Агасси: жизнь после спорта

1 мая 2008
Пресса

29 апреля родился человек, который, возможно, не был самым успешным теннисистом своего времени, тем не менее, он олицетворяет собой целую эпоху в теннисе и демонстрирует пример самого удивительного преображения из «Имидж — это все» в «Элегантность — это позиция». Андре Агасси, отдавший профессиональному теннису 20 лет, наверное, идеальная кандидатура для того, чтобы посмотреть: а какая она, жизнь после спорта?


Давайте вспомним, что за человек-эпоха со слезами на глазах прощался с публикой на корте US Open почти два года назад.

Это тот Агасси, что ворвался в тур в 1986-м длинноволосым крашеным блондином и выступал в трехъярусном наряде из кричащей розовой майки, лайкровых «велосипедок» и обрезанных джинсовых шорт. Тот Агасси, что три года подряд игнорировал «Уимблдон», потому что дресс-код предписывал выходить на корт исключительно в белом, «а теннис, как и жизнь, должны быть цветными, иначе они скучны». Тот Агасси, который потом все же приехал и выиграл его, «Уимблдон», в 1992-м — в белом, но в таком же как обычно трехъярусном наряде. Тот Агасси, который после победы на «Ролан Гаррос» в 1999-м стал первым теннисистом выигравшим, все четыре турнира «Большого шлема» на разных покрытиях, и который спустя три года и неудачный брак снова смог вернуться на вершину рейтинга. А потом…

А потом совершил самое удивительное преображение в истории тенниса, представ перед публикой полной противоположностью самому себе. Вместо длинноволосого блондина в майках и шортах вызывающих тонов — лысый, предельно корректный в одежде джентльмен. Вместо фрондера, «растратчика своего таланта», плюющего на авторитеты и иногда раздражающего своей непокорностью, — «человек дела», фанатично тренирующийся, а на пресс-конференциях умеющий смягчить акценты и сказать то, что хотят от него услышать. Вместо плейбоя, женившегося на Брук Шилдс, — примерный и любящий муж великой Штеффи Граф, отец двоих детей, не желающий свое семейное счастье выносить на журнальные обложки. В одном он остался прежним — в уникальности своего игрового дарования, которое дало ему возможность вершить теннисные судьбы в три разных десятилетия. Он отдал спорту все, прожив в нем две жизни, — и ушел. Теперь ему предстояло показать, на что он способен «на гражданке».

На гражданке Агасси повел себя, как человек, которому нечего и некому доказывать. Он не остался в теннисе тренером или комментатором, что позволило бы ему еще долгие годы эксплуатировать заработанную популярность. Он не пошел в политику: «Хотя я польщен предпринимаемыми в последнее время усилиями убедить меня баллотироваться в конгресс, я не планирую выходить на политическую арену».

Первым делом Андре позволил себе то, от чего отказался много лет назад ради тенниса — риск. «Чтобы хорошо играть, я должен был избегать травм, и только теперь я могу покататься на сноуборде!», — сказал Агасси, и вся семья отправилась в Айдахо. «Почему Айдахо?», — этот вопрос мне задают постоянно. — «Мы с женой как раз думали над тем, что мы будем делать, куда ездить и как создавать традиции нашей семьи после ухода из спорта. И тут друг рассказал нам о Тамараке», — объяснил Агасси в интервью Чарльзу Бити. Побывав на этом курорте, Андре и Штеффи решили построить там отель для семейного отдыха по принципу таймшера.

Под этот проект были привлечены партнеры и собраны деньги. На данный момент в отель в Айдахо уже вложено 350 млн. долларов, и это, конечно, большой риск. Но, судя по тому, насколько быстро был продан первый пакет таймшеров, это риск хорошо просчитанный.

К тому же, по словам Агасси, он знает, «как сделать отдых не просто релаксацией, а энергетической подзарядкой». Под руководством архитектора отеля Эдуардо Илланеса, «отель строится как большое загородное поместье, одновременно роскошное и уютное». На курорте уже есть крытый симулятор кайакинга, боулинг, кинотеатр, огромный спа-центр и поле для гольфа. И, конечно, Агасси собирается добавить туда теннис, которому, по его словам, «надо отдать дань уважения». В общем, Андре создает «из своего бизнеса то, чем вся семья будет гордиться долгие годы». Андре и Штеффи хотят не только финансировать строительство гостиницы, которое должно завершиться в 2010 году, но и принять непосредственное участие в создании дизайна: «Мы вникаем во все детали сами. Я 15 лет «очищал» свое имя от всякой шелухи не для того, чтобы рисковать им сейчас».

Для реализации всех строительных проектов четы Агасси была создана Agassi Graf Development LLC. Новый бизнес-партнер, риэлтерская фирма Echo Partners LLC, по ходу дела подкинула еще одну идею — для маркетирования не просто эксклюзивного, а суперэксклюзивного отдыха, и того, что Андре назвал «образом жизни», необходимо начать с известного и раскрученного курорта, а не с Тамарака, находящегося в «затерянном раю». Так родилась идея строительства 25-ти фешенебельных вилл на Коста-Рике, где будут теннисные корты, смоделированные по образу и подобию «Уимблдона» и «Ролан Гаррос», и где отдыхающие смогут сыграть в теннис с самим Агасси или его супругой.

Но строительство это, конечно, не все. Агасси также сотрудничает со знаменитым поваром Майклом Мина в создании сети ресторанов, является совладельцем производства спа-продуктов в Азии, сети фитнес-центров в Европе и линии производства роскошной мебели, создаваемой специально для его отелей. И за каждым из этих проектов Агасси стоят личное участие и понимание того, зачем это надо лично ему.

Но бизнесом далеко не исчерпывается круг занятий Агасси. В марте этого года было объявлено, что издательский дом Альфреда Кнопфа выиграл тендер на публикацию мемуаров Агасси, которые появятся в июне 2009 года. Они принесут бывшему теннисисту сумму, равную приблизительно пяти миллионам долларов. «Это деньги, которые получают обычно бывшие президенты США», — сказал вице-президент компании Harper Collins, проигравшей тендер. Но выигравший тендер издатель не жалеет о проявленной щедрости: «Эту книгу ждут миллионы читателей. У него удивительная жизнь, и к тому же он превратил свой успех в инструмент изменения мира к лучшему». Название книги пока держится в секрете, но уже известно, куда отправятся заработанные деньги — на благотворительность.

Различные благотворительные проекты вообще занимают особое место в жизни Агасси. Они со Штеффи часто играют благотворительные матчи. Например, в сентябре прошлого года в Бостоне прошел теннисный матч с участием Элтона Джона, Билли Джин Кинг, Андре Агасси и Анны Курниковой. Матч знаменитых музыкантов со знаменитыми теннисистами проводился в рамках показательного турнира по командному теннису, доходы от которого были направлены в фонд Элтона Джона по борьбе со СПИДом. Еще в одном важном проекте приняла участие целая американская команда: Андре Агасси, Джеймс Блэйк и братья Брайаны вместе проводили матч в поддержку фонда медицинских исследований, занимающегося изучением причин раковых заболеваний. И для каждого из них это очень личное дело — отец Блейка умер от рака, мать и сестра Агасси перенесли операции по поводу рака груди, а у дяди братьев Брайанов был диагностирован рак.

Андре также участвует в таких программах, как «Глобальная инициатива» бывшего президента Клинтона, призванная помочь в решении проблем экологии и нищеты во многих странах, и недавно созданная «Спортсмены за надежду». Эта программа кроме Андре Агасси объединяет таких людей как Лэнс Армстронг, Мохаммед Али, Джеки Джойнер-Керси и многих других и создана для того, чтобы бывшие спортсмены могли участвовать в благотворительных программах друг друга. «Мы участвуем в начинаниях других атлетов. То, что ты можешь сделать в одиночку, возрастает многократно при соединении усилий», — говорит Андре.

И ему тоже нужна помощь. У Андре есть своя личная благотворительная программа — это школа в одном из самых неблагополучных районов Лас-Вегаса. Она существует с 2001 года, и в 2009 году там должен состояться первый выпускной вечер. Для строительства этой школы у Агасси тоже были вполне личные причины. Человек, родившийся в опасном районе и не получивший образования, он прошел по самой грани, на которой его удержали только спортивный талант и незаурядный характер. Не зря же его бывший тренер Ник Боллетьери как-то вспоминал: «Когда Андре обучался у меня в академии в течение шести с половиной лет, моя главная задача состояла в том, чтобы он не попал в тюрьму». Поумнев и повзрослев, Агасси решил, что другим детям, живущим в таких же кварталах, тоже нужен шанс. Поэтому именно на строительство школы с компьютерными классами, спортивными залами, кампусом и детским садом идут все доходы от выпущенных недавно теннисных ракеток Damian O’Sullivan с портретом Агасси и от видеоигры, выпущенной компанией Aristocrat Technologies, главным героем которой тоже является Агасси.

Андре бывает в своей школе не реже, чем каждые две недели. Он любит принимать в ней знаменитых гостей, и последнее интервью Питеру Бодо для апрельского номера журнала «Теннис» он дал именно там. Бодо пишет: «Мы все знаем Агасси как отличного оратора. Но когда он говорил о школе, меня тронуло и поразило то, как он легко оперирует всеми фактами о состоянии образования в этом районе, об устройстве и работе благотворительных школ, о статистике таких проектов в разных штатах. Он занимается этим явно не для того, чтобы потешить свое тщеславие». Андре пытается изменить жизнь не только детей, но и их родителей, от которых требуется, чтобы они помогали школе в качестве волонтеров, а главное — «читали вместе с детьми и помогали им с домашним заданием». Сам Агасси рассказывает: «Когда мы открывали эту школу, нас предупреждали, что мы столкнемся с вандализмом, потому что это такой район. Но посмотрите вокруг — здесь нет ничего подобного. Мы хотели дать этим людям что-то, чем они могли бы гордиться, что-то действительно хорошее. И они это ценят». В холле этой школы висят огромные фотографии Нельсона Манделы и Мартина Лютера Кинга с подходящими к случаю цитатами. А под ними — небольшая фотография Андре (не может же школа Агасси не иметь его портрета) на «Ролан Гаррос» с девизом Уинстона Черчилля: «Никогда не сдавайся. Никогда ни за что не сдавайся».

Конечно, Андре не стал ангелом и вряд ли смог поменять свою яростную и мятежную натуру. Просто он научился себя обуздывать и направлять. И потом — у него же есть Штеффи! «Я бросаюсь во что-то, увлекаюсь до сумасшествия, зажигаюсь и быстро сгораю. Потом мне нужно время, чтобы перестроиться. А она всегда выступает той страховочной сеткой, благодаря которой я могу взлетать высоко и не бояться упасть». Он в восторге от своих детей: «Это так забавно — Джаден похож на маму, а характером на меня, а Джаз, наоборот, похожа на меня, а характер мамин». У него еще много не сделанных дел, он совершенно не скучает без тенниса, готовит детям завтраки и занимается благотворительностью не потому, что он «такой хороший», а потому, что все это ему нравится. Вот такой он, нынешний Агасси, живущий в свое удовольствие.

И еще немного о бунтарях. Все-таки нашлись в истории тенниса еще два человека, «осквернившие» «Уимблдон». Братья Боб и Майк Брайаны с удовольствием рассказывают о том, как умудрились вопреки этикету и традициям выйти на корт в цветной одежде: «Не понимаю, как английская служба безопасности оставила без внимания эту нашу выходку. Но все закончилось очень быстро. Через 30 минут после начала тренировки на корт с криками о потерянной совести и чести выбежала женщина из организационного комитета и «положила конец этому безумию», как она выразилась. Больше повторять подобный опыт мы не рискнем, а то один из доброжелателей уже сообщил нам с глазу на глаз, что предупреждают здесь один раз, а если кому–то не понятно — в дело вступают местные снайперы». Свой день рождения братья Брайаны справляют тоже сегодня. Так что с днем рождения всех хулиганов, бывших и нынешних!
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке