Человек, которого я ненавижу

10 июня 2010
Пресса
Ни разу в жизни не болел за Надаля и не буду. Вне зависимости от того, с кем встречается испанец. Потому что терпеть не могу его манеру игры. Рафа уничтожает соперника, проникает в того, как вирус, тотчас же обнаруживает слабые места и начинает на них давить. Он не знает ни отдыха, ни пощады. Особенно на грунте.

В Париже на этом красном, словно кровь, покрытии Рафаэль потерпел лишь одно поражение за 39 матчей! Причем в воскресенье взял убедительный реванш за единственную неудачу, разорвав в клочья надежды Робина Седерлинга. Расправившись над соперником так, будто это не финал “Ролан Гаррос”, а поединок первого раунда.

Не понимаю, как можно болеть за Надаля на грунте?! Это же все равно, что сжимать кулачки, надеясь на победу зайца в забеге с черепахой. Блистательная физическая готовность, невиданная рациональность не оставляют соперникам шансов. Не люблю слово “безупречный”, так как людей с такой характеристикой не бывает и быть не может. Кроме Надаля!

В школе мы проходили теорию эволюции. Согласно ей, хомо сапиенс постоянно прогрессирует, совершенствуя востребованные жизнью умственные и физические качества. Но встречаются и другие версии. Они утверждают, что развитие человека как минимум не линейно, а если брать задокументированный период истории, то мы вовсе наблюдаем регресс. Если не верите в атлантов, воздвигших пирамиды и прочие чудеса света, то яркой иллюстрацией являются античные греки, которые сочетали творчество и философию с культом тела, совершали открытия и возводили памятники. Те времена не чета нынешним: преданность делу была вопросом выживания, а слабых кое-где сбрасывали с холмов. Эллины сгинули без следа, однако их наследие до сих пор питает Старый Свет, во многом предопределив лидирующие позиции Европы. Хотя минули столетия мрака, а о спорте потомки вспомнили лишь в XIX веке. И развили начинание, придумав теннис.

А затем возник Надаль. Довелось видеть много спортсменов, но Рафа уникален. Уроженец Балеарских островов — бывшей карфагенской колонии — как будто оттуда, из той эпохи Пифагора и Ганнибала. Он рушит все догмы.

Один из постулатов спорта гласит, что нереально побеждать всегда: подъемы и спады бывают у всех, в конце концов может случиться просто неудачный день. Но только не у Рафаэля. Если у него нет очевидных проблем со здоровьем, то Надаль непобедим. На грунте это аксиома! Многие пытались ее опровергнуть — результат на табло.

Другая данность: в теннисе невозможно избежать ошибок. Ведь, чтобы качественно — с оптимальной силой и предельным уровнем контроля — ударить по мячу, требуется не только подойти к нему в нужной точке. Столь же важно выбрать правильную хватку ракетки: для подачи она одна, для плоского удара — другая, для крученого — третья, а для игры с лету — четвертая. Поэтому оружие теннисистов порой незначительно, но неугомонно вращается в их руках. На фоне усталости исполнить удар становится все сложнее. Достаточно на пару градусов отклониться от верного угла, и мяч полетит либо в трос, либо в аут, а то и угодит в обод ракетки.

Лишь Надаль демонстрирует сумасшедшую концентрацию. На простых мячах, когда соперник отвечает неагрессивно, количество его ошибок ничтожно. Он промахивается, как правило, лишь из крайне неудобного положения. Теннисный мир знавал много грунтовых бегунков, которые догоняли и отбивались. При этом вовсю эксплуатировали свечи, резаные удары. Надаль же из самого безнадежного положения готов ответить остро и опасно. Успевает и добежать, и посмотреть, и направить мяч именно туда, куда хочет. И так не один удар из десяти, а каждый! Несмотря на впечатляющие бицепсы, Рафе далеко до рекордных “пушек” Роддика или Седерлинга. Силу он использует для контроля полета мяча. К примеру, в матче с Седерлингом ему удался атакующий удар из-под сетки. Поднять мяч так, чтобы тот не улетел потом за пределы корта, из такой точки практически нереально — игроки обычно просто перекидывают мяч через сетку легким движением. Лишь замедленный повтор показал, какую неимоверную дугу за секунду выписала ракетка в руках Надаля — именно благодаря этому снаряд угодил в цель, несмотря на высокую скорость.

В решающие моменты драматичной игры сохранить хладнокровие невозможно. Недаром говорят: теннис — прежде всего психология. Это касается всех, помимо сами понимаете кого. Только дело доходит до решающих моментов в гейме, не говоря уже о сете, и какие бы то ни было подарки со стороны Рафы исключены. Нервное напряжение его лишь мобилизует. Это качество испанец демонстрирует с юных лет и до сих пор.

Финал “Ролан Гаррос” 2007 года навсегда запечатлелся в моей памяти. За два десятка лет наблюдал множество матчей, но этот — лучший, который когда-либо видел. Федерер играл божественно. Незадолго до этого он обыграл Надаля на грунте Гамбурга и тогда еще верил, что испанец побеждаем на этом покрытии. В первом сете Роджер разрывал в клочья защиту Рафаэля. И хотя физически Рафа тогда был готов даже лучше нынешнего, суперноги не спасали его от вариативных атак великого оппонента. Однако, как только дело доходило до брейк-пойнтов, швейцарские часы впадали в ступор. Федерер ждал пусть не ошибки, но хотя бы мягкого наброса или короткого ответа на хаф-корт, после которого можно было бы показать технику завершающего удара. Но так и не дождался. Надаль был фантастически осторожен и аккуратен. Из полутора десятков брейк-пойнтов Федерер не реализовал ни одного (!) и в итоге отдал партию, несмотря на подавляющее преимущество. Во втором сете ему удалось-таки взять чужую подачу, но, несмотря на это, швейцарец был сломлен. Потому что достиг предела и понимал, что играть в таком режиме долго не сможет. Наверное, тогда у Роджера и развился комплекс Надаля. Что уж говорить про других?!

Не всегда уроженец Мальорки выглядит так уж эффектно. Иногда только и делает, что обороняется, но его хватка, концентрация разрушают психику противников. Ко второму сету те теряют интерес к происходящему. Это как играть в сквош со стенкой. Можно долбить час, другой. Но рано или поздно вы скажете: “Хватит!”

На других покрытиях Рафу, случалось, больно били. К примеру, на “Australian open”-2008 Жо-Вильфред Цонга, тогда еще незнамо кто, деклассировал одного из лидеров мирового тенниса, отдав ему за матч семь геймов. Иных подобные фиаско надолго выбивают из колеи. Надаль же принял поражение достойно и сдержанно: “Надо работать”. И через год выиграл турнир. Пока это единственный его титул “Большого шлема” на харде. Испанец поражает тем, что от него никогда не услышишь оправданий. Он не выходит из себя, не сетует на неблагоприятные условия. Даже если с треском проигрывает. Казалось бы, когда ракетка валится из рук, вполне обычное дело сорваться на судью или соперника. Вспомните, как это было с Сереной на “US Open”-2009! Даже джентльмен Федерер нет-нет да и позволит себе съязвить или пустить колкость в чей-либо адрес.

С точки зрения психологов, валить на другого — естественная и практически неконтролируемая защитная реакция, призванная уберечь организм от чрезмерного стресса. Из той же серии: “сделал все, что мог” и “я такой, какой есть”. Надаль также человек и порой испытывает обиду, досаду. Представьте: какой же волей надо обладать, чтобы урезонить отрицательные эмоции раз и навсегда!

Пример из матча с Седерлингом. В первом сете, когда еще наблюдались нервные качели, Надаль по своей инициативе остановил один из розыгрышей. Ему показалось, что мяч после подачи шведа не попал в квадрат. Рефери, спустившийся с вышки, показал, что Робин был точен. Следовательно, Рафа фактически на ровном месте отдал важное очко. Ситуация чертовски обидная. Любой другой на месте испанца как минимум скорчил бы гримасу недовольства, а как максимум продолжил бы споры с судьей. А Надаль моментально развернулся и пошел на место приема, четко давая понять, что виноват в произошедшем только он сам.

Рафа не знает пощады прежде всего к себе. У него множество рекламных контрактов, на счетах миллионы евро, он снялся в клипе Шакиры, вслед ему визжат толпы безумных поклонниц. На любого другого такая популярность повлияла бы категорически. Но Надаль остается тем же кремнем, год от года улучшая игру. Считалось, что грунтовые короли неспособны хорошо выступать на траве. Некоторые предшественники испанца вовсе отказывались ехать в Англию, сетуя, что мяч не отскакивает после удара, а сразу ныряет — что толку за ним бегать.

А Рафа покорил “Уимблдон”! При этом кардинальным образом изменив технику — а это феноменальное явление для зрелого теннисиста. Затем он выиграл битву у собственного тела, которое пыталось доказать, что такая физическая нагрузка чрезмерна. Надаль справился. Каких трудов это стоило, вы могли прочитать по его слезам после воскресного финала. Хотя племянник дяди Тони едва ли бездумно нагружает себя до полусмерти. И на тренировках, и в игре он невероятно расчетлив. Это бросается в глаза.

Когда говорят, что бороться нужно за каждый мяч, что нет предела совершенству, обычно это демагогия. И только глядя на Рафу, понимаешь, что усталость — в первую очередь понятие психологическое. И становится обидно за все те ситуации, когда сам останавливался на полпути, считая, что достиг потолка. Надаль — демонстрация недосягаемости предела и укор тем, кто считал иначе.

Он сделал себя сам, воплотил в жизнь новый образ, стиль игры, поведения и даже одежды, не прогнувшись перед миром ни на йоту. Только Рафаэль мог резюмировать добытую потом и кровью победу словами: “Жизнь так добра ко мне”.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке