«По натуре я максималистка»

16 апреля 2011
Пресса


После окончания карьеры Вера Звонарева хочет заняться реабилитацией спортсменов.

Первая ракетка сборной России по теннису Вера Звонарева в ближайший уикенд будет защищать честь страны в полуфинальном матче Кубка федерации против итальянок. Накануне поединка, который состоится в московском спорткомплексе «Мегаспорт», 26-летняя теннисиcтка рассказала корреспонденту «МН» о настроении в сборной, кризисе с подготовкой молодых игроков и о причинах своего взлета на вершины рейтинга.

- Можете приоткрыть завесу, что происходит за кулисами командных матчей. Собираются теннисистки, тренируются несколько дней, а что происходит затем, как распределяются роли в команде?

- Теннис – индивидуальный вид спорта, поэтому каждый привык тренироваться в своем ключе. Первые дни, если время позволяет приехать заранее, идут интенсивные тренировки. А ближе к матчам мы собираемся вместе с капитаном и обсуждаем, каков план. Кто и как играл против того или иного соперника, кто из наших игроков, в какой форме, и как, исходя из этой ситуации, действовать дальше. Подобный диалог между игроками, между игроками  и капитаном обязателен. На таких турнирах мы являемся командой, и каждый должен четко понимать свою роль.

- Капитан российских сборных, президент федерации тенниса Шамиль Тарпищев в последнее время трубит, что в России серьезные проблемы с подготовкой резерва, нет финансирования, мало строится современных центров…

-- Если посмотреть на карту России, то теннисных центров, конечно, недостаточно. Недавно в Москве, на Ленинградке, Шамиль Анвярович построил национальный теннисный центр. Я там еще не была. Хороший центр в Казани, неплохой – в Ханты-Мансийске. Но проблема в том, что многие новые спортивные объекты отвечают требованиям сегодняшнего дня, и лет через пять, наверняка, перестанут соответствовать необходимому уровню подготовки игроков. Строить надо с перспективой. А не так, что-то быстренько возвели, а будет ли этот объект использоваться потом, никого не волнует.

- Каким должен быть современный центр для подготовки теннисистов?

- Сегодня вырастить элитного игрока в тех условиях, которые были раньше, уже невозможно. Профессиональный спорт изменился, требования подготовки спортсмена возросли. В этом плане «Мегаспорт», к примеру, очень хорошая арена, потому что есть дополнительный тренажерный зал. Но если вы придете в любой теннисный клуб, то мало того, что покрытие далеко не профессиональное. На таком, которое у нас кладут сейчас, очень тяжело тренироваться начинающему спортсмену. Покрытие быстрое, которое не позволяет наработать разнообразный технический арсенал. Так, помимо этого, нет возможности заниматься дополнительно. Если нужен легкоатлетический манеж, там, где можно размяться, то в теннисном центре его нет, как нет и тренажерного зала. Либо надо платить дополнительные деньги. Если спортсмену необходимо сходить в бассейн, опять надо ехать. Нужны современные центры, где все необходимое для тренировки было бы под рукой.

- Получается, что родителям, которые спят и видят своего ребенка классным теннисистом, надо брать его и ехать за границу?

- Не совсем так. Хотя подходящие условия в России могут создать только единицам. Выбираются дети, 2-3 человека, которые вроде бы самые талантливые на данный момент, их начинают готовить. Но кто-то раскрывается раньше, другие позже. Есть много примеров, когда перспективные в детстве теннисисты, достигнув 14-летнего возраста, не двигались дальше, а другие, «середняки», потом раскрывались. Было бы правильнее отбирать 30-50 спортсменов каждой возрастной категории, создавать им условия и смотреть, кто выбьется в итоге. Но у нас такой возможности нет. Как нет баз. И это огромная потеря, которую мы пока, наверное, еще не полностью осознаем.

- Если перенести ваше становление в сегодняшнее время, вы бы достигли таких высот в теннисе?

- Трудно сказать. Как тогда, так и сейчас в теннисе очень много лежит на плечах родителей. И раньше, если ты не первый номер, а такого уровня без тренировок и соревнований достичь невозможно, не выделялись деньги на поездки, а надо было играть много турниров за рубежом. Поэтому, по большому счету, в теннисе мало что изменилось. Единственно, что тогда была возможность детям до 10-12 лет тренироваться бесплатно в ДЮСШ, и это здорово выручало.
Меня в теннис привела мама. Это была ее мечта. Мне очень повезло с первым тренером Екатериной Ивановной Крючковой, которая привила мне любовь к этому виду спорта, и я осталась. Потом моя ДЮСШ «Чайка» помогла мне со спонсорами, и я получила возможность ездить на турниры. Тренер и школа меня очень поддерживали. Наверное, потому, что видели во мне талант. Я была одной из лучших юниорок в каждой возрастной категории. Не могу сказать, что теннис в те годы для меня был всем, что я мечтала стать теннисисткой. Просто по натуре я максималистка, и всегда хотела быть лучшей во всем, чтобы ни делала. Если в учебе, то должны быть все пятерки. Если в теннисе, то надо выигрывать каждый матч. Я очень требовательна к себе, поэтому людям, которые работают со мной, приходиться очень непросто. Но это часть моего характера. Это то, почему в итоге я оказалась там, где нахожусь сейчас.

- Нет идеи, после завершения карьеры, открыть в Москве свою теннисную академию?

- Такие идеи есть у многих наших игроков. Но в сегодняшних условиях эти планы тяжело реализовать. Меня больше интересует другой вопрос – создание восстановительных и реабилитационных центров для спортсменов. Большой спорт сопряжен со многими травмами и болезнями. И пока ты действующий игрок, то в сборной опекают врачи, медперсонал. Закончил карьеру – куда податься? В нашем профессиональном спорте какая-то централизованная система по реабилитации, восстановлению, оказанию медпомощи после травм отсутствует. За рубежом это есть. И мне было хотелось создать нечто похожее в России. Оперироваться можно и там, но возвращаться к полноценной жизни надо дома.

- Справедливо ли мнение, что, учитывая состав итальянского квартета, в котором отсутствуют лидеры Франческа Скьявоне и Флавия Пенетта, россиянки должны легко обыгрывать соперниц?

- Это ошибочное мнение. Хотя бы потому, что итальянская сборная последние два года выигрывала Кубок Федерации и доказала, что одна из самых сильных в мире. Несмотря на то, что в Москву не приехали Франческа и Флавия, у итальянок очень ровный состав. Они, действительно, командные игроки. И, выступая за сборную, добиваются результата зачастую более весомого, нежели в тех случаях, когда каждый играет за себя. Так что на бумаге может быть написано все, что угодно, но исход встречи решится на корте.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке