Тренерская лихорадка Энди Маррея

12 апреля 2011
Пресса


Энди Маррей, прошлым летом оставшийся без наставника, продолжает свои нелёгкие поиски. На турнире в Монте-Карло шотландец вновь будет играть без главы своего тренерского штаба.

Эта занимательная история началась в Калифорнии. Энди Маррей – "золотой мальчик" британского тенниса, в очередной раз остался без титула "Большого шлема", уступив в полуфинале Уимблдона Рафаэлю Надалю. Произошло это 2 июля 2010 года, после чего Энди почти на месяц погрузился в себя, проигнорировав турниры в Ньюпорте, Бостаде, Штутгарте, Атланте и Гамбурге. В современном теннисе слова Маррей и "шлем", стоящие рядом, не вызывают улыбку разве что у игроков из третьей сотни рейтинга и болельщиков самого шотландца. Разумеется, "золотой мальчик" прекрасно понимал, что ему не стать мужчиной до тех пор, пока заветный титул не окажется у него в руках. После месячных раздумий Энди принял волевое решение и по прибытии в Лос-Анджелес уволил своего тренера Майлза Маклэгана, с которым проработал более двух с половиной лет. Словно следуя примеру тысяч людей, в середине XIX века заразившихся золотой лихорадкой, бросавших свой привычный жизненный уклад и рвавшихся в Калифорнию ради драгоценного металла, Энди Маррей отправился на поиски своего сокровища – тренера, который наконец укажет шотландцу путь к осуществлению его заветной мечты.

Собственно, искания и терзания Маррея имели место и до прихода Маклэгана. Лишь один из первых наставников Энди – Леон Смит – продержался на своём посту больше четырёх лет. При этом не стоит забывать, что Смит заступил на тренерский мостик в 1999 году, и тогда у теннисной надежды Британии, которой было всего 11 лет, характер был намного покладистей. В 2003-м Леона сменил колумбиец Пато Альварес, через два года уступивший место Марку Петчи. С Петчи наш герой выиграл свой первый турнир АТР в Сан-Хосе. Однако не прошло и года, как Маррею потребовался новый наставник, и им стал американец Брэд Гилберт, в своё время приводивший другого Энди – Роддика – к победе на US Open.

За полтора года работы с Гилбертом британец сумел ещё раз выиграть в Сан-Хосе и победить в Санкт-Петербурге. Впрочем, амбиции Маррея уже тогда простирались гораздо дальше всего двух титулов за сезон, и в конце 2007 года Гилберт получил отставку. А спустя всего две недели началась эпоха Майлза Маклэгана. "Майлз – приятный человек, мы с ним достигли определённого взаимопонимания. Конечно, я не знаком с ним очень близко, но мне понравилось с ним тренироваться. Мы с ним не собираемся проводить все 40 недель вместе, но иногда он будет ездить со мной и помогать держать форму, — заявил тогда Маррей. – Я знаю, каково это – идти с одним человеком на протяжении всего пути. Это прежде всего стресс. Я же хочу иметь парочку тренеров, немного физиотерапевтов. Не 14 человек, а всего лишь нескольких".

И, прямо скажем, "помогать поддерживать форму" у Маклэгана получилось блестяще. Уже к середине февраля 2008 года Маррей выиграл столько же титулов, сколько за весь предыдущий года, а к лету окончательно и бесповоротно вошёл в первую десятку рейтинга, победил в Цинцинатти, Мадриде и Санкт-Петербурге, вышел в финал US-Open и полуфинал итогового турнира Tennis Masters Cup. Сезон Энди закончил на четвёртой строчке рейтинга и был неоднократно воспет британской прессой, не сомневавшейся в наступлении "эры Маррея" уже в следующем году.

Лучше всех вклад нового наставника в успехи сына оценила мама теннисиста. "Благодаря Майлзу Энди обрёл уверенность в своих силах. Также тренер внёс несколько технических изменений и поработал над форхендом. Всё это изменило игру Энди в лучшую сторону", — рассказывала Джуди Маррей. Сам же тренер не особенно скрывал, что столь удачная игра Энди для него самого является серьёзным откровением. "Если бы кто-нибудь в начале сезона сказал мне, что Энди закончит год четвёртой ракеткой мира, сыграет в финале турнира "Большого шлема" и трижды выиграет у Роджера Федерера, я бы счёл этого человека сумасшедшим", — говорил Маклэган после завершения Tennis Masters Cup-2008.

А вот тот самый Леон Смит, тренировавший Энди с 11 лет, не сомневался в дальнейших успехах Маррея: "В следующем году он станет ещё сильней. Будет интересно наблюдать за ним. В межсезонье Энди получит хорошую возможность поработать над собой. В 21 год он уже четвёртый в мировом рейтинге. Я думаю, что его положение будет только улучшаться".

В 2009 году шотландец выиграл уже шесть титулов, целый месяц "держал в руках" вторую ракетку мира и надолго заразился "шлемоодержимостью Маррея". На этот раз Энди в своих попытках выиграть турнир "Большого шлема" ограничился полуфиналом Уимблдона, на US Open и вовсе вылетев в 4-м круге. По итогам года наш герой сохранил свою четвёртую строчку мирового рейтинга, однако по сравнению с окончанием сезона-2008 несбывшихся надежд у него было гораздо больше.

"Энди оставил всего себя на корте, но Федерер играл просто великолепно. Я не сомневаюсь, что в скором времени Маррею удастся выиграть турнир "Большого шлема", ведь он очень этого хочет, а главное – много для этого тренируется, совершенствует свою игру. Лично меня проигрыши в главных матчах подстёгивали к ещё большим успехам. Думаю, поражение от Федерера в финале заставит Энди работать более усердно, чтобы приблизиться к Роджеру", — такими словами встретил поражение Маррея в финале Australian Open-2010 тренер "Манчестер Юнайтед" сэр Алекс Фергюсон. Спустя несколько месяцев Маррей дважды обыграл Федерера в решающих матчах Торонто и Шанхая, но даже две победы против одной не станут для Энди реваншем за поражение в Мельбурне. И эти титулы будут завоёваны уже без участия Майлза Маклэгана.

"На самом деле решиться на этот шаг было не так уж и сложно, поскольку мы с Майлзом довольно сильно расходились во мнениях, — прокомментировал Энди своё решение разорвать отношения с Маклэганом. – Дело не в том, что в работе с ним мне чего-то не хватало. Просто я хотел прогрессировать, а в последние четыре-пять месяцев это не происходило. Надеюсь, с новым тренером и новой командой я смогу добиться нужного результата. Я хотел бы добиться прогресса, стать номером один в мире и выигрывать турниры "Большого шлема". Очередное поражение на Уимблдоне привело к обострению "шлемоодержимости Маррея" которая, в свою очередь, в конце июля 2010 года и вызвала тренерскую лихорадку.

Впрочем, с назначением нового наставника шотландец не спешил, чем давал лишний повод раз за разом делать это журналистам, специалистам и, собственно, потенциальным кандидатам. На первых порах в наставники Энди прочили Даррена Кэхилла, чуть позже – Ивана Лендла и Пита Сампраса. Желание помочь Маррею высказывал и Ник Боллетьери. "На данном этапе моей карьеры есть очень мало игроков, с которыми я хотел бы поработать. Я уверен, что Энди может выиграть турнир "Большого шлема", и знаю, что для этого надо сделать. Я думаю, что Маррею необходимо чаще использовать форхенд. Я пока не разговаривал с ним, но обязательно предложу ему свои услуги", — говорил знаменитый специалист.

Однако сам Маррей предпочитал полагаться на подсказки мамы. "Я всего несколько недель выступаю один, и пока всё в порядке. Иногда приятно поиграть без напутствий тренера, потому что сам принимаешь все решения и ощущаешь чуть больше свободы. Я не говорил с мамой перед матчами, просто она смотрела игры ребят, с которыми мне предстояло встретиться, и вечером отправляла мне пару тактических подсказок", — рассказывал Энди после своей победы на турнире в Торонто-2010.

В конце года Маррей подписал официальный контракт с Алексом Корретхой, назначив того на должность тренера-консультанта. При этом шотландец подчеркнул, что продолжает искать "нужного человека". "Я сотрудничаю с Алексом уже четыре года. Почти каждый год мы проводим с ним 15-20 недель, что довольно много. Сейчас я работаю со своим другом Дани Валлверду, который играл в Кубке Дэвиса за Венесуэлу, и доволен нынешним раскладом. Но если есть кто-то, кто может мне помочь, то я с удовольствием рассмотрю данное предложение". В это же время появились настойчивые слухи о том, что тренером Маррея может стать Борис Беккер, однако ни немец, ни шотландец не спешили подтверждать начало сотрудничества.

"Я считаю, что у Маррея в данный момент есть отличная команда, — рассказывает Беккер. – Они многое знают и делают в том, что касается тренировок и подготовки в целом, но я уверен, что ему нужен тот человек, который знает, как за несколько минут проигранный финал превратить в победу. Он определённо нуждается в наставнике. Ион Тириак часто рассказывал мне, что делали Гильермо Вилас и Илие Настасе в решающие минуты, чтобы победить. И я сидел, молча слушал, запоминал и делал выводы. Это всего лишь один из примеров, однако я хочу, чтобы все понимали: я не выдвигаю свою кандидатуру. Мне действительно нравится Энди, но есть много других парней. А для Маррея очень важно понять, чего хочет он. Ведь он очень упрям, и это полезное качество для теннисиста, однако в нужный момент необходимо признавать, что ты ещё очень многого не знаешь".

Однако Энди, видимо, по-прежнему подвержен влиянию "лихорадки" и не спешит прислушиваться к словам именитого теннисиста. В День дурака шотландец посредством "Твиттера" назначил своим тренером 26-летнего соотечественника Росса Хатчинса, в начале 2010 года занимавшего 865-ю строчку мирового рейтинга и с тех пор играющего исключительно в парах. В Британии, известной своим специфическим чувством юмора, шутку Маррея, мягко говоря, не поняли. Шотландец поспешил сгладить эффект от неудачного розыгрыша. "Я хочу как можно быстрее найти постоянного наставника, но это очень непростая задача. Это должен быть квалифицированный специалист, готовый путешествовать со мной на протяжении 35 недель в году". Про стресс от работы с одним человеком Энди уже не вспоминал.

Перед началом турнира в Монте-Карло ряд бывших игроков подтвердили свою заинтересованность в работе с Марреем. В их рядах были Иван Лендл и Джимми Коннорс, однако шотландец заявил, что не будет торопиться с выбором и, скорее всего, предпочтёт великому игроку опытного наставника. При этом сам турнир шотландец начнёт под руководством Даррена Кэхилла и Свена Грёнефельда, которые будут работать с ним в рамках программы Adidas. Впрочем, Энди не скрывает, что это временная мера. После расставания с Алексом Корретхой шотландец дал понять, что следующее назначение должно быть решающим моментом его карьеры. Специалист, который возьмётся за "излечение" Энди, обязательно должен справиться и с тренерской лихорадкой, и с "шлемоодержимостью Маррея". В противном случае теннисный мир рискует потерять этого "сложного пациента", а "золотой мальчик" так никогда и не превратится в мужчину.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке