так давно не играл, что случилось со мной в эти годы. Мы очень хорошо пообщались с Игорем. Мне было приятно, что он меня помнит. Надеюсь, что буду с ними чаще пересекаться и общаться по мере моего продвижения наверх.

- Поколение теннисистов 1986-88 года рождения в Украине было очень сильным: вы играли одни и те же юниорские турниры, росли как профессионалы вместе. Как считаешь, что такое своеобразное соревнование среди ровесников помогло вам в профессиональном становлении, как игроков?

- Да, безусловно. Нас было так много. Стаховский, Сергеев, Бубка, Марченко, Молчанов, Петров, Клименко, Бричек, Ужиловский… многие другие. Всех не перечислишь, боюсь кого-то пропустить и обидеть. Наше поколение – наверное, пока самое сильное в истории Украины. Достойной замены нам, по крайней мере, по количеству хороших игроков я пока не вижу. Есть неплохие ребята, но их единицы. Нас же было около десятка. Эта конкуренция, как я сейчас понимаю, очень нам помогла. Это в детстве она расстраивала, потому что хотелось выиграть все сейчас и сразу, мы нуждались в каких-то сиюминутных результатах. Я вспоминаю чемпионаты Украины по юниорам в те годы,  то, какими упорными были матчи, начиная, наверное, с 1/8 финала. Сейчас, вероятно, такого нет. Но благодаря той конкуренции, мы стали хорошими игроками. Сейчас тот же Владимир Ужиловский начал играть фьючерсы и показывает достойные результаты. Это и есть свидетельство того, каким сильным было наше поколение. Очень жаль, что у кого-то были финансовые проблемы, кого-то подвело здоровье.  Если бы они продолжали играть, у нас было бы гораздо больше теннисистов, входящих в топ-500.

- Если уже речь пошла о лучших украинским игроках, то хотелось бы задать тебе вопрос по Кубку Дэвиса. Ты выступал за сборную в 2005 году. Капитан команды Михаил Филима называл твое имя среди кандидатов в сборную. Согласишься ли ты играть, если он тебя пригласит?

- Давайте не будем забегать вперёд. Я никогда не отрекался от команды. Если позвонят и пригласят играть, отказываться играть за сборную я не буду.

- Когда на одном турнире играют сразу несколько украинцев, помогаете ли друг другу, поддерживаете ли, ходите на матчи?

- Когда мы ездим с Ваней Сергеевым на турниры, то ходим друг к другу на матчи. И когда на турнире играют другие украинцы – тоже, если получается, то приходим поболеть за своих. Но не всегда это бывает возможным. Иногда матчи идут параллельно, или же в это время у другого игрока -  тренировка. Мы хорошо общаемся с ребятами. Вместе веселее, конечно. Я давно не был в сборной в Кубке Дэвиса, но, как я понял по общению с ребятами, атмосфера в команде очень хорошая. Мы затрагиваем эту тему довольно часто на тренировках. Время покажет.

- Когда Вы начинали с Иваном Сергеевым ездить по турнирам весной этого года, думали ли вы, что уже в этом сезоне завоюете право играть в квалификации турнира Большого Шлема? Саша, ты сам-то осознал, что добрался так высоко?

- Я не буду говорить за Ваню, у него, вероятно, были свои задачи на сезон. Что же касается меня, то я не ожидал, что в конце года буду так высоко в рейтинге. Моей задачей на сезон было попасть в топ-350. Я думал, что это было бы хорошим результатом для меня. Не мог подумать, что поднимусь выше из-за проблем с финансированием, отсутствием игрового опыта. Но все сложилось иначе. Теперь надо подниматься выше.

На самом деле окончанием сезона я недоволен. Я надеялся завершить год в топ-200 (на сегодняшний день Александр занимает 204-ю позицию в мировом рейтинге – прим. автора). В конце сезона у меня возникли некоторые проблемы со здоровьем, это помешало показать лучший результат. Это, конечно, огорчило. Но, я получил опыт, сделаю выводы.

По поводу моего первого участия в квалификации турнира Большого Шлема, я очень доволен, нахожусь в предвкушении этого. Хочется как можно лучше там сыграть. Иллюзий у меня нет. Ведь в этом году я играл только фьючерсы и челленджеры. Единственный мой опыт на турнирах ATP – это Кубок Кремля. Турнир Большого Шлема – это совершенно другой уровень. Я буду расценивать участие в Открытом Чемпионате Австралии как неоценимый опыт, но постараюсь показать хороший уровень игры.

- В Мельбурне будет большая украинская компания на этот раз…

- Да, представительство Украины будет очень серьезным. Стаховский, по-видимому, попадет в основу. В квалификации сыграют Илья Марченко, Ваня Сергеев, я, и скорее всего, я очень надеюсь на это - Денис Молчанов. Очень жаль, что не будет Сергея Бубки. Вы можете меня поправить, но мне кажется, что такой плотности украинских игроков в топ-300 не было никогда. У нас был, конечно, Андрей Медведев, который одно время даже занимал 4-ю позицию в рейтинге, но остальные были далеко позади, и их было немного. Когда в 2005 я играл за сборную в Кубке Дэвиса, я был где-то 700-й, а сейчас место в топ -300 не является гарантией того, что тебя позовут в команду. Такая конкуренция очень радует.

Дай Бог, чтоб все наши ребята хорошо выступили в квалификации Australian Open, чтобы не попали друг на друга по жребию, чтобы прошли в основную сетку, ну там уже можно и дерби. Было бы интересно.

- В этом году уже было два дерби. В Мельбурне и на Ролан Гаррос…Особенно, обидно было в Париже, когда с “легкой” руки Ли На два единственных участника от Украины – Сергей Стаховский и Александр Долгополов сыграли между собой уже в первом круге…

- Да. Но будет интересно посмотреть (смеется).


Игроки в сюжете: Недовесов Александр
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке