Шанхайский сюрприз

19 ноября 2008
Пресса
Перед началом итогового «Мастерса» в Шанхае было много разговоров и предположений относительно того, насколько интересным и зрелищным может получиться этот турнир, учитывая накопившееся к концу сезона массовые проблемы со здоровьем у ведущих игроков тура и отсутствие первой ракетки мира Рафаэля Надаля. Но в итоге турнир получился куда более любопытным и неожиданным, чем предполагало большинство экспертов.

Исполнительный редактор сайта tennis.com Стив Тиньор, как обычно перед крупными соревнованиями, опубликовал свой прогноз. Но вот что оказалось необычным, так это то, что на сей раз угадал он не многое. По его предположениям особых шансов на выход из группы не было ни у Джоковича, ни у Давыденко, а Тсонга и Дель Потро в полуфинале должны были уступить Федереру и Мюррею. В финале же Тиньор дальновидно отдавал предпочтение Энди.

На деле же интрига появилась уже в первый день турнира. Джокович без проблем справился с аргентинцем, а Давыденко вырвал на тай-брейке решающей партии победу у другого многообещающего дебютанта – Жо-Вильфреда Тсонги. Второй день соревнований и вовсе привел в замешательство. Второе подряд в этом сезоне поражение от Симона потерпел первый сеяный Роджер Федерер, неизменно выходивший в финал этого чемпионата в течение 5 лет подряд с 2003 года (и только лишь раз в финале уступавший – Давиду Налбандяну в 2005).

Этот результат, по-видимому, удивил даже самого француза. Как написал Нейл Харман, специальный корреспондент газеты The Times в Шанхае: «Жиль Симон нашел прелестный способ описать свою победу над второй ракеткой мира Роджером Федерером и первым сеянным на турнире: «Эта случайность произошла во второй раз», – сказал француз в ответ на замечание о том, что теперь по личным встречам у Федерера он ведет 2-0».

Во втором матче этого дня Энди Мюррей в трех сетах выиграл у Энди Роддика. И по итогам дня Харман рассуждал: «Симон – это облегченная, менее экспрессивная (время от времени) версия Мюррея. Оба игрока обдумывают свою тактику матча и вообще играют в эту игру так, словно это какие-то сложные математические вычисления, с доказательством теорий, измерением углов – это теннис по логарифмической линейке и циркулю. Оба они могут замучить соперника, подавляя не мощью собственной личности или игры, а тем, что они знают корт и его границы лучше. Федерера, в случае Симона, и Роддика, в случае Мюррея, перехитрили и довели до поражения в результате нелепых ошибок. Оба матча были удивительными и достойными созерцания».

Третий день окончательно свел на нет все надежды Тсонги, которому до старта соревнований отнюдь не только Тиньор пророчил большой итоговый успех. Но обидное поражение от Дель Потро (обидное тем, что оба сета француз проиграл в «теннисной лотерее» – на тай-брейках) означало, что у Жо-Вильфреда остается лишь только возможность взять «матч престижа» в последний день кругового этапа.

Поединок Джоковича и Давыденко произвел впечатление неоднозначное. Нейл Харман и вовсе отозвался критично: «Новак Джокович был первым из этой восьмерки «выживших» в сезоне 2008 года, кто сумел забронировать себе место в полуфинале, его победа над россиянином Николаем Давыденко со счетом 7:6, 0:6, 7:5 в золотой подгруппе заняла 2 часа 18 минут. Временами было больно смотреть на то, как эти два теннисиста, чья игра базируется на безжалостном изнурении соперника обменом ударами с задней линии, пытались – и, к несчастью, проваливали эти попытки – привнести в матч нечто большее. Теннис желал большего, нуждался в большем, хотя в данном матче этого так и не удалось достичь, но покрытие было слишком медленным, чтобы позволить что-либо, кроме истощающих розыгрышей, обычно завершавшихся ошибкой от усталости».

Так или иначе, но серб обеспечил себе выход из группы под первым номером, и его матч с Тсонгой уже ничего не решал. Вчистую проиграв первый сет, француз сумел сделать брейк в концовке второго сета (использовав тот один единственный брейк-поинт, которого сумел добиться за всю партию). В третьем же сете серб не счел нужным особенно сопротивляться, раз уж игра не задалась, и отдал его со счетом 6:1. А вот Коле Давыденко свое право второй раз в карьере играть в полуфинале Masters Cup пришлось добывать в очном противостоянии с Дель Потро. Хуан Мартин, по его собственным словам, последние турниры играет с травмой пальца ноги, и хотя матч против Давыденко он уступил очень легко, этот турнир аргентинский дебютант определенно может занести себе в актив.

В красной же группе ситуация сложилась гораздо более интригующая. С соревнований снялся Энди Роддик, и в Шанхае появился совершенно неожиданный фигурант – Радек Штепанек, 27 ракетка мира. Его матч против Федерера Питер Бодо, эксперт сайта tennis.com, так прокомментировал в своем блоге: «Не могу припомнить ничего более ненормального за последнее время, чем то, как Радек Штепанек оказался в Шанхае, без носок, ракеток или контактных линз, и при этом сумел более чем пристойно бороться с Федерером. Но Роджер есть Роджер, знаете ли, а он обладает таким забавным качеством – претендовать на центральную роль любого громкого события даже тогда, когда он на нее не претендует – ну или не должен бы претендовать. Могу себе представить, что за улыбка Чеширского кота была на его лице, когда он говорил на пресс-конференции: «И потом, Радек ведь играл чужой ракеткой, так что в этом мне тоже несколько повезло. Надеюсь, что день отдыха поможет мне совершить чудо, и я пробьюсь в полуфинал».

Чудо – не чудо… Если вам интересно мое мнение, так это совершенно обычное дело для парня, который является не просто отличным бойцом, но еще наделен такими способностями выкарабкиваться из любых ситуаций, что кто угодно позавидовал бы. И было ли это просто оговоркой или той ошибкой, которая на самом деле является правдой, пусть она и выходит за рамки логики, когда Штепанек сказал о Федерере: «Я знаю, что он проиграл в этом году больше матчей, чем обычно, но это не значит, что его можно обыграть». Не хочу, чтобы это прозвучало нездорово, но вообще-то я мог бы себе представить эти слова, выгравированные когда-нибудь в далеком-далеком будущем на его могильном камне».

И действительно, у Роджера были еще какие шансы «выкарабкаться» и в последнем матче кругового этапа против Энди Мюррея. За исключением первого сета, который швейцарец выиграл довольно спокойно, все остальное время борьба шла самая бескомпромиссная. Федерер проигрывал второй сет 2:5, но сумел довести его до тай-брейка, уступал в третьем, но спас семь матч-боллов, выстояв при счете 5-4 на подаче британца, когда счет 10 раз становился ровно, и чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. И, тем не менее, Роджер, которому по ходу матч оказывали медицинскую помощь, победу в этой битве все-таки уступил. И вторым номером из золотой подгруппы в полуфинал вышел победивший Штепанека Жиль Симон, дебютант турнира, попавший в основу лишь за счет отказа Надаля.

По ходу чемпионата именно поединок Мюррея и Федерера чаще всего называли в качестве наиболее вероятного финального матча. Да и сам Энди опасался именно такой повторной встречи с Роджером, из-за чего и сопротивлялся столь отчаянно в матче, который немногое решал для него в отношении выхода из группы. И хотя в конечном счете такой финал так и не случился, по мнению всех корреспондентов, этот матч полностью заслуживал бы быть финальным.

Нейл Харман: «Победа Мюррея над Роджером Федерером со счетом 4:6 7:6 7:5 в финальном мачте кругового раунда красной группы содержала в себе столько триумфа, столько всего, что стоило оценить, столько классных ударов и мало некачественных, и столько упорной смелости, что в определенном смысле он может поспорить с финалом «Уимблдона» в мужском одиночном разряде между швейцарцем и Рафаэлем Надалем за звание лучшего матча по итогам года. […] Его превратности судьбы, его тонкости и детали, его перепады в напряжении и доминировании, способность обоих игроков заставить себя играть грандиозно, когда большинство удовлетворилось бы и чем-то менее грандиозным, означало, что ты должен был все время щипать себя, чтобы не забыть, что это всего лишь матч группового этапа. Нужна определенная смелость, чтобы попытаться успокоить Федерера предположением, что в обоих случаях он сыграл героическую роль, но оба эти матча оставили ощущение того, что мир его пошатнулся».

Кстати, Мюррей стал всего лишь третьим в истории теннисистом после Надаля и Налбандяна, кому удалось обыграть Роджера три раза в одном сезоне. Но эта победа дорого стоила упрямому шотландцу. Полностью измотанный таким поединком, он к тому же еще и не смог вовремя вернуться в гостиницу – водитель машины, которая должна была везти Энди обратно в отель, запутался в хитросплетениях шанхайских улиц и доставил пассажира по назначению значительно позже, чем тот рассчитывал. В итоге к встрече с Давыденко Мюррей восстановиться так и не успел, но жалеть ни о чем не собирается: «Я обыграл, должно быть, лучшего игрока в истории. И я не жалею, что сделал это. Одержать над ним победу это нечто, сравнимое с победой на турнире в целом. В идеале я, конечно, хотел бы выиграть у него проще и тем самым предоставить себе возможность несколько лучше подготовиться к этому матчу. Но я не люблю проигрывать и не собираюсь. Я горжусь тем, что выложился на 110 процентов. Возможно, некоторые игроки не разделили бы мою точку зрения, но я счастлив, что поступил именно так».

Николай Давыденко после матча признал: «Мне повезло, что Мюррей вчера обыграл Федерера. Победив Роджера, он хотел показать, что он лучший игрок, так что, должно быть, он действительно очень устал».

Но сам Мюррей считает, что его поражение объясняется не только одной усталостью, но и отличной игрой россиянина: «Не хочу пытаться искать какие-либо оправдания. Он играл значительно лучше меня. Я сделал все, что мог, исходя из своих возможностей. Но ноги мои просто не работали так, как в прочих матчах. Я не мог подходить к мячам так, как обычно подхожу».

Как отметили корреспонденты Tennisweek: «Энди Мюррей был непобедим, но Николай Давыденко был безжалостен».

А Стив Бирли, специальный корреспондент британской Guardian в Шанхае после полуфинальной встречи написал: «Энди Мюррей, обыгравший поздно вечером в пятницу Роджера Федерера, 13-кратного чемпиона турниров «Большого шлема», был совсем не тем Энди Мюрреем, который проиграл 5:7 2:6 Николаю Давыденко в полуфинале турнира Tennis Masters Cup. Хотя Федерер предсказывал, что это будет совсем небольшим удовольствием играть против занимающего пятое место в рейтинге россиянина, который обращается с мячом на корте так, словно в шахматы играет».

Коля Давыденко с ноября 2005 года стабильно удерживается в мировой теннисной элите, не опускаясь ниже седьмой позиции в рейтинге, но еще ни разу в карьере ему не доводилось играть в финале итогового чемпионата или турнира «Большого Шлема». Самое удачное его выступление на Masters Cup состоялось как раз в дебютный приезд в 2005 году – тогда Николай добрался до полуфинала. Но следующие несколько лет удача ему не благоволила, и из группы выйти так и не удавалось. И вот, наконец, он достиг финала, в котором ему противостоял Джокович, сломивший накануне сопротивление Жиля Симона в трех сложных сетах.

Нейл Хармен, корреспондент The Times: «В сентябре с Давыденко сняли все обвинения после так долго тянувшегося расследования по делу о незаконных ставках […] И с того момента словно давящие на него оковы спали, и он заиграл с той степенью свободы, что предрекала ему определенный успех, в то время как он стремился играть так, как никогда не играл ранее. И за этим стоит понаблюдать».

Шон Рэндалл, tennis-x.com: «Кажется, Джокович всегда оживает там, где проваливаются Надаль и Федерер, и этот раз не исключение. Джокович, кончено, уже обыграл Николая в матче кругового этапа. Серб является фаворитом, ведь он лучше как игрок и значительно мощнее, чем россиянин, но на этот раз я бы поставил на Николая. Это может звучать глупо, но я ставлю на него потому, что не думаю, что в современном мире игрок может выиграть Masters Cup, проиграв по ходу сет со счетом 6:0. Плюс эту баранку он получил именно от Давыденко!»

Итак, вместо финала Мюррей – Федерер, в Шанхае состоялся финал Джокович – Давыденко. И закончился он проще, чем можно было бы ожидать. В первом сете Новак был неудержим, выиграв его 6:1, и лишь к концу второго появилась интрига, когда Коле впервые удалось взять подачу соперника, но серб сумел собраться и довести дело до относительно спокойной победы со счетом 7:5. Кто-то, например, тот же Шон Рэндалл, сочли это определенным разочарованием. Но большинство экспертов отнеслись к этому финалу скорее как к поводу вновь обратить пристально внимание на позабытого Новака Джоковича.

Сандра Хэрвитт из ESPN: «Это не слишком обычная ситуация, когда широко известный игрок на каком-то турнире оказывается абсолютно всеми забытым. На итоговом турнире этого года в Шанхае таким игроком стал третья ракетка мира Новак Джокович. Ведь среди четверых лучших игроков тура серба, кстати, действующего чемпиона Australian Open, на этой неделе принимали во внимание меньше всего. Но, знаете ли, иногда лучше не быть в центре внимания, потому что это как-то освобождает от давления, которое обычно сопровождает главного фаворита, и это дает возможность играть более расслаблено».

Раскритиковавший их матч в подгруппе Нейл Харман на сей раз остался доволен: «То, что случилось в финале Masters Cup на стадионе Qizhong, стало чем-то вроде «помните меня?» от Новака Джоковича. Если его путь к финалу можно назвать менее, чем выразительным, даже несмотря на то, что в итоге он возглавил свою подгруппу и уступил лишь один матч Жо-Вильфреду Тсонге, французу, обыгравшему Джоковича, когда он уже ни на что не мог претендовать, то вот в финале состоялось уверенное представление с внушающим уважение обменом ударами».

Сам Джокович отметил: «В прошлом году у меня здесь дела не заладились. Я не выиграл ни сета. Но я кое-чему научился. Извлек максимум из сложившейся ситуации и использовал в этом году».

А следующий год серб начнет, находясь всего лишь в 10 очках в рейтинге от занимающего вторую позицию Роджера Федерера. Более того, если бы Джокович выиграл последний матч в подгруппе у Жо-Вильфреда Тсонги, то уже сейчас Федерер был бы смещен на третью строчку, что еще год назад казалось чем-то совершенно немыслимым.
«Я поставил бы эту победу на один уровень по значимости с победой на турнире «Большого шлема», ведь восемь лучших игроков принимали здесь участие. Я счастлив. Закончить сезон тем же, чем я его начал – выигрышем столь крупного чемпионата – это отличная подпитка в преддверии нового сезона», – делился впечатлениями Новак.

Что же касается перспектив грядущего сезона, то Джокович считает: «Думаю, наиболее интересным в предстоящем году будет то, что у нас сейчас так много игроков. Не привычные один или два, но сразу пять, шесть или семь, которые играют по-настоящему хорошо, и любой из них может обыграть другого».

В целом, с ним сложно не согласится – итак, впереди нас ждет любопытнейший сезон.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке