Сафин: уйти нельзя остаться

29 октября 2008
Пресса
В понедельник вечером Марат Сафин, проиграв на последнем в году турнире серии "Мастерс" в Париже Хуану Монако (0:6, 6:7), бесславно завершил очередной сезон. Бесспорно, бесславно с точки зрения былых заслуг, потому как для некоторых место в начале четвёртого десятка рейтинга ATP считается удачей. Для некоторых, но не для Сафина. Понимая это, Марат сам на послематчевой пресс-конференции заговорил о том, что должен хорошенько подумать над своим теннисным будущим. Если учесть, что последний триумф россиянина на турнирах ATP датируется далёким 2005-м, (тогда в финале Australian Open в Мельбурне он выиграл у Ллейтона Хьюитта), а в минувшем году занести себе в актив Сафин может лишь победу над Бердыхом в Кубке Дэвиса, выход в полуфинал Уимблдона и финал Кубка Кремля, невольно встаёт вопрос, а сможет ли Марат ещё когда-нибудь порадовать нас настоящим успехом? С этим вопросом "Чемпионат.ру" обратились к известным теннисным экспертам.

Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России:

— У Марата сейчас подвешенное состояние – перед ним стоит вопрос: что делать дальше? Это достаточно сложно. Ясно, что в последние годы он пытается обрести себя, но пока у него за редким исключением не получается ничего. Чтобы вернуться на прежний уровень, Марату необходимо очень сильно захотеть. А он всё никак не может решить, что ему делать: играть или нет. Если останется, ему нужно будет полностью сконцентрироваться на теннисе.

Андрей Чесноков, заслуженный мастер спорта, кавалер ордена Мужества:

— То, что я сейчас вижу, это всё как-то лениво. Марат хочет, не работая над собой, выигрывать матчи, но он забывает, что он уже не мальчик – ему 28 лет. Нет, конечно, если он сам хочет – может завершать карьеру, но с таким талантом так поступать... Ему ещё играть и играть… Вспомните Андре Агасси! Американец до 36 лет играл. И как играл! Знаете почему? Потому что он плодотворно и усердно работал на тренировках, стремился поддерживать свой высокий класс. То же самое нужно делать и Марату.

— Способен ли Сафин, на ваш взгляд, выйти на прежний уровень?
— Нет, не способен. Если бы он работал, если бы он не был таким ленивым, тогда, вполне возможно, он смог бы заиграть. Понимаете? Но он ведь ленивый, он полтора-два часа поработал на тренировке, и всё, а для того чтобы попасть в первую десятку рейтинга, нужно пахать и пахать. Может быть, раньше для него таких коротких тренировок хватало, а теперь все игроки работают над собой, совершенствуются, и гораздо больше, чем Марат. Учитывая эти обстоятельства, вообще странно, что он держится на таком уровне до сих пор – это ведь самый настоящий подвиг.

— Если бы вы были тренером Марата, что посоветовали бы ему?
— Марат - такой человек, что порой слушает сразу всех, а порой вообще никого. Сложно давать ему какие-то советы, тем более он уже не мальчик, сам всё понимает. Папой для него я не хочу и не хотел бы быть. Я думаю, что если он берёт себе в тренеры кого-то, в частности, Эрнана Гуми, а я очень хорошо знаю этого игрока и уважаю его, то он должен его слушать. Так что Марату просто нужно над собой серьёзно работать. Интересно, конечно, что он хочет завершить карьеру, а если вдруг и правда завершит, что тогда будет говорить.

Понимаете, дело ещё и в том, что Марат болезненно воспринимает любую критику в свой адрес. Вот я сейчас его покритиковал в чём-то, другой на его месте, возможно, задумался бы, а он может это неправильно понять. Я бы на его месте, наоборот, сконцентрировался и усиленно тренировался.

Владимир Камельзон, председатель тренерского совета Федерации тенниса России, заслуженный тренер России и Украины:

— В последний год Сафин не может найти свою победную игру. И это является самой главной проблемой. Если задать вопрос, почему Сафин не может найти победную игру, то на этот вопрос может ответить один Сафин и его команда. Но есть несколько важных моментов. Всё-таки у него есть какой-то возраст, хотя физически он веса не добавил и хорошо смотрится, моментами хорошо передвигается, но ему не хватает психологической устойчивости в розыгрыше решающих очков в гейме, в сете. То есть теннисист раньше был хитёр, он хотел выиграть мяч – он его выигрывал, тот, который был нужен. Сегодня всё-таки мужской теннис по сравнению с двух-трёхлетней давностью рванул вперёд. Стали здорово играть люди. Появились новые имена, имена достаточно сильные, такие, как Джокович, сейчас на арену вышел новый парень — Энди Маррей. В Санкт-Петербурге смотрел его – совершенно уникальная игра у человека.

Появились какие-то новые игроки. Теннис пошёл вперед. И Сафин со своей игрой сегодня мог бы играть, если бы он поработал, а по нему не видно, что он много работает. По нему видно, что он хочет играть тем, что у него есть. Сегодня для победы этого недостаточно, на мой взгляд. Наступил возраст, и парень думает: а может, действительно закончить играть, может, так жить будет легче? Я не уверен в этом, потому что по возрасту он мог бы ещё играть, и у него зрелая игра, и он знает, как играть. Я был у него на тренировках на Кубке Кремля в Москве. Моментами он бывает просто уникален, но уникальные фрагменты не составляют работу, не составляют композицию всей игры. И вот это психическая неустойчивость во время того, как он проигрывает какое-то очко, невозможность сосредоточить внимание на розыгрыше этого очка, видимо, приводит к тому, что он задаёт себе вопрос: а может, действительно уже закончить эту игру? Вот как я мог бы это прокомментировать. Хотя внешне он смотрится вполне здоровым человеком, у него период зрелости.

— Если бы вы были его тренером, что бы ему посоветовали?
— Я бы составил композицию тренировок, направленность того, на чём он проигрывает, сосредоточил бы внимание на этом. Я бы разобрался в этом деле. Я бы сделал целую комплексную программу не только тренировок, но и жизни. Должна быть размеренная жизнь, человек должен знать, что он хочет. Это артисты высокого класса, они должны целиком посвятить себя этой игре. Или да, или нет. Нельзя хорошо, легко жить, гулять, а потом выходить и обыгрывать какого-нибудь там "двадцатошника", или из полсотни кого-то. Все ребята из первой сотни мира сейчас здорово играют. И мне кажется, что сегодня даже не самый великий тренер может спокойно с Сафиным поработать, но при одном условии – при его согласии, при его желании, при том, что он хотел бы ещё поиграть. Есть слово "поиграть", то есть подзаработать ещё немного денег, которые очевидно ему уже не нужны, а есть ещё слово "посверкать", он же звёздный игрок, а звёздный игрок тоже должен звёздно работать, а вот этого у него нет.

— Вы согласны с утверждением французских журналистов, что Сафин не развивает свой талант, а эксплуатирует?
— Это журналистские доводы. Что значит "эксплуатирует талант"? Он этим талантом играл. Талант вообще развить нельзя. У него есть уровень, на который он пришёл, и этот уровень достаточно высокий. И если бы он этот уровень поддерживал, как это делают Надаль, Роддик, Федерер и тот же Джокович, то я думаю, таких заявлений преждевременно не поступало. Просто не выдерживает свой уровень и не подтверждает свой талант. Я думаю в этом вся проблема.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке