Тренер Янчук: хочу, чтобы "Ролан Гаррос" выиграла молодая теннисистка

21 мая 2011
Пресса


Заслуженный тренер России Виктор Николаевич Янчук, воспитавший известных в прошлом советских и российских теннисистов Константина Пугаева и Андрея Ольховского, в разговоре с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Андреем Симоненко рассуждает о фаворитах и "темных лошадках" стартующего в воскресенье в Париже Открытого чемпионата Франции.

– Виктор Николаевич, начать разговор хочется с приятного. Побеждают российские теннисисты на крупных турнирах нынче нечасто, но вот на прошлой неделе Мария Шарапова выиграла соревнование категории "Премьер" в Риме. Причем на покрытии, которое, как известно, она недолюбливает – на грунте. Как вы считаете, с чем связан этот ее успех?
– Вы знаете, я думаю, Мария наконец-то приспособилась к земляным кортам. Здесь, как известно, ритм отскока мяча более замедленный, есть своя специфика. И вот она, мне кажется, ее почувствовала. Если раньше Шарапова на грунте просто сметала все мячи, которые могла смести, то теперь в ее грунтовой игре появилось больше вариативности. Здесь надо играть и уверенно, и мощно – но одновременно не торопясь, я бы так сказал. И у Марии в Риме это получалось. Ну и вдобавок сказалось то, что Шарапова набирает форму. В последнее время игру свою она улучшала, и это стало заметно. Естественно, что бывшая первая ракетка мира ставит перед собой цель выйти на былые позиции, но сделать это ей будет нелегко. Хорошие удары, необходимый технический арсенал у Шараповой как был раньше, так и есть сейчас, однако стабильности ей, на мой взгляд, все еще не хватает. И это может сказаться именно в игре на кортах с медленным покрытием.

– Чего, на ваш взгляд, можно ожидать от Шараповой в Париже?
– Если ей удастся сохранить победную форму и психологическую уверенность, то многого. Сейчас Марии важно восстановиться – как физически, так и психологически. И снова, как это она сделала в Риме, поверить в то, что все возможно. Я не уверен, что Шарапова готова сейчас к победе на Открытом чемпионате Франции, но в полуфинал выйти она может. В любом случае желаю ей добиться максимального результата, будем с удовольствием следить за ее выступлением.

– Я был свидетелем, наверное, двух или трех десятков интервью Шараповой в конференц-зале "Ролан Гаррос" и много раз слышал от нее такую фразу – "считаю, что в принципе моя игра под грунт подходит". Вы согласны с теннисисткой в этом вопросе?
– Нет, не совсем. Считаю, что для того, чтобы показывать полноценный грунтовый теннис, Шараповой не хватает технического оснащения. Умения в нужные моменты исполнять, так скажем, отыгрышные мячи, которые ложились бы в корт более надежно и по месту. Делать резаные удары, парируя атаки соперниц, какие-то укороченные мячи. Более разнообразно добивать мячи у сетки – у Марии же в арсенале только один размашистый драйв-волей, который, конечно, является хорошим ударом, но на грунте его мало. С другой стороны, я считаю, что земляные корты позволяют Шараповой более качественно исполнять удары, являющиеся ее основным оружием. Это мощные "выстрелы" и справа, и слева. Потому что на грунте больше времени на подготовку к удару, больше возможности, что называется, "приложиться". Вдобавок соперницам на грунте сложнее "стартовать", чтобы отражать ее мячи – ноги-то немножко проскальзывают. С места так резко не сорвешься, как это можно сделать на харде.

– Наша первая ракетка страны, Вера Звонарева, проводит не самый, так скажем, удачный грунтовый сезон. Сейчас она в Брюсселе дошла до полуфинала, но вот на предыдущих турнирах либо выигрывала матчи очень тяжело, в трех сетах, либо проигрывала – Стосур, Квитовой… Что это, на ваш взгляд – спад или симптомы планомерного подведения пика формы к "Ролан Гаррос"?
– Думаю, все-таки спад. Где-то еще до Брюсселя Вера должна была "выстрелить" - но не "выстрелила". С другой стороны, небольшое время до начала второго турнира Большого Шлема еще есть, класс игры у Звонаревой высокий, и я думаю, что наша лучшая на данный момент теннисистка может в Париже сыграть лучше, чем на предшествовавших "Ролан Гаррос" турнирах. Мастерство позволяет претендовать на многое. Но вот хватит ли ей уверенности в собственных силах? Дважды Вера уже в финалах турниров Большого Шлема играла, и оба раза этот экзамен она не выдерживала.

– То, что Звонарева посвятила неделю, предшествующую "Ролан Гаррос", не тренировкам, а соревновательной игре в Брюсселе, не повлияет в отрицательную сторону на ее шансы?
– Нет, думаю, это правильное решение. Спортсменке всегда виднее, как регулировать нагрузки в большую или меньшую сторону. Помимо матчевых встреч, на любом турнире все равно теннисисты тренируются. Вот за счет этих тренировок Вера и варьирует сейчас подготовительный процесс. Плюс уверенность в собственных силах, как известно, приобретается за счет турнирных побед. Так что ничего страшного в выступлении Звонаревой в Брюсселе нет. Уверен, если бы она устала от предыдущих турниров, она бы пропустила эту неделю. Но Вера явно не перетрудилась этой весной, поэтому все с ней в порядке.

– Как вы отнеслись к расставанию Звонаревой с ее тренером Сергеем Демехиным?
– Это решение Веры вызвало у меня беспокойство. Хотя бы потому, что после ухода теннисистки от Демехина как раз и наступил спад в ее игре. Но что-то сказать более детальное мне трудно, поскольку для этого надо владеть ситуацией, сложившейся в их мини-коллективе. В любом случае, только время покажет, насколько это было правильное решение. Вообще же пример Светланы Кузнецовой показывает, что частая смена тренеров до добра не доводит. Но найти "своего" тренера – это в некотором смысле судьба. Здесь надо, чтобы многое совпало.

– Кстати, о Кузнецовой. В отличие от всех других россиянок, отправившихся сейчас в Париж, чемпионкой "Ролан Гаррос" она была. Теоретические знания – "как это делается" – у нее есть. Их Свете хватит для успеха на нынешнем турнире?
– Нет. Ей нужна еще психологическая уверенность, которой как раз давно не хватает. Выступления Светланы превратились в лотерею – она может сыграть очень прилично и выиграть турнир, а может споткнуться на любом этапе. Допускаю, что выигрышный лотерейный билет, так скажем, достанется Кузнецовой именно здесь, но чаще всего теннисистка в последнее время нас, увы, не радует. С другой стороны, Светлана тоже проводит перед Открытым чемпионатом Франции подготовку, подводит себя в форме, поэтому если первые пару кругов ей удастся пройти уверенно, то в дальнейшем ничего исключать я бы не стал. В общем, ставку на Кузнецову не делаю, но чего-то от нее ожидаю.

– Сразу за Кузнецовой в рейтинге WTA сейчас идет Анастасия Павлюченкова, которая начала сезон удачно, выиграла турнир в Монтеррее. Но в последнее время она регулярно "спотыкается" на теннисистках первой мировой десятки – Виктории Азаренко, той же Звонаревой или перспективной немке Юлии Гергес. Чего Павлюченковой, на ваш взгляд, не хватает – мастерства или уверенности в том, что она способна обыгрывать топ-игроков?
– Думаю, и того, и другого. Считаю Анастасию растущей и прогрессирующей теннисисткой, но она все-таки пока находится на подступах к высшему мастерству. Она уже находится в середине второй мировой десятки, но вот чтобы попасть в десятку первую или даже в пятерку, ей надо сделать качественный шаг вперед. Он, на самом деле, для теннисиста самый трудный. Уровня двадцатки, условно говоря, достигают многие игроки, а вот чтобы выбиться в элиту, надо повысить класс игры в тот момент, когда кажется, что это уже невозможно сделать. Ну и, конечно, обрести психологическую уверенность. Но я считаю, что Павлюченковой есть еще в чем прибавлять, и она это делает, пусть и не так стремительно. Что касается психологии, то в этом плане ей бы хорошо выиграть какой-нибудь крупный турнир, пройти через сито всех этих звезд. И потом этот качественный скачок сможет наступить.

– Есть еще две теннисистки, о которых хочу вас спросить – это Мария Кириленко и Вера Душевина. Их объединяет то, что они выиграли по юниорскому турниру Большого Шлема: Душевина - Уимблдон, а Кириленко – US Open. Но в последнее время, складывается такое ощущение, обе словно уперлись в потолок. Амбиции, ясное дело, есть, что такое поднимать над головой чемпионские кубки, обе знают. А чего тогда не хватает?
– Думаю, что просто не хватает мастерства. Чтобы было понятно, скажу так: победитель юниорского турнира Большого Шлема – это, если сделать такую "кальку" на взрослый рейтинг, где-то 100-150-е место в мире. Конечно, та же Мартина Хингис "выстрелила" очень рано и из юниоров в элиту взрослого тенниса перенеслась мгновенно, но я говорю сейчас не об уникумах, а о статистическом большинстве случаев. Так вот, от этого уровня наверх еще надо прогрессировать, набирать мастерство. Того оружия, которым был выигран турнир юниорского Большого Шлема, во взрослом теннисе не хватает, это такая промежуточная стадия. И не каждому удается это оружие усовершенствовать. Что и показывает пример двух названных вами девушек.

– Если говорить о фаворитах из числа иностранных теннисисток, то кого бы вы назвали? Каролину Возняцки, Ким Клейстерс, Франческу Скьявоне, Викторию Азаренко?
– Ну в том, что итальянка сможет повторить свое прошлогоднее достижение, я сильно сомневаюсь. Это все-таки был штучный подвиг. Примерно то же самое, как победа Николая Давыденко на турнире "Мастерс" в конце года в Лондоне. Азаренко играет несколько неровно, но победить может – она сейчас в расцвете сил, по-хорошему злая в плане амбиций. Правда, у нее была недавно травма, сумеет ли она оправиться от нее – вот в чем вопрос. И еще Азаренко не то чтобы теннисистка истеричная – но слишком уж нервная. Так сильно хочет побеждать, что часто "перегорает". Но с годами это проходит, поэтому шансы у Виктории есть, она вполне конкурентоспособна. Вообще же я скажу так: победить в Париже может любая теннисистка из элиты. А мне интереснее попытаться угадать "темных лошадок" из числа молодежи. Например, мне кажется, может "выстрелить" немка Юлия Гергес. Или чешка Петра Квитова. И мне бы, кстати, как раз хотелось, чтобы на "Ролан Гаррос" выиграла молодая теннисистка. Есть такое ощущение, что женскому теннису нужна свежая кровь. И на "Ролан Гаррос", кстати, молодые выстреливают довольно часто.

– В мужских турнирах в последнее время похвастать россиянам нечем. Николай Давыденко вроде бы "просигналил", что выходит из кризиса, выиграв турнир в Мюнхене, но потом опять начал терпеть неудачи. Михаил Южный ушел в этом сезоне в тень. Об остальных и вовсе сказать нечего.
– Увы, шансы российских теннисистов в Париже невысоки, я с вами согласен. Если раньше мы практически не сомневались в том, что наши лидеры дойдут до четвертьфинальной стадии "Ролан Гаррос", а Давыденко не раз выходил и в полуфинал, то сейчас рассчитывать на это мы не можем. Но все-таки надеюсь, что кто-то из россиян до четвертьфинала дойдет. Чтобы подняться выше, нужно рассчитывать очень уж на сильное везение. Очень много должно совпасть факторов. Давыденко сейчас, думаю, к подвигам не очень готов. Южный никак не наберет свою лучшую форму. Упрекнуть мне его, конечно, не в чем, Михаил очень добросовестно относится к своей работе. Но так складываются обстоятельства.

- Игра Игоря Андреева, мне всегда казалось, для грунтовых кортов "Ролан Гаррос" подходит идеально. Но добиться каких-то серьезных успехов ему, тем не менее, в Париже не удается. С чем, на ваш взгляд, это связано?
– Вы знаете, я считаю Игоря игроком незаурядных возможностей. Особенно с точки зрения его физических данных, "взрыва", мощнейших ударов. Но при этом ему не хватает технического оснащения для того, чтобы показывать разнообразный теннис. Иначе говоря, мастерства. Например, ударов по восходящему мячу ему не хватает, стабильной игры с лета. На мой взгляд, Игорь все еще не раскрылся как полноценный теннисист. Многое ведь здесь зависит от того, кто с ним работает, а я даже не знаю, кто Андреева тренирует.

– То есть можно сказать, что Андреева не раскрыли…
– Безусловно. Давыденко достигал своего максимума в игре, побеждал в крупнейших турнирах и добивался отличных результатов. То же самое можно сказать о Южном, который играл на хорошем уровне относительно своих возможностей, так скажем, процентов на 90. А Андреев и на 70 процентов не играет. Сможет ли он в будущем прибавить? В принципе, еще не поздно. Но то, что он много лет топчется на месте, настраивает не на оптимистичный лад.

– В минувшие годы фаворитом Открытого чемпионата Франции вы бы наверняка назвали одного теннисиста – Рафаэля Надаля. Но сейчас Новак Джокович проводит совершенно фантастическую победную серию, поэтому, не сомневаюсь, вы причислите его к кандидатам на победу…
– Безусловно, и более того скажу так: шансы Джоковича по сравнению с Надалем победить в Париже – 60 на 40. Серб достиг великолепного уровня мастерства, он технически оснащен по максимуму, владеет всеми необходимыми ударами. Джокович созрел для таких побед. Но Надаль, с другой стороны, чувствует себя на "Ролан Гаррос" как рыба в воде, он не раз там побеждал. И все же, предположу, скажется в данном случае тот факт, что Джокович превосходит Надаля в мощи ударов. У испанца есть надежность, характер, быстрые ноги, умение контратаковать и отчаянно бороться до последнего. Но иной раз и этого всего бывает маловато. И на сей раз, предположу, в борьбе с Джоковичем не хватит.

– Но вы не будете утверждать, что финал Надаль – Джокович уже предопределен, не так ли?
– Безусловно, последние рассуждения относились к их гипотетической встрече в финале. А так, конечно, не надо списывать со счетов Роджера Федерера. Энди Маррей может преподнести сюрприз. Но главных фаворитов у нынешнего "Ролан Гаррос" два.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке