Иво Карлович: больше, чем просто подача

16 ноября 2008
Пресса
Подводя итоги завершающегося сезона, в основном вспоминают о произошедшей смене лидера в туре, взлете Энди Мюррея и прорыве в элиту Тсонги, Дель Потро, Симона. Но уходящий год был богат и другими событиями, пусть менее громкими, но заслуживающими внимания. Корреспондент DEUCE Дэйвор Баразин предлагает проследить путь Иво Карловича к званию второй ракетки Хорватии.

Осознание того, что он может достойно сражаться против лучших парней ATP-тура, впервые пришло к Иво Карловичу на Уимблдоне в 2003 году. С тех пор хорват научился доставлять максимум мучений теннисистам уровня Роджера Федерера или Новака Джоковича, приобретя репутацию одного из наиболее опасных и значительно прогрессирующих игроков.

Этому «гиганту из Салаты», самому высокому игроку ATP-тура с ростом 208 см, никто в Хорватии не предвещал большого теннисного будущего. Но сегодня, благодаря неустанному труду и преданности своему делу, уроженец Загреба находится на пороге попадания в Top-10, выбравшись из тени соотечественников Горана Иванишевича, Ивана Любичича и Марио Анчича.

«Я построил свою карьеру буквально из ничего», — говорил Карлович. — «Ни одному игроку первой мировой сотни не пришлось пройти по столь сложному пути. Мне встречались люди, которые хотели помочь, но в течение многих лет я ездил по турнирам совершенно один. Это было совсем не просто».

Цель стать профессиональным теннисистом сформировалась у него в возрасте 13 лет, когда тренер баскетбольной команды поставил его играть с ребятами, которые были на 5 лет старше. С того момента путь развития его карьеры изменился навсегда, и Карлович никогда в дальнейшем не отказывался принимать главный вызов своей жизни.

«Сезон 2003 года был самым сложным в моей карьере», — отмечал Карлович. — «Я проиграл в первом круге маленького турнира во французском Мелёне, и меня охватили сомнения: «А стоит ли все это моих усилий?». Эта мысль была единственной, что тогда занимала меня. Я действительно не переставал себя спрашивать, смогу ли я через это пройти, стоит ли колесить по всему миру ради крохотных турниров. В те времена я вынужден был играть на турнирах теннисной лиги Германии, Австрии и Франции. Это затянулось на месяцы, я старался заработать хоть какие-то деньги, чтобы сводить концы с концами, в то время как остальные честолюбивые профессионалы играли в основном туре».

Случались моменты, когда средства у Карловича совсем иссякали, и на одном турнире из серии ITF Futures, как он вспоминает: «Я ожидал поступления денег от спонсора, они должны были прийти через Western Union. Но так и не пришли. Возможно, этот опыт сослужил мне хорошую службу, потому что в итоге тот самый турнир я закончил победой. Таких историй у меня много, но данный случай был самым запоминающимся. Конечно, подобные времена для меня миновали, но если я когда-нибудь решу написать книгу, то у меня будет хороший повод вспомнить все те ненормальные вещи, через которые пришлось пройти».

Беспокойное ожидание того, где же он сможет получить следующий чек, стало делом прошлого после сезона турниров на траве в 2003. Пройдя через квалификацию в основную сетку «Уимблдона», Карлович в первом же круге попал на первого сеянного и действующего чемпиона Ллейтона Хьюитта. В прессе начались активные поиски хоть какой-либо информации о 203-й ракетке мира. Но всего через несколько дней никто уже не спрашивал: «А кто такой Иво Карлович?». Через 4 часа после того, как для Хьюитта стартовал «Уимблдон»-2003, он стал первым с 1967 года действующим чемпионом мужского одиночного разряда, потерпевшим на следующий год поражение в первом же круге, когда Карлович выбил его из борьбы со счетом 1:6, 7:6, 6:3, 6:4. «С того самого дня моя карьера пошла в гору, уверенность в себе стремительно укреплялась, и я более ни разу не задумывался о том, чтобы бросить спорт», — вспоминал Карлович.

«Я никогда не завидовал другим игрокам, у которых были деньги и спонсоры. Да, было бы очень неплохо иметь такую поддержку в самом начале, но у меня был свой путь, сложный путь. Даже сегодня я ничего бы не захотел изменить из того, что произошло в моей карьере. Все что случалось, случалось по определенной причине».

Сохраняя небывалую уверенность в собственных силах, Карлович продолжил сезон победой на двух турнирах серии Challenger и квалифицировался на US Open, где дошел до 3-го круга (проиграл Сьенгу Шалькену). Он закончил год в Top-100 на 73-й позиции South African Airways ATP Rankings, и начался его путь к карьерной вершине — 14-й позиции в рейтинге (на 18 августа 2008).

«В самом начале пути мне и в голову не могло прийти, что я заберусь так высоко», — говорит он. «В июне 2006 я получил травму левого колена, и это отбросило меня назад. Пришлось взять перерыв в пять месяцев, так что я опасался, что на этом и наступит конец всему, но я никогда не сдавался. Я всегда мечтал об успешной карьере, но никогда не думал, что достичь вершины будет столь сложно: побеждать регулярно и сделать себе на этом имя. Войти в Top-10, а это моя следующая цель, было бы чем-то совершенно особенным».

С твердой решимостью и заручившись поддержкой супруги Элси, на которой он женился 25 марта 2005 года, Карлович также бросил все усилия и на преодоление своей широко известной проблемы в общении. «Все знают мои проблемы с коммуникабельностью. Самым сложным для меня является необходимость говорить перед 10 000-й аудиторией, когда я играю в финале или выигрываю турнир. Мне было бы гораздо проще отыграть три дня без перерыва, чем говорить. Я старался решить эту проблему, но она всегда возвращается».

В течение последних двух лет, Карловича четырежды просили держать речь — после четырех побед на турнирах ATP. Обладатель одной из самых сильных подач в туре, он стал игроком, встречи с которым любой хотел бы избежать. Некоторые критики утверждают, что Карлович умеет только хорошо подавать, но ни один теннисист не сумел бы стабильно держаться в Top-20 без полноценной игры.

«Если это одна лишь подача, то я должен быть просто гением, Суперменом», — улыбается Карлович. — «Вы только представьте, что бы случилось, если бы кто-то научил меня еще и удару слева, когда я был ребенком? Для своего роста, думаю, я очень неплохо передвигаюсь и у меня хороший удар справа, но когда я возвращаюсь к своему детству в Салате (район Загреба), я вспоминаю, как мне негде и не с кем было практиковаться. Поэтому я ожидал, пока опустеют корты, и приступал к тренировке подачи, снова и снова. Этот ритуал иногда затягивался до ночи».

Только сам Карлович и члены его семьи — отец Владо, метеоролог, мать Джордана и старшая сестра Анна — могли предвидеть его будущее в элите мирового тенниса. «Мои родители всегда оказывали мне поддержку. Пусть даже они и не путешествовали со мной по турнирам, так как на это не было денег. Они верили в меня, несмотря ни на что. У меня была невероятная поддержка. Амбиции стать баскетболистом быстро угасли во мне, когда я был тринадцатилетним мальчишкой и тренер отправил меня в команду, где играли ребята на 5 лет старше. С тех пор в моей душе был только теннис».

«Мой отец играл в теннис как любитель, но это было всего лишь развлечение, и я стал играть вместе с ним. По началу я набивал мяч об стенку, потом перешел на корт. Учитывая обстоятельства того времени (Хорватская война за независимость в 1991-1995), я думаю, у меня было неплохое детство. И сегодня у меня по-прежнему сохранились хорошие отношения со многими школьными друзьями».

«Большую часть времени я практиковался в своем местном клубе Medvescak и с тех самых пор восхищаюсь Младеном Тончичем, тренером, который сейчас работает с юниорами в Хорватской Теннисной Ассоциации. Я продолжал прогрессировать, и на юниорском уровне в команде с Любичичем мы выиграли для Хорватии European Indoor Championships среди игроков до 16 лет».

Его первыми кумирами были Иванишевич, Стефан Эдберг и Борис Беккер, так что когда в прошлом году он приблизился к тому, чтобы побить исторический рекорд Иванишевича по количеству эйсов за один сезон, Карлович был в восторге. Он подал 1318 эйсов, что стало результатом наиболее близким к рекорду своего соотечественника в 1473 эйса за сезон 1996 года.

«Тогда мячи и корты были быстрее», — убежден Карлович. — «Так что очень сложно побить рекорд Горана, и для этого мне нужно было бы сыграть гораздо больше финалов. В данный момент я сумел догнать его по среднему количеству эйсов за матч. Люди думают, что я подаю так много эйсов за счет своего роста, но это не главное. Нужно быть сильным, сохранять концентрацию и подавать с высоким процентом попадания первой подачи. А это совсем не просто». «Я восхищаюсь Энди Роддиком, подача которого словно бомбардировка. Ее сложно принимать и все время нужно быть готовым к его форхенду. С другой стороны, против Давида Налбандяна играть труднее всего».

Другим сложным соперником для Карловича является Роджер Федерер, которого хорват впервые обыграл в августе на турнире серии «Мастерс» в Цинциннати. Победа со счетом 7:6(6), 4:6, 7:6(5) стала воплотившейся мечтой, но он до сих пор вспоминает, как позволил сорваться с крючка Рафаэлю Надалю на турнире Queen’s Club в Лондоне в этом году. «Я надеюсь, мой день еще наступит», — говорит Карлович о своем июньском поражении со счетом 6:7(5), 7:6(5), 7:6(4). — «А пока я всегда буду вспоминать 31 июля, день, когда я победил Роджера Федерера, великого чемпиона, который на тот момент был первой ракеткой мира». Карлович также записал в свой послужной список победу над третьей ракеткой мира Новаком Джоковичем на «Мастерсе» в Мадриде в прошлом месяце. «Поначалу это казалось таким странным, но сейчас эти результаты уже кажутся мне абсолютно нормальными».

«Успех в теннисе также позволил мне воспользоваться какими-то возможностями вне корта, которые раньше были для меня недоступны. Например, я всегда очень любил музыку». Шесть месяцев назад Карлович вместе со своим другом из cro.records обратились к хорватскому реперу Baby Dooks с предложением совместно записать песню. В процессе подготовки сейчас еще и его участие в съемках фильма. «Эта песня была просто для развлечения, мне действительно понравилось ее записывать», — объяснял Карлович. — «Это было словно воплощение в жизнь мечты. Просто удовольствие». «Так что мой успех в теннисе помог мне открыть те двери, которые в другом случае мне нелегко было бы открыть».
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке