Великая и счастливая

16 июня 2008
Пресса
Любые эпитеты в превосходной степени подойдут к теннисной карьере сегодняшней именинницы Штефании Граф, ибо нет сейчас никого, кто мог бы сравниться с ней по числу титулов и достижений. За 17 лет в профессиональном спорте она совершила все, чтобы заслужить право называть самой великой, а за те почти 10 лет, что прошли с момента ее ухода, она сумела стать еще и самой счастливой.

Штеффи Граф родилась 14 июня 1969 года в немецком городе Мангейме и была типичным ребенком типичного сумасшедшего теннисного папы. Питер Граф, неудавшийся торговец подержанными автомобилями, в солидном возрасте переквалифицировался в теннисиста. Выдающимся игроком он, естественно, не стал, зато прославился как тренер.

Питер начал заниматься со Штеффи, когда ей было три года, укоротив для нее ручку одной из своих ракеток. В подвале дома тренер-отец ставил два стула, между которыми натягивал веревку, через которую девочка и перекидывала мяч. За 25 безошибочных ударов трехлетняя Штеффи получала печенье, за 50 — мороженое с клубникой, ее любимое лакомство.

«Обычно дети отбивают мяч и смотрят на родителей или по сторонам в ожидании похвалы, а она не спускала глаз с мяча», — рассказывал в свое время Питер Граф в интервью журналу Tennis. В том, что Штеффи станет первой ракеткой мира, он никогда не сомневался.

Первый турнир для самых маленьких Штеффи выиграла шести лет от роду. Отец оказался достаточно прозорлив, чтобы осознать назревшую необходимость присутствия профессионального тренера, и обратился за помощью к словенцу Борису Бресквару, работавшему в Германии. Кстати, в теннисной школе Штеффи, как самую сильную девочку, часто ставили спаринговаться с самым слабым мальчиком, которого звали Борис Беккер.

В 12 лет Штеффи выиграла европейский чемпионат, а уже в 13 вошла в число профессионалов, став второй самой молодой профессиональной теннисисткой за всю историю этого вида спорта. В 1986 году, в возрасте 17 лет, после серии из 24-х выигранных подряд матчей Штеффи Граф вошла в первую десятку лучших теннисисток мира, а в 1987 году одержала свою первую победу на турнире «Большого шлема»: в финале Парижа она обыграла непобедимую Мартину Навратилову. Так, с приходом Граф в мировом теннисе закончилась целая эпоха, проходившая под знаком соперничества двух выдающихся теннисисток — Мартины Навратиловой и Крис Эверт. На корте воцарилась молодость.

С легкомысленным прозвищем «Штеффи» вундеркинд с хвостиком однако же производила на корте очень серьезное впечатление даже в молодом возрасте. По тогдашним словам журналистки Сандры Харвит, «положа руку на сердце, Штеффи никогда не выглядела беззаботным хихикающим подростком. Она всегда входила на корт так, как будто несла тяжелую ношу».

В 1987 году ей сулили громкие победы. Она начала тот год во Флориде, буквально разгромив своих соперниц: за 56 минут Навратилову, за 59 минут — Эверт. В том же году специалисты на полном серьезе стали рассматривать вероятность того, что Граф возьмет весь Большой шлем, но оказалось, что немного поторопились: в финале «Уимблдона» Мартина Навратилова нашла слабое место в игре юной соперницы — бэкхенд. Большой шлем не состоялся, но уже в этом году Штеффи стала первой ракеткой мира.

В начале 1988 года Маргарет Корт, обладательница Большого шлема, заявила, что не сомневается в том, что Штеффи Граф в ближайшем будущем удастся повторить её успех: «Она чем-то напоминает меня — так же серьёзна во время игры. При подаче она, как мы делали раньше, держит в руке два мяча. Мне она симпатична. Штеффи сейчас с физической точки зрения сильнейшая в мире. Она и до этого сезона обладала высокой техникой, но, прибавив в «физике», сразу вырвалась вперед. Это дает ей возможность варьировать тактику во время игры. Теперь она часто выходит к сетке, а не находится постоянно, как это было раньше, у задней линии. Я предчувствую, что у нее блестящее будущее и что она сумеет побить многие из существующих ныне рекордов».

И Штеффи оправдала все ожидания. Она удерживала лидерство 186 недель подряд, а в общей сложности 377 недель — дольше, чем любая другая теннисистка в истории. Она выиграла Золотой шлем в 1988 году, а всего же в турнирах «Большого шлема» побеждала 22 раза: 4 раза — на Открытом чемпионате Австралии, 5 раз — на Открытом чемпионате США, 6 раз — на Открытом чемпионате Франции и 7 раз — на «Уимблдоне».

Какова же Штеффи была на корте, наиболее точно определила знаменитая в прошлом американская теннисистка Билли Джин Кинг: «Она — настоящая чемпионка. Штеффи стремится к совершенству, постоянно горит желанием улучшить игру. А в игре делает все, чтобы перевести ее в удобное для себя русло. Мы часто видим, что ее соперницы ошибаются, но тем и отличаются великие игроки, что они заставляют вас ошибаться. С первого раза, когда я увидела ее, мне стало ясно — она из породы великих. Штеффи была как Бэмби, на таких же длинных и тонких ножках, но увидев ее форхенд, я уже знала, что мячи, которые летели в аут, через пару лет будут точно ложиться в цель. А кроме того, она любит играть в условиях острого соперничества — это для нее вызов».

Как и завещала Билли Джин Кинг игра Штеффи достигла совершенства. Вот анализ, сделанный специалистом LTA Джоном Янделлом для его учеников: «Когда мы вспоминаем о Штеффи Граф, в первую очередь в нашем воображении всплывают ее сверхмощный форхенд, невероятная работа ног и удивительные спортивные способности в целом. Большинство тактических вариантов Граф основано на ее форхенде, который она выполняет с огромной точностью и сумасшедшей скоростью. Ее главное преимущество в том, что она может заставить любого соперника заниматься лишь нейтрализацией ее форхенда, упрощая себе тем самым анализ тактических уловок соперника. Мощь, точность, контроль и маскировка — основные черты форхенда Граф. Слайс слева Граф очень аккуратен, чрезвычайно точен, наряду с удивительным контролем глубины. Она разбрасывает мячи сильно, глубоко по углам, также посылает короткие мячи до линии подачи, все это одним и тем же движением. И к тому же, она может посылать мяч низко. В этом причина эффективности ее слайса: она последовательно вынуждает игроков бить по мячу из заниженной точки удара. Все свои сильные стороны Граф использует идеально — она не делает подарков соперницам, если она видит мяч, она его убивает. И, наконец, она может поддерживать невероятную концентрацию на высоком уровне часами. Ее физическая форма, ее умение пройти весь турнир ровно выше всяких похвал».

Бад Коллинз прозвал ее «Фройляйн Форхенд», Зина Гаррисон говорила, что «ее форхенд просто наводит ужас», а Карлинг Бассет Сегусо утверждала, что «некоторые вещи, которые она делает на корте, кажутся просто нечеловеческими».

Сыну четы Агасси Джейдену Гилу обещано 10 миллионов долларов, если он в 2017 году, в возрасте 16 лет, примет участие в профессиональном турнире
Жесткая на корте, закрытая и замкнутая, прозванная даже за эту «закрытость» «теннисной Гретой Гарбо», зависящая от своего отца, она всегда пыталась быть идеальной, не давать поводов для сплетен. Папарацци, поняв всю тщетность попыток запечатлеть ее в каком-нибудь сомнительном обществе, наконец оставили ее в покое.

Но и у идеальной Штеффи были времена, когда и она могла расплакаться на пресс-конференции. В 1993 году безумным обожателем Штеффи было совершено покушение на Монику Селеш, и журналисты тогда изрядно помучили ее. Чуть позже ее подвел именно тот человек, на которого она привыкла полагаться во всем. В 1995 году Питер Граф, который вел все финансовые дела дочери, был уличен в неуплате налогов и приговорен к тюремному заключению. Эта история тянулась длинным шлейфом, а после Australian Open 1997 года измученная таким вниманием Штеффи просто сказала журналистам: «Ребята, может, хватит?».

Ее начали мучить травмы, в игре наступали спады, появлялись молодые яркие соперницы, например, Мартина Хингис, победу над которой в финале «Ролан Гаррос» 1999 года многие до сих пор ставят Граф в вину. Тем не менее, она не собиралась уходить. Последние 4 года она не опускалась в рейтинге ниже пятого места, после победы на «Ролан Гаррос» она вышла в финал на «Уимблдоне» и рассказывала в одном из интервью, что собирается в Нью-Йорк. Но, видимо, именно в этот момент закончилось время, отпущенное ее величеству. Пришло время просто стать счастливой — Штеффи встретила Андре.

Когда они начали появляться вместе, никто из журналистов ничего даже не заподозрил — настолько они были разные. К тому же Штеффи до этого семь лет была подругой немецкого автогонщика Михаэля Бартельса (вялотекущий роман должен был закончиться помолвкой в 1998 году), а Андре был женат на кинозвезде Брук Шилдс. Никто ничего не понял даже после того, как сразу после «Ролан Гаррос»-99 Агасси и Граф стали часто видеть то в обнимку, то целующимися. И только когда Штеффи в августе того же года объявила об окончании карьеры, всем вдруг стало очевидно, что это всерьез и надолго.

Штеффи ушла из спорта быстро и решительно, принеся свой звездный статус в жертву его мужскому нежеланию «быть просто мужем великой Граф». После этого Штеффи сопровождала Агасси на всех турнирах, а тот в 30-летнем возрасте играл не хуже молодых и осуществил, при ее помощи и поддержке, свое блистательное возвращение.

Они поженились в Лас-Вегасе в октябре 2001 года. Причем сделали это тайно, чтобы не привлекать чрезмерного внимания. Уже через неделю Штеффи родила сына. А еще через два года в семействе последовало прибавление: на свет появилась дочь Джаз. Детям таких именитых родителей, разумеется, тоже прочат большое теннисное будущее. Так, одна из фирм пообещала выплатить Джейдену Гилу 10 миллионов долларов, если он в 2017 году, в возрасте 16 лет, примет участие в профессиональном турнире. Забавно, уже сейчас в интернете можно сделать прогноз на исход теннисного матча между сыном четы Сампрас и Джейденом Агасси.

Сейчас у четы Агасси все хорошо. Все — бизнес, благотворительность, семья, дети — они делают вместе. Штеффи, которой по-прежнему сложно быть на виду, старается контролировать своего горячего супруга, находясь в тени, а Андре с удовольствием берет на себя функции связного с внешним миром.

Осталось вспомнить только об одном эпизоде их совместной истории. В 2004 году Штефания (так она теперь просит ее называть) Граф была представлена в Международный зал теннисной славы. Представлял ее муж, Андре Агасси, который, как водится, плакал сам и растрогал до слез всех окружающих. Он сказал: «Ты никогда не определяла себя тем, чего ты достигла. Скорее, ты достигала того, что для себя определяла. Твоя жизнь глубоко тронула всех нас, и мы никогда не станем прежними. Дамы и господа, я представляю вам величайшего человека, которого я знаю». И знаете, что ответила ему величайшая теннисистка? Она сказала: «Лучшее, что со мной случилось в теннисе, это то, что я встретила тебя. Я всегда буду ему за это благодарна».
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке