5 причин, почему в следующем сезоне Федерер выиграет мэйджор, но не выиграет Олимпиаду

19 декабря 2011
Пресса

Роджер Федерер целый год просидел на безшлемной диете. Sports.ru полагает, что в следующем сезоне турнир «Большого шлема» непременно покорится Федереру, но испытывает серьезные сомнения в отношении олимпийских перспектив великого швейцарца.

1. Федерер уже неоднократно это делал

Истина вроде бы лежащая на поверхности и обоснованием ни в коей мере не являющаяся. Мало ли кто что и когда выигрывал, если речь идет о конкретном сезоне и определенных стартовых условиях. Скажем, из ныне действующих теннисистов американец Энди Роддик побеждал на ЮС Опен в 2003 году, но это вовсе не говорит о том, что он имеет сколь-нибудь реальные шансы выиграть один из мэйджоров в наступающем году. Да, Роджер завоевывал титулы на турнирах «Большого шлема» несколько чаще, чем Энди, но сам по себе этот факт объективно доказывает лишь то, что Федерер когда-то в определенные периоды был способен это делать.

В то же время – если рассматривать последние шесть сезонов (как временной отрезок, когда нынешняя элита мужского тура приобрела современные очертания) и соответственно двадцать четыре турнира, то лишь семь человек, не входящих на данный момент в Топ-4, добирались до финалов «Большого шлема»: киприот Маркос Багдатис на Австралиан Опен в 2006 году, чилиец Фернандо Гонсалес в 2007 году там же, Энди Роддик в 2006 году в США и в 2009 году на «Уимблдоне», швед Робин Содерлинг в 2009 и 2010 годах во Франции и чех Томаш Бердых в 2010 году на «Уимблдоне». Для всех, кроме Роддика, это был первый финал такого уровня и для всех он заканчивался стандартно – поражением от Федерера или Надаля, для которых к тому времени это был уже далеко не первый опыт участия в финальных матчах. Исключением стал аргентинец Хуан-Мартин дель Потро, буквально вырвавший титул из рук швейцарца в США в 2009 году, хотя для южноамериканца это был также первый финал. Еще одним нетипичным вариантом стал решающий поединок австралийского мэйджора 2008 года, когда финалистами (каждый впервые в карьере) стали нынешний лидер рейтинга Новак Джокович и француз Жо-Вильфред Тсонга и закончившийся триумфом серба. Таким образом, очевидно, что выиграть именно титул «Большого шлема» в надцатый раз все-таки психологически проще, чем в первый. Учитывая, что Роджер проделывал этот трюк целых шестнадцать раз, с этой позиции его шансы смотрятся более предпочтительными, чем чьи-либо еще.

2. Федерер нашел свою игру

Наличие или утрата игры на таком уровне – понятие довольно относительное и скорее ментальное. Даже отметив пятидесятилетний юбилей, Федерер скорее всего вполне сносно сможет исполнять слайсы с бэкхенда, прострелы с форхенда и очень вероятно, что осилит и смэш. При этом столь же очевидно и то, что с каждым годом Роджер все меньше может полагаться на физику и скорость и вынужден в большей степени уповать на технику и тактику. Когда Федереру удается находить баланс между нынешними физическими и психологическими возможностями и требованиями дисциплины, как, например, в недавнем матче против Надаля в рамках итогового турнира, его игра выглядит идеальной. Не фантастической, выдающейся или умопомрачительной – идеальной. Все поклонники тенниса обожают эти фирменные швейцарские штучки: удары между ног вслепую, невидимые укороченные удары, элегантные драйв-волеи, диагональный бэкхенд от колена в низкой точке, когда обод ракетки почти касается покрытия, филигранная игра у сетки, когда ракетка становится продолжением руки Роджера и ленивым касанием укрощает самые сильные и сложные обводящие удары. Такие эпизоды принято называть «моментами Федерера», его магией. Однако это лишь внешние проявления гениальности тенниса Федерера, магия Роджера – в другом. Когда он играет идеально, он просто наносит нужные удары в нужные моменты. Всего лишь. Но это и есть признак высочайшего профессионализма. Как шахматный компьютер, беспристрастно выбирающий оптимальные варианты развития атаки. Сейчас у Федерера есть та игра, которую можно назвать близкой к идеальной и с технико-тактической и с эмоциональной точки зрения – вопрос лишь в том, на протяжении какого периода времени он сможет ее удерживать и сохранит ли для самых необходимых случаев.

3. Романтическая коллекция

Философия игры Федерера предполагает выполнение ударов по восходящему мячу. Это дает преимущество в скорости и некую экономию собственных сил, так как мяч, не прошедший пик после отскока, еще в достаточной мере напитан инерцией после удара соперника. Но есть проблема – такие мячи сложнее держать в корте и труднее контролировать их вращение, так как восходящий мяч движется по обратной орбите. Для стабильной игры по восходящему мячу необходим своевременный подход к удару, что в свою очередь требует точно скоординированной и ритмичной работы ног, в противном случае мячи будут ложиться плотно и кучно, но за пределами корта.

Как известно, Роджер Федерер и его супруга Мирка являются счастливыми родителями сразу двух прелестных дочек. Возможно, теперь, когда голова Роджера стала более свободной от размышлений о продолжении рода и демографической ситуации в Европе, его ноги обретут прежнюю легкость и грациозность, и он вновь начнет подходить к мячу с той же пунктуальностью, что и стрелка на всех часах, произведенных на его родине.

4. Кто, если не он?

Чтобы Роджер Федерер не выиграл турнир «Большого шлема», его должен выиграть кто-то другой. Практика последних лет показывает, что этим «кем-то» с большой долей вероятности станет кто-то из тандема Джокович – Надаль. А еще вопреки мировому кризису и назло глобальному потеплению им может стать Энди Маррей. Нет, конечно, свет клином на этих парнях не сошелся, есть еще такие настырные и упертые ребята вроде Феррера, Тсонга, Бердыха и Типсаревича, по-прежнему способен сверкнуть золотом Фиш. Они могут быть чрезвычайно опасны на всех покрытиях, но пока все они расположены в рейтинге ниже четвертого места, угроза от них локальная, а не серийная. Рейтинг здесь важен потому, что любому из названных персонажей уже с четвертьфинала вероятнее всего светит последовательность из двух, а то и все трех членов Топ-4. Тот же Феррер на Австралиан Опен прошел Надаля, но споткнулся на Маррее, Тсонга на «Уимблдоне» переиграл Федерера, но не совладал с Джоковичем. Ничего удивительного в этом нет – вряд ли в мире найдется хоть один игрок, способный последовательно проломить заслон из Маррея, Федерера, Надаля и Джоковича в различных вариациях. Разумеется, топ-игроки тоже люди, могут проявить гуманизм и вылететь в первом круге, но это уже совсем другая история.

Таким образом, между Федерером и титулом скорее всего опять встанут Маррей, Надаль и Джокович. Британца Роджер дважды обыгрывал в финалах «Больших шлемов» и уж как минимум психологическое преимущество – тем более учитывая нестабильную психику Энди – он будет иметь. Джоковича последней модификации Федерер один раз обыграл, а один раз почти, причем оба раза на победу наиграл, но однажды срослось, а в другой раз – нет. Тем не менее в случае гипотетических четырех встреч на четырех турнирах на одну-две победы над Новаком Роджер может рассчитывать смело. Что касается потенциального поединка с Надалем, то в любой точке Вселенной за исключением песочницы фаворитом будет швейцарский мастер. Их последний матч возможно и не слишком показателен с точки зрения результата и счета, но весьма красноречив с позиции стиля, в котором была проведена экзекуция.

5. Когда же, если не сейчас?

Федерер в этом году был очень близок к выигрышу как минимум двух мэйджоров. В финале во Франции укороченный мяч на сетболе предательски ушагал за линию, а в полуфинале в США тот же самый мяч столь же предательски эту линию зацепил. При этом выигрыш первого сета у Надаля и победа в полуфинале над Джоковичем никоим образом не гарантировали итоговый триумф (хотя триумф на итоговом все-таки состоялся), но это в данном случае не главное. Там, где вся игра в одном мяче, желтая сфера всегда может решить по-своему, но Фортуна никогда не оставит своего любимого швейцарского мальчишку надолго.

Впрочем, главным турниром в наступающем сезоне для Федерера будет даже не обожаемый им «Уимблдон», а Олимпиада. На «Уимблдон» Роджер вполне может замахнуться и в 2013 году, но эта Олимпиада вероятнее всего станет заключительной в его блистательной карьере. Для того, чтобы выиграть турнир «Большого шлема» необходимо одержать победы в семи матчах пятисетового формата, чтобы выиграть Олимпиаду – победить в шести встречах трехсетового формата. Лет пять назад, когда Роджер был на абсолютном пике и терроризировал всех своей скоростью, это было бы раз плюнуть. Ну, максимум два пальца об асфальт. Теперь же, когда скорость и мощь все чаще играет на противоположной стороне корта, Федереру проще не проиграть семь матчей пятисетового формата, чем выиграть шесть поединков трехсетового формата. Олимпийский турнир будет проводиться на траве и вопреки расхожему мнению, что это любимое покрытие Роджера, на данном этапе для Федерера нет худшего варианта чем трава за исключением грунта. Идеален был бы зал, приемлем и комфортен хард, но на траве Роджер в не самый удачный день может попросту не успеть за теми же бронебойными Тсонгой и Бердыхом. Французу Роджер проигрывал именно на траве, чеху именно на Олимпиаде. Хотя дело, разумеется, не в этом. Если Роджер выиграет Олимпиаду в Лондоне, он может завершить карьеру. А ведь этого так не хочется, правда?

Игроки в сюжете: Федерер Роджер
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке