Неутомимый шмель из Барселоны

19 декабря 2008
Пресса
Именно так – «шмель из Барселоны» называли журналисты и болельщики сегодняшнюю именинницу – лучшую до нынешнего времени испанскую теннисистку Аранту Санчес-Викарио. За счет упорства и трудолюбия Санчес-Викарио стала универсальным игроком не в плане умения играть на разных покрытиях (естественно, ее главные победы одержаны на грунте), а в плане одинаково успешной игры в и одиночном разряде, и в парном. За время ее карьеры она побывала первым номером обоих мировых рейтингов.

Стив Тиньор (TENNIS.com) называет ее «настолько же неутомимой, насколько безоружной», имея в виду, что в ее арсенале не было ни мощной подачи, ни каких-то особо сильных ударов. Он описывает ее игру так: «56-килограммовая Санчес-Викарио перебивала любой мяч через сетку, как бы посылая сопернице сообщение: «Я могу заниматься этим целый день», при этом она замечательно двигалась по корту. Она редко, но очень точно посылала мяч по линиям и практически никогда не играла у сетки. Даже если такая стратегия и не работала, то в любом случае давала шанс на борьбу».

Действительно, все сходятся на том, что, не имея особых атлетических данных, ни единого матча испанка не отдавала без борьбы. При этом она обладала отличным чувством мяча, то есть знала заранее, куда он должен приземлиться, двигалась по корту со скоростью, которая и принесла ей прозвище «Шмель», очень грамотно играла тактически, то есть умела неожиданно менять направление ударов, «разводила» соперниц по углам корта, была очень стабильна на задней линии. Неудивительно, что все выше перечисленное делало ее крайне сложной соперницей для любых теннисисток, и даже в эпоху таких великих спортсменок, как Штеффи Граф, Моника Селеш, Габриэла Сабатини, она неизменно являлась одной из лучших. Стоит упомянуть, что она была первой и пока единственной испанкой – первой ракеткой мира, 12 недель возглавляла рейтинг, причем, одновременно и одиночный, и парный (достижение, покорившееся лишь четырем женщинам в истории тенниса – Мартине Навратиловой, Мартине Хингис, Линдсей Дэвенпорт и ей), трижды заканчивала год второй, 11 лет была в топ-10. Также Аранта является одной из пяти женщин, которым удалось выиграть более 700 матчей в одиночном разряде и занимает пятое место по количеству заработанных призовых (16 942 640 долларов).

А ведь она могла бы быть лыжницей. Аранта Санчес родилась 18 декабря 1971 года в Барселоне. Ее назвали в честь святой Арансасу, покровительницы провинции басков. Ее отец Эмилио был инженером, а мать Мариса – учительницей. В семье было четверо детей, и Аранта была самой младшей. Родители считали, что дети должны непременно заниматься спортом, причем мама ратовала за лыжный спорт, а папа за теннис. Конечно, папа победил, так на свет и появилась целая теннисная семья – Эмилио Санчес, известный как бывший капитан команды Испании на Кубке Дэвиса, бывшая первая ракетка мира в паре и седьмая ракетка одиночного рейтинга, обладатель 65 титулов в обоих разрядах, Хавьер Санчес, также бывший профессионал, седьмая ракетка парного рейтинга, 23-я одиночного, победитель 30 турниров в обоих разрядах, и, наконец, сама Аранта. В скобках надо заметить, что сестра Мариса не стала теннисисткой, но зато была менеджером Аранты.

Аранта пришла, вернее, приползла на корт вслед за своими старшими братьями, ей было тогда 2 года. Ее мама в интервью журналу Sports Illustrated вспоминала: «Она все время выползала на корт, постоянно болталась под ногами». Чтобы занять ребенка мама дала ей теннисную ракетку, которая и стала ее любимой игрушкой. Девочка постоянно таскала ее за собой, а как только смогла стучать мячом об стенку, занималась этим часами. В 8 лет Санчес начала носить так называемый ball-holder, который позже стал знаменитым. Такой футлярчик прицеплялся сзади к юбке, и в нем хранились дополнительные мячи для подачи, им активно пользовались теннисисты, предпочитавшие одежду без карманов. Аранта начала тренироваться в клубе Real de Tennis, который находился рядом с ее домом. Естественно, что корт в этом клубе был грунтовым, именно на этом покрытие Аранта выросла и всю жизнь считала его своим любимым. К 13-и годам она уже была первой ракеткой Испании, а в 14 лет (в 1986 году) стала профессионалом. На первом парном турнире в Афинах она одержала победу и в этом же году вышла в финал одиночного разряда Argentinean Open. К концу года она занимала 124 место в мировом рейтинге. Дальнейшее восхождение происходило стремительно. В 1987 году она стала четвертьфиналисткой «Ролан Гаррос» и закончила год 47-й. В том году она получила от WTA награду за самый впечатляющий дебют.

А в 1988 она выиграла свой первый из двадцати девяти одиночных титулов (Belgium Open) и в третьем круге «Ролан Гаррос» одержала победу над американской легендой Крис Эверт. К концу того года она уже была 18-й и вновь получила награду WTA, только в этот раз уже как наиболее прогрессирующий игрок.

На «Ролан Гаррос»-89 Аранта прибыла седьмой сеяной (в это время она была десятой ракеткой мира, но посев на «Ролан Гаррос» проводился по особым правилам, как и на «Уимблдоне»). Ее путь до финала, в общем-то, уже никого не удивил, все были к этому готовы, но то, что произошло в финале поразило воображение специалистов и сердца всех испанских болельщиков. 17-летняя Аранта обыграла считающуюся безусловной фавориткой Штеффи Граф, которая до этого выиграла 5 турниров «Большого шлема» подряд, завоевала золото Олимпиады и из последних 121 матча выиграла 117. Сама Санчес призналась, что движущей силой той победы был триумф молодого Майкла Чанга над именитым Иваном Лендлом в финале мужского розыгрыша: «Я видела, как Майкл обыграл Лендла и подумала: «Почему я не могу победить первого номера?» Sports Illustrated приводит эти слова в оригинальном звучании, добродушно подшучивая над плохим английским барселонской Пчелки.

Про этот матч Аранта позже скажет: «Я была всего лишь ребенком. Когда я поняла, что совершила, мечта стала реальностью. Только те, кто был рядом со мной, верили в меня. Мы знали, что если я выберу правильную тактику, то смогу победить». Конечно, понятно, что основное давление лежало на плечах Граф, к тому же, против нее были не только упорство, скорость и собранность Санчес, но и небольшое пищевое отравление, а также упорный трехсетовый полуфинальный матч против 15-летней Моники Селеш.

Финал выдался тяжелым, в первом сете борьба шла до тай-брейка, который принес удачу испанке, второй сет Граф удалось выиграть 6:3, а в третьем сете Санчес оказалась сильнее 7:5. После матча Штеффи Граф сказала о Санчес так: «Аранта чудесная девочка. Она невероятно играла, сделала несколько удивительных ударов, так близко к линиям». После этой победы Санчес стала самой молодой победительницей турнира «Большого шлема», но это достижение позже пало под напором Моники Селеш.

Эта победа сразу вознесла Аранту Санчес-Викарио (именно после нее она добавила к фамилии Санчес девичью фамилию матери, сказав: «Моя мама хотела, чтобы ее фамилия тоже была в газетах») в число ведущих теннисисток того времени, что в дальнейшем многократно подтверждалось ее упорными битвами против тех же Граф, Селеш и многих других. В этом году она подтвердила свой уровень, дойдя до четвертьфиналов «Уимблдона» и Открытого чемпионата США, и закончила год четвертой ракеткой мира.

1990 год ознаменовался еще одной победой на турнире «Большого шлема», только на этот раз в миксте. Почвой триумфа опять стал грунт. В то время с Арантой в паре играл мексиканец Хорке Лозано. В одиночном разряде на турнирах «Большого шлема» лучшим результатом этого года стал полуфинал US Open, а на «Ролан Гаррос» результат был более чем скромным – всего лишь второй круг.

Год 1991 принес Аранте еще один финал «Ролан Гаррос», причем по дороге она вновь обыграла Штеффи Граф, хотя термин «разгромила» будет здесь более уместен – 6:2, 6:0, но в финале ничего не смогла противопоставить набравшей тогда обороты Монике Селеш – 6:3, 6:4. Но главной победой Аранты стала победа Испании в Кубке Федерации.

Про выступления Санчес-Викарио в Кубке Федерации вообще надо сказать отдельно. В начале 90-х годов сборная Испании вполне достойна была называться «Непобедимой Армадой». В ту пору испанки одержали целых пять побед в главном командном турнире женского тенниса. А еще трижды они доходили до финала. Санчес-Викарио и сейчас является рекордсменкой по количеству побед в одиночных и парных встречах этого турнира. За национальную команду она выступала 16 лет, за это время сыграла 58 раундов и одержала 72 победы.

В 1992 году Аранта принесла себе и Испании бронзовую олимпийскую медаль в одиночном разряде и серебряную в парном, сыграв в паре с не менее известной Кончитой Мартинес. Стоит отметить, что Игры проходили в родной для Санчес Барселоне. В том же году Санчес впервые стала первой ракеткой мира – правда, в парном рейтинге. Также она выиграла «Ролан Гаррос» в миксте с Марком Вудфордом и стала финалисткой парного турнира вместе с Кончитой Мартинес.

1993 год вновь показал миру парные победы Пчелки из Барселоны. Ей удалось в паре с Еленой Суковой выиграть US Open, а на Australian Open она завоевала титул в миксте со второй половиной австралийского «деревянного» дуэта Тоддом Вудбриджем.

1994 год стал самым удачным в карьере Аранты. Она завоевала два титула «Большого шлема», ими стали любимый ею «Ролан Гаррос» и US Open, добралась до финала Australian Open. Кстати, ее победа в финале US Open над Штеффи Граф стала третьей победой над великой чемпионкой в течение одного года (до этого были Гамбург и Rogers Cup). Таким образом, она стала одной из пяти женщин, обыгрывавших обладательницу Золотого шлема трижды в течение одного года, кроме нее в этот список входят Эверт, Навратилова, Сабатини и Кетцер. После этого Санчес получила от ITF титул «чемпионки года», а в родной Испании была названа лучшим спортсменом года газетой El Mundo.

В 1995 Санчес-Викарио выиграла парный Australian Open и до этого не поддававшийся ей «Уимблдон», тоже в паре. Оба турнира ей помогла выиграть Яна Новотна. А в одиночном разряде Аранта сыграла в трех финалах (все ТБШ, кроме US Open), на Открытом чемпионате Австралии она проиграла Мари Пьерс, а на «Уимблдоне» и «Ролан Гаррос» почувствовала на себе силу Штеффи Граф. 6 февраля впервые в карьере Аранта возглавила одиночный рейтинг WTA.

Следующий год, вновь оказавшийся олимпийским, принес Санчес победу в парном разряде Australian Open и две олимпийские медали, серебряную в одиночном разряде (ее обидчицей стала Линдсей Дэвенпорт) и бронзовую в паре с Кончитой Мартинес. Также испанка добралась до финалов «Уимблдона» и Australian Open и в обоих проиграла Штеффи Граф.

В 1997 году случился спад, вызванный физическим и моральным истощением. Ее лучшим результатом на турнирах «Большого шлема» стал четвертьфинал «Уимблдона». Надо отметить, что у этого спада была еще одна причина, и зовут ее Мартина Хингис. Она попадалась на пути испанки в четвертьфиналах US Open и «Ролан Гаррос», где обыграла ее. Это был первый год с 1989, когда Санчес не выиграла ни одного турнира и соответственно, не защитила ни одного из своих титулов.

1998 год стал годом возвращения Аранты на вершину, она даже получила премию за лучший камбэк. 99.9% вероятности, что эта награда стала оценкой ее победы на «Ролан Гаррос», которая стала третьей за ее карьеру, и четвертым одиночным титулом «Большого шлема» вообще. Финал против Моники Селеш по драматичности сюжета достоин лечь в основу сценария мексиканского сериала. Счет 7:6, 0:6, 6:2 говорит сам за себя и демонстрирует все прелести женского тенниса. В этом году журнал El Mundo вновь признал Санчес-Викарио лучшим спортсменом Испании.

В 2000 году неутомимый Шмель выиграл US Open в миксте с Джаредом Палмером, а на Australian Open Аранта добралась до финала с Тоддом Вудбриджем. И потом Санчес-Викарио решила сделать перерыв. Возможно, это объясняется крахом ее неудачного брака со спортивным журналистом Хоаном Жирона.

2002 год стал последним в ее долгой и успешной одиночной карьере. Однако парные выступления продолжались до 2004. И венцом всего стала победа на Australian Open в паре с Даниэлой Гантуховой в 2002, которая стала ее последним крупным достижением. Всего же в ее карьере 29 одиночных и 69 парных титулов, 4 победы на турнирах «Большого шлема» в миксте, 5 побед в Кубке Федерации, 4 олимпийские медали и как окончательное признание ее заслуг – звание лучшей испанской спортсменки ХХ века и введение в международный зал теннисной славы в 2007 году (между прочим, вместе с Питом Сампрасом).

Но на этом теннисная жизнь Пчелки не закончилась. Возможно, именно ей мы обязаны появлением на теннисном небосклоне одной из самых успешных российских теннисисток Светланы Кузнецовой. Еще в свою бытность игроком Аранта часто приезжала в теннисную академию, созданием которой занимался ее брат Эмилио. Там она заметила 14-летнюю девочку из России, работоспособность и игровой стиль которой очень подходили под испанскую школу. Это и была Кузнецова. Санчес-Викарио часто отзывалась о Светлане как о младшей сестре, и надо признать, что испанская школа действительно многое дала россиянке. Сейчас, как мы знаем, их пути разошлись, да и Санчес-Викарио давно уже не занимается академией своего брата.

Сейчас она возглавляет турнир ITF в Барселоне, комментирует теннис для испанского телевидения, катается на лодке, ловит рыбу, ездит верхом, катается на лыжах (как хотела ее мама), проводит время со своей семьей, друзьями и тремя собаками. Кстати о собаках, одну из них можно видеть с Арантой практически везде, она носит своего шпица на руках, кормит вареными омарами и поит подогретой водой.

И немного о семье. Пчелка вышла замуж за бизнесмена Хосе Сантакана и весной ждет своего первенца, еще одного потенциального члена теннисного клана Санчесов. Одним словом, она наслаждается жизнью и считает, что вполне заслуженно: «Я это заслужила. 17 лет я упорно трудилась, а сейчас пришло время радоваться жизни».
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке