Могли обыграть итальянок и этим составом. Мнения Тарпищева, Дмитриевой и Чеснокова.

28 апреля 2009
Пресса
Обидным разочарованием завершился полуфинальный матч Кубка Федерации Италия — Россия, в котором подопечные Шамиля Тарпищева сложили с себя полномочия действующих чемпионок.

 Тарпищев: что делать с Израилем? Может не ехать?

Но, как в эксклюзивном интервью "Чемпионат.ру" признался многолетний капитан российской дружины, проблема гораздо глубже, чем отсутствие в составе лидеров.

— К сожалению, в Италии не смогла сыграть Звонарёва, и равноценно поменять мы её не смогли. А в таких матчах реально необходима помощь государства. Но, к сожалению, мы остались одни. Да, Звонарёва, получив травму, не могла играть. И если бы она была в составе — несомненно, мы должны были выигрывать. Какой был вариант? На любую замену нужны деньги — платить штрафные санкции, снимать людей с турниров. В общем, целая головная боль. А что получилось? Нельзя конечно сказать, что был какой-то там провал. Скьявоне играла очень прилично. Конечно, неудачно выступила Чакветадзе, и я считаю, выше всяких похвал сыграла Павлюченкова. Выиграй она сетбол, когда вела 6:4 на тай-брейке первого сета, и она, я думаю, добила бы соперницу. Всё висело всё равно в одном-двух очках, поэтому жалко, что не выиграли. Но мы объективно играли без трёх сильнейших наших теннисисток.

— Было такое ощущение, что нехорошие предчувствия вас посещали, ещё когда вы отправлялись на матч из Москвы…
— Нет, ну я обращался за помощью, и насчёт финансов в том числе. Но реально — мы всё делаем сами. Получается, общественная организация, которая должна делать всё от А до Я. Нам же никто не помогает. Кризис кризисом, но у нас реально партнёры, которые были, уже ушли, финансирования нет и обратиться практически не к кому. Кстати, такая же ситуация с матчем против Израиля [в Кубке Дэвиса в июле], между прочим. Что нам делать? Может не поехать, чтобы обратили внимание? Как будто бы победа в Кубке Федерации (А мы ведь реально могли выиграть в этом году!) никому не нужна. Кроме футбола и хоккея никого ничто не волнует. Так же не должно быть! Правильно?

— Вы как-то сравнили зарплату Гуса Хиддинка с бюджетом всей Федерации тенниса России…
— Да. А если сравнить, что теннис сделал для России, и те же футбол и хоккей, то на сегодня это несоизмеримо. А внимания — ноль! Причем я могу упомянуть такой факт — чествовали футболистов, которые стали третьими в Европе. Но мы-то даже сейчас, получилось, что третьи в мире (смеётся). Это я к тому, чтобы можно было сопоставить. Мы же делаем России сумасшедший имидж, а появляется обида. У ребят потихоньку накапливается антагонизм, также как у девочек. Что за ерунда такая? Дементьева стала олимпийской чемпионкой, а у неё до сих пор нет спонсорских контрактов!..

— То есть хотите сказать, что отношение влияет на мотивацию?
— Естественно. Если хоккеистам дают машины за то, что они приехали на один чемпионат, а теннисисты выигрывают всё из года в год, а им даже ордена… Дают, конечно.

Но возьмите статистику — кому чего дали. Для игроков это непонятно. Это вызывает определённые вопросы. Мне становится сложно работать. Неадекватное отношение, я бы так сказал. Посмотрите, что Южный получил за Кубок Дэвиса, и что получили, даже не выигрывая Европу. Только бронзу завоевали. А ведь у нас 205 стран играет, нет такого представительства больше в международных федерациях. Может быть, кроме футбола и лёгкой атлетики. Весь мир играет в теннис, а отношение непонятное. Абсолютно!

— И всё же давайте вернёмся к матчу против Италии…
— Ну, во-первых, я очень доволен Павлюченковой, потому что у неё же лимит турниров существует. До 18 лет она не может ещё играть все соревнования подряд. Поэтому она не так наиграна была по сравнению с теми, с кем встречалась на корте. Но реально проявила себя очень здорово. Она молодец, я её похвалил.

Была бы Звонарёва — выиграли бы. Как всё было? В первый день не дожала соперницу Кузнецова. Но тут тоже вопрос такой, я бы сказал, творческий. Потому что она только со вторника на грунте играла, то есть всего 5 дней. Плюс нас ещё дожди спалили. А все итальянки играли перед этим турнир в Барселоне. То есть по логике, и опять-таки это вопрос финансирования, надо было снимать людей с соревнований и приехать, как я всегда говорю, заранее. Девять дней для подготовки должно быть. И это тоже было бы нормально.

— Как вам видится исход финала Италия — США?
— Италия выиграет. Тем более, они опять будут выступать у себя.

— То есть вы уверены, что сёстры Уильямс не приедут на финал?
— Обе? После итогового турнира в Дохе? Ну, может одна и залетит на этот матч… Но, во всяком случае, на земле играть с листа, после Дохи, всё равно сложно. Итальянки — нормальная команда, готовы играть на грунтовых кортах. Это их козырь, играют чисто. Надо готовиться играть против них. При нормальной подготовке, при нормальном оптимальном составе — мы сильнее. Даже при этом составе мы могли выигрывать. Условно говоря, выиграй Павлюченкова этот первый сет, было бы 2:2, и реально пару мы бы выиграли, потому что вышли бы Кузнецова — Петрова. Но что делать...

— В следующем году в Мировую группу впервые добавятся Сербия и Украина. Вернулась Франция. Усилит ли это конкуренцию и интерес к Кубку Федерации?
— А интерес и так большой, если взять по количеству стран, которые играют. Но реально, если такая ситуация останется, то я буду обстреливать молодёжь и играть молодёжным составом. Зачем это нужно всё?

— То есть думаете, что не удастся решить проблемы с первыми номерами?
— С первыми номерами проблемы нет. Но неадекватное отношение к теннису сказывается на всём. Я считаю, что тот состав, который был сейчас — мы практически выжали максимум. Но повторюсь, что у игроков потихоньку накапливается, если не обида, то непонимание. А в силу этого растёт и нежелание.

"Могли обыграть итальянок и этим составом"

Победителей любят все. Говорить же о поражениях согласны далеко не все. Но наши легенды – заслуженный тренер России Лариса Преображенская и знаменитая советская теннисистка Анна Дмитриева, ныне директор спортивного вещания "НТВ-Плюс", – искренне переживают за наших девушек не только в минуты радости.

В интервью "Чемпионат.ру" они поделились своими наблюдениями за тем, что происходило в этот уик-энд на стадионе "Нова Ярдиния" в городке Кастелланета-Марина во время полуфинала Кубка Федерации Италия – Россия.

— Анна Владимировна, насколько неожиданным для вас стало поражение сборной России в полуфинале от итальянок?
— То, что матч будет очень сложным, можно было предположить заранее. Собрать команду в таком составе, чтобы она была непобедимой, нам не удалось. В этой ситуации очень многое зависело от выступления Светланы Кузнецовой.

— Вы считаете, что поражение Светланы от Франчески Скьявоне в первый день матча стала главной причиной нашей неудачи в Италии?
— Поражение Кузнецовой в первый день поставило под сомнение возможность выигрыша всего матча, но, конечно, причина поражения не только в этом. Очень большой неудачей стал выбор на первый день Анны Чакветадзе. Можно было попробовать проверить и дать возможность сыграть Наде Петровой или Насте Павлюченковой. Вот Павлюченкову проверили, и она показала очень хорошую игру в воскресенье. Правда, для того, чтобы победить в таком тяжелейшем матче, ей пока не хватило силёнок.

Думаю, что надо было проверить и Надю Петрову. Она и в рейтинге находится повыше Чакветадзе. Ведь Аня играла в этом сезоне очень неуверенно, не столько плохо, сколько именно неуверенно.

— А может быть, надо было попробовать Алису Клейбанову, которая накануне жеребьёвки заявила, что прибилась к корту и уже готова играть?
— Они "все готовы" и "все хороши". Тут трудно говорить со стороны. У Тарпищева были все основания выпустить на корт Павлюченкову. Настя показала хорошую игру в Индиан-Уэллсе, сейчас показала хорошую подготовку к матчу. Если бы её старшие подруги сделали задел, то Насте было бы гораздо легче дебютировать. А так ей пришлось с листа играть решающее очко.

— Но если говорить откровенно, то всё-таки мы выступали вторым составом. Может быть, это поражение станет каким-то уроком на будущее, подействует как-то отрезвляюще?
— Думаю, что мы могли выиграть и этим составом. Просто не сложилось.

— Ваш прогноз на финальный матч?
— Итальянки будут играть на грунте. Сёстры Уильямс, скорее всего, участия принимать не будут, поэтому, бесспорно, выиграют итальянки. Для меня поражение чешек в полуфинале стало большой неожиданностью. Американки приехали не вторым составом, а прямо-таки детским. И тут феноменальную форму показала Алекса Глатч, от которой ждали выстрела три года назад. А она неожиданно выстрелила именно сейчас. Очень важный момент для сборной США.

— Вы могли бы выделить главную причину неудачи нашей команды? – обращаюсь я уже к нашему выдающемуся тренеру Ларисе Преображенской.
— Думаю, что произошёл нетипичный срыв, стечение нескольких отрицательных факторов. Мы уже не раз доказывали, насколько сильны. Меня удивила игра Кузнецовой в первый день. Она должна была выигрывать, особенно после того, как первый сет остался за ней со счётом 6:1. Света всё делала очень правильно, разыгрывая комбинации, но заключительный удар у неё часто не получался. Она играла намного сильнее, и мне было не очень понятно, почему она проиграла.

— Лариса Дмитриевна, но ведь и соперница у Светланы была непростая.
— Франческа Скьявоне – опытный, необыкновенный турнирный боец, командные соревнования она играет с необыкновенным вдохновением. Каждое очко она играет как последнее, как будто больше ничего не будет. И не отдать должное итальянке просто невозможно. Она великолепно умеет разрушать игру соперницы. То она режет, то она крутит, а иногда неожиданно бежит к сетке и добивается успеха.

Скьявоне интересна своей нестандартностью. В личных турнирах Франческа никогда так не борется, как за команду. В матчах за неё она преображается и сражается до конца, ничего не отдавая сама. Каждое очко у неё надо выиграть потом и кровью. Тем не менее Света могла выиграть, возможностей для этого у неё было достаточно. Считаю, что именно это поражение привело нас к печальному итогу. Очень жаль, что Света не смогла принести два очка. Она очень сильный игрок, но у меня сложилось впечатление, что она до сих пор не верит, что сильнее их всех.

— А как вам понравилась 17-летняя Анастасия Павлюченкова?
— Настя тоже могла выиграть. У Шамиля Тарпищева во второй день уже не было особого выбора, и он бросил её в бой. И шансы у неё были неплохие, несмотря на то, что силёнок на длинный матч ей немного не хватило. Во втором гейме решающего сета она имела три брейк-пойнта на подаче Скьявоне. Это был, на мой взгляд, ключевой момент всего поединка. При счёте 0:2 в решающей партии наверняка расстроилась бы уже итальянка. Но тут, как мне кажется, у Насти кончились силы, и она потеряла концентрацию. Было проиграно семь или восемь мячей подряд.

Затем она ещё попыталась сопротивляться, и за ней было приятно наблюдать. У неё очень хорошая игра. Моментами она показала, как будет играть в будущем. И то, что капитан ей доверил право сыграть, показало, что у нас есть резервы. Не думаю, что поражение её надломит, оно должно только закалить её характер. Главное, что у неё есть чем играть, и на следующий год Павлюченкова будет выступать гораздо сильнее.

— Что вы думаете о будущем Кубка Федерации? Чего ожидаете от финала в этом году и насколько обострится борьба в будущем?
— У нас очень много хороших игроков, и они смогут ещё себя проявить в будущем. Надо думать о том, что время для проведения матчей Кубка Федерации выбрано не совсем удачно. Нужно готовиться к турнирам в Риме и "Ролан Гаррос". А эти кубковые игры отнимают очень много сил, достаточно вспомнить Настю Мыскину или Елену Дементьеву. В финале итальянки должны победить американок без сестёр Уильямс. Главное они сделали – прошли нас. А в будущем году будет интересная борьба, всё будет зависеть от того, кто именно выступит за сборные своих стран. А у нас много хороших девочек!

Чесноков: в теннисе удача необходима во всём

Основными темами последних дней стали крупные мужские турниры на грунте и борьба в Кубке Федерации, к сожалению, проигранная сборной России итальянкам. Эти события специально для "Чемпионат.ру" прокомментировал легендарный Андрей Чесноков, ныне являющийся тренером Елены Весниной.

— Андрей, начался грунтовый сезон. Вы в своё время справедливо считались одним из сильнейших игроков в мире именно на грунте. Поэтому хотелось бы услышать вашу оценку того, что уже удалось увидеть в этом году на вашем любимом покрытии.
— Да. Несколько матчей на грунте мне увидеть удалось, и должен сказать, что на грунте Давыденко играет сильно. Если учесть, что Николай пропустил из-за травмы начало сезона, то четвертьфинал в Монте-Карло и полуфинал в Барселоне – неплохие достижения. Тем более что Николай уступил только лучшим [Энди Маррею и Рафаэлю Надалю]. Сам сыграл в свою силу, прошёл всех, кого был в состоянии пройти на сегодня, и доказал, что хотя по рейтингу выбыл из топ-10, но остаётся достаточно силён и по своему классу продолжает оставаться игроком первой десятки.

— А что можно сказать об остальных наших теннисистах, в частности Игоре Андрееве и Марате Сафине?
— Андреев играл достойно, но ему достался Робредо, который очень сильно играет на земле. Андрееву надо что-то менять в своей игре. У меня создавалось впечатление, что Андреев в Барселоне играл лучше Робредо, также и в Майами Игорь выглядел лучше Станисласа Вавринки, но победу одерживали соперники, которые оказывались похитрее или тактически разнообразнее.

— Вы считаете, что выигрывать Андрееву мешают не столько технические, сколько тактические просчёты?
— В принципе – да, хотя в теннисе существует масса всевозможных нюансов, начиная от выбора позиции на корте до выбора своевременного момента, когда надо нанести выигрышный удар. Пока он совершает слишком много разных ошибок, которые устранимы при условии, что рядом есть человек, который может помочь и подсказать.

— В понедельник Робредо играет в Риме с Маратом Сафиным. Как вы можете оценить шансы сторон в этом матче?
— Мне трудно судить о состоянии Марата. Я не вижу, как он работает, как готовится, а результаты не всегда отражают истинное положение вещей. Судя по последним результатам, конечно, у Робредо гораздо больше шансов выйти во второй круг, чем у Марата.

— Андрей, вы сейчас являетесь женским тренером и, видимо, следите и за турнирами у девушек. Как бы могли прокомментировать полуфинальный матч Кубка Федерации Италии и России?
— В Италии на матче я не был, но посмотреть мне его удалось. Очень слабо сыграла Анна Чакветадзе, и, находясь на месте тренера, я бы её на игру не поставил. Анна очень неуверенно играет в этом сезоне. Она не чувствует ракетку, и хотя некоторые матчи провела неплохо, уверенности в своих силах ей всё же не хватает.

Думаю, что Кубок Федерации – не очень подходящее для экспериментов соревнование. Тут надо действовать наверняка. Было известно заранее, что команда Италии сильна и будет очень хорошо готова к полуфиналу. Если вспомнить, как та же Франческа Скьявоне вообще играет в матчах на Кубок Федерации, то можно придти к выводу, что это один из сильнейших игроков в мире. Если бы она могла проводить на таком уровне, как за сборную, личные турниры, то была бы в рейтинге очень высоко.

Кузнецову необходимо было ставить, несмотря на неудачу в первом матче. Возможно, надо было попробовать Петрову, которая уже сыграла на грунте в Америке. Я видел, как она играла в США, её игра на меня произвела самое положительное впечатление, и я думаю, что она могла бы принести пользу команде в одиночных встречах.

— Хотелось бы узнать у личного тренера Елены Весниной о её ближайших планах и задачах, вплоть до "Ролан Гаррос".
— По плану у нас был турнир Internazionali BNL d’Italia, который пройдёт в Риме с 3 по 9 мая. Послезавтра мы планировали вылететь с Еленой в Рим, но вчера я потерял паспорт, в котором были двухлетняя виза в Европу и двухлетняя виза в Америку. Это был шок, и я до сих пор нахожусь в депрессии от этого кошмара – в нашей стране эти вопросы быстро не решаются. Надеюсь, что на выступление Елены это обстоятельство не повлияет и она сможет удачно сыграть в Италии. Пока она стоит второй в листе ожидания в основную сетку. Если Звонарёва, Шарапова или ещё кто-нибудь снимется с турнира, то Веснина сыграет в основной сетке. Сейчас она 56-я в рейтинге, но мы провели классную работу, и Лена может сыграть удачно в Риме.

— Вы ставили конкретные цели: подняться до какого-то места в рейтинге или достичь такого-то круга на турнире "Большого шлема"?
— Вы знаете, когда меня попросили помочь Елене и я согласился с ней работать, она была в рейтинге очень далеко. Когда она поехала в Новую Зеландию и впервые дошла до финала турнира WTA, мне стало очевидно, что Елена способна занимать куда более высокие места. Я видел, как она играла в Америке, как играла в Понте-Ведра-Бич, как должна была обыгрывать Возняцки в полуфинале. Каролине сильно повезло: на одном матчболе она чуть зацепила линию, а на другом мяч зацепил трос и упал на стороне Лены. Так что без удачи в теннисе никак не обойтись. Особенно на турнирах "Большого шлема", когда удача необходима уже при жеребьёвке.

Лена пока не входит в число 32 сеяных и если ей улыбнётся удача – не попадёт на кого-либо из главных фаворитов вроде Дементьевой в первом круге, то она может успешно выступить и в Париже.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке