Индиан-Уэллс: Какого черта?

25 марта 2008
Пресса
Никогда не знаешь, что готовит тебе будущее, а в начале сезона мало кто мог предположить, что Федерер и Надаль окажутся пушечным мясом для полуфиналов. Но это именно то, чем два лучших теннисиста мира являлись на крупнейших турнирах года к настоящему моменту. Сначала в Мельбурне, теперь в Индиан-Уэллсе они оба были выбиты в полуфиналах в двух сетах. В Индиан-Уэллсе даже с одинаково ошеломляющим счетом — 3:6, 2:6.

Ошеломляющим, да, но что эти проигрыши означают для будущего верхушки мужского тенниса? Некоторым образом эти результаты аномальны. Никто из этих парней не собирается начинать проигрывать с таким счетом регулярно, и вряд ли кто-то из них обзаведется привычкой быть битыми Жо-Вильфредом Тсонгой или Марди Фишем. Но в этих матчах их доспехи поистрепались.

Сначала были Надаль и Джокович, первый удерживает 2-е место в рейтинге уже три года, второй охотится за ним. Это был час дня при 90 градусах, как раз такой день, который у меня ассоциируется с классическим шоу «втопчи-того-парня-в-грязь» в исполнении Надаля. Но именно Джокович был острее в этой игре. После нескольких зевков в самом начале он контролировал середину корта, а все остальное время наблюдал, как деморализованный и утомленный Надаль сдулся и убрался с корта настолько быстро, насколько только было возможно.

Во втором сете Надаль играл так плохо, как я никогда до этого не видел. На ум приходит его проигрыш Южному на US Open 2007 года, но даже тогда он выглядел поживее. Против Блэйка он атаковал с приема, а против Джоковича он был пассивен и отвечал коротко с обеих сторон. Самое ужасное, что Надаль никогда не сдается и не посылает свой рискованный укороченный так нерешительно, как он это сделал на брейкпойнте у Джоковича при счете 2:4 во втором сете. Мяч воткнулся в нижний край сетки, матч, по сути, был закончен, и Надаль пошагал к своему стулу на боковой линии. За этим последовала серия ужасных ударов по линиям и уже привычных ошибок на укороченных ударах с обеих сторон. После игры Надаль сказал, что он устал, и, безусловно, он имел на это право после последних двух матчей. Но он не скрывал и того факта, что был полностью раздавлен хитроумной, практичной и совершенной игрой Джоковича — серб в этом матче был лучше него во всех отношениях.

На протяжении всего первого сета они, казалось, оба были готовы продемонстрировать игру на задней линии лучшего качества. Они старательно пытались создать себе свободное пространство в середине корта, что очевидно должно было позволить им отправлять мячи по углам. Каждый пытался пробить защиту другого: Надаль при помощи крученых ударов, Джокович — ударами по линиям. Вопрос стоял так — кто сможет создать себе возможности для ударов не из центрального квадрата и кто сможет нанести удар, когда появится шанс.

И то, и другое смог Джокович. Он отражал крученые удары Надаля своими бэкхендами, но еще более впечатляющим было то, как он защищался своими форхендами. Обычно Надаль контролирует ситуацию игрой с форхэнда по линии, что вынуждает его соперников отвечать ему под право. Джокович использовал широко открытую позицию для приема таких мячей, что позволяло ему легко возвращаться к центру корта. Надалю не удалось «растащить» его, и после этого пошли ошибки.

Со своей стороны Джокович разоружил Надаля, разводя мяч по линиям и выбивая его из ритма (что-то подобное позже Фиш проделывал с Федерером). Ему повезло с нетболом, после которого счет стал 5:3, но гораздо важнее то, как он действовал на своей подаче. Он надавил на соперника тремя прекрасными первыми подачами, включая эйс, и закончил сет тоже эйсом.

Во втором сете Джокович так хитро менял подачу, что ему удалось обмануть Надаля несколько раз (включая резаную в хавкорт, которая оказалась почти эйсом). И для него не составляло проблем хлестким размашистым форхендом ответить на бэкхенд Надаля, чтобы затем быстро перевести мяч на линию и выиграть очко следующим ударом.

Мартина Навратилова сказала, что ей не нравится форхенд Джоковича, потому что он «суетливый». То небольшое дополнительное вращение, которое он использует в конце своего бэксвинга, действительно выглядит как манерность. Но может оно помогает ему с разнообразием, вращением, углом, траекторией? Не могу сказать точно, но очень мало игроков кладут мячи в разные места (коротко и длинно, по диагонали и по линиям) с такой кажущейся легкостью, как это делает Джокович своим форхендом.

Позже Надаль сказал, что он не травмирован, а таймаут брал из-за прищемленного пальца. Он сказал, что устал, но что меня потрясло — это то, с какой учтивостью он воспринял Джоковича как потенциального первого номера этого года. «Я не думаю, что он лучше Федерера», — сказал Надаль. — «Но в начале сезона он играет лучше всех, так что с большой вероятностью он может стать первой ракеткой в этом году. Почему нет?» Это была просто честная оценка ситуации — да мы и не ждали ничего другого от Надаля. Но в первый раз честная оценка ситуации означает восприятие Джоковича не просто как №2 в мире, но как первого номера. Был ли это тот матч, в котором Джокович утвердился как превосходящий Надаля? Я не готов утверждать это, но — как сказал сам Надаль, оценивая насколько хорош Джокович был сегодня — почему нет? Другими словами, нет предела совершенству, и все в его руках.

К тому моменту как Надаль заканчивал говорить, Федерер проигрывал Марди Фишу 0:3. Обалдевшая пресса отправилась к своим местам, чтобы лицезреть это крушение. То, что мы увидели, являло собой избиение — Федерер был настолько же невнятен, насколько Фиш страшен. Федерер играл как будто в оцепенении, некоторые из его промахов на приеме выглядели так же «живенько», как те, которые он кидал Сампрасу пару недель назад. Но совершенно очевидно, что Фиш победил его. Он победил его, глубоко подавая в нужные моменты, выигрывая ключевые очки при помощи острых бэкхендов и недоставаемых форхендов в линию. Фиш сказал после игры, что он хотел переиграть Федерера в скорости и сбить его с ритма. Он начал осуществлять свой план сразу после «монетки» (розыгрыша подачи): «Иногда в важные моменты я выбираю прием (если выигрываю жребий). В этот раз я сказал себе: «Какого черта? Вперед!».

И Фиш пошел вперед самым простым и эффективным из всех возможных способов: отправляя сильные подачи в линию и вбивая мощные форхенды в угол. Даже когда Фиш не в лучшем виде против него сложно держать темп. И сейчас все это сработало против Федерера, у которого не было возможности перевести дух и повернуть игру в свою пользу. Федерер потом сказал, что жалеет только о том, что не сумел выжать все, что можно, из второй подачи Фиша, когда у него был шанс. А также отметил, что проиграл парню, который «использовал все свои возможности». Ну что тут скажешь?

Все поражения, которые были у Федерера в последние годы, были от теннисных «бум-бумов», но в этот раз он проиграл атакующему игроку. Дает ли это надежду и план на игру другим атакующим игрокам? Посмотрим — строить догадки дело неблагодарное, и ни на что нельзя рассчитывать, но раз это удалось Марди Фишу …

Это школьный подход — сбивать другого парня с ритма, но это по-прежнему работает. Годами Федерер защищался, принимал и отбивал своими бэкхендами любые атаки. И большой вопрос этого года, сможет ли он продолжать вырабатывать эту магию с прежней уверенностью теперь, когда ощущение его близости к совершенству снизилось — по неизбежности, по болезни, из-за реалий спорта или из-за поражений типа сегодняшнего.

А ожидания от Федерера на данный момент действительно ниже, чем были в это время в прошлом году. Это вряд ли удивительно. В 2007 году он прибыл в Индиан-Уэллс после беспроигрышной серии в 41 матч, чтобы проиграть в похожей плоской и какой-то невразумительной манере Гильермо Каньясу. Тогда на послематчевой пресс-конференции Роджер раздавал Каньясу авансы, но сегодня он гораздо более ясно и открыто признал, что Фиш играл лучше. Затем Федерер произнес, что он доволен тем, что дошел до полуфинала. Это были реалистичные слова парня, который только обретает форму. Но скромность амбиций и направленность в будущее — все это было странно слышать от 12-кратного чемпиона турниров «Большого шлема». Если Надаль впрямую преследуем, то Федерер находится в середине самого неопределенного периода своего правления. Это вряд ли приговор, если он выиграет в Майами, его сверхуверенность примчится обратно в спешке. Это была часть его образа до настоящего момента, но сейчас от нее не осталось и следа.

И тем не менее Федерер и Надаль, пока они не дали окончательного повода говорить о себе как о полуфиналистах, остаются игроками огромной ценности. Никто не дает фанатам за их деньги больше, чем Надаль. И он дал многое в Индиан-Уэллсе, от своего «на-зубах-и-ногтях» спасения от Тсонги до восхитительных приемов и форхендовой бомбардировки против Блэйка и до его непафосной манеры на пресс-конференциях всю неделю. Сегодня его спросили, что он будет делать на Пасху. «Ничего особенного, а что?» — ответил Надаль, не совсем поняв интерес репортера. «Я бы поехал в Лос-Анжелес посмотреть на «Лэйкерс», но Пол (Газоль) травмирован». У его собственного Иисуса растяжение лодыжки.

У Федерера свое чувство юмора. Вот его обмен репликами на пресс-конференции после матча против Фиша с Бадом Коллинзом:

— Ты в порядке, Роджер?
— Да, а ты как?
— Ну, мне же не пришлось бегать…
— Да я тоже не очень-то бегал сегодня.

Если даже Федерер и Надаль и не будут дальше править в теннисном мире столь неограниченно, они все равно остаются превосходными в победах и цивилизованными в поражениях. На сегодня давайте назовем их лучшими чемпионами этой игры.

Автор: Юлия Ниткина. Источник: Спорт Сегодня
По материалам Steve Tignor, tennisworld. com
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке