Снежная королева. C сегодняшнего дня в женском теннисе властвует Динара Сафина, с прохладцей взирающая на своих верноподданных

20 апреля 2009
Пресса
Динара Сафина стала второй россиянкой в истории (после Марии Шараповой), покорившей верхнюю строчку рейтинга ВТА. – Причем минимум на три недели, до 10 мая. В течение долгого пути Динары к вершине с ней регулярно сталкивались корреспонденты «Советского спорта». Интервью, короткие встречи, наблюдения со стороны – все это помогло нам составить свои впечатления о Сафиной, которыми и делимся сегодня – в исторический как для Динары, так и для всего мирового тенниса день.

НАДМЕННАЯ...

От беседы с журналистом можно отказаться по-разному. Отшутиться, сослаться на занятость или усталость, нежелание общаться с конкретным человеком либо всем изданием сразу. Динара не сочла нужным хоть как-то мотивировать отказ. А ведь я просил у нее не автограф в личную коллекцию – лишь старался выполнить работу, взять интервью по заданию редакции.

Та несостоявшаяся беседа остается моей единственной попыткой общения с Сафиной, но детали «подхода к снаряду» помню отчетливо, поскольку в столь бесцеремонной манере меня отбривали не часто.

Итак, «Кубок Кремля-2008». Несколько дней кряду караулю Динару. Матчи заканчиваются поздно вечером, Сафина не расположена общаться с прессой, ограничивается лишь протокольными блицами. Наконец ближе к концу турнира перехватываю спортсменку на выходе из пресс-центра и формулирую просьбу редакции. Динара, не притормаживая ни на секунду, маршевым шагом идет по коридору, никак не реагирует на мои слова, словно не замечает присутствия журналиста. Продолжаю вприпрыжку бежать сзади в расчете услышать хоть какой-то ответ от девушки, которая по возрасту годится мне в дочери. «Не сейчас», «Не могу», «Не буду» – меня устроил бы любой вариант. Кроме откровенного игнорирования. Пару сотен метров сопровождаю Динару, пока она не пересекает границу зоны, закрытой для доступа прессы. Сафина не удостаивает меня даже поворотом головы…

Повторяю, можно сказать журналисту «нет», но СКАЗАТЬ!

Кстати, и с братом Динары Маратом у меня связаны не самые светлые воспоминания. В мае прошлого года я с семьей летел в Париж. В том же самолете в столицу Франции, где открывался «Ролан Гаррос», направлялся и Сафин. В аэропорту возникла небольшая заминка с выдачей багажа, пассажирам пришлось ждать. Моя жена, тоже журналист, решила воспользоваться паузой и подойти к Марату, который сидел в кресле, закинув ногу на ногу и откровенно скучая, и спросить, не согласится ли тот в удобное для него время дать интервью популярному российскому глянцевому журналу. Подошла, представилась, извинилась за беспокойство. Марат, видя, что перед ним стоит женщина, остался сидеть и, не меняя расслабленной позы, коротко бросил, брезгливо скривившись: «Неинтересно». Можно сказать, прогресс по сравнению с сестрой...

Не мне, постороннему человеку, учить Динару и Марата хорошим манерам. Вопрос скорее к родителям Сафиных, которые смогли сделать из них больших спортсменов, но забыли объяснить кое-что важное из сферы людских отношений. Впрочем, учиться никогда не поздно. Не самый глупый человек на свете сказал: «Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам». Звание первой ракетки мира – достижение, высокая честь. Но и обязанность тоже. Нужно уметь вести себя с окружающими, не роняя своего достоинства, но и не унижая чужого. Надеюсь, Динара вспомнит эту немудреную истину, если хочет быть не только первой, но и лучшей.

ГРУБАЯ...

Запоминающаяся неделя выпала мне в октябре прошлого года во время теннисного Кубка Кремля. В калейдоскопе впечатлений от той недели – живые образы: Динары Сафиной, ее брата Марата, хоккеистов Яромира Ягра и Алексея Черепанова…

6 октября. На Лужнецкой набережной вручали джипы россиянам – медалистам пекинской Олимпиады. Там впервые живьем увидел Динару Сафину.

Ничего себе девчонка, высоченная, статная, в облегающих черных штанах. Я не фанат тенниса, но моему другу был нужен автограф Динары. А та широко раскрывала глаза и «включала» милое личико только в момент работы телекамер. Едва камера гаснет – на лице Динары вновь «сумерки богов».

На вопросы журналистов отвечает односложно:

– За рулем я с 18 лет, моя ближайшая цель – выиграть Кубок Кремля. Поеду ли я на следующую Олимпиаду? Посмотрим.

По окончании церемонии Динара подшучивала над Дементьевой:

– Ну что, Лен, давай за мной следом? Попиликаем друг другу…

Самое время попросить автограф. В ответ пронзительно негодующий взгляд через стекло джипа и резкое, как пощечина:

– Отвали.

10 октября. Ягр вместе с омским «Авангардом» закончил тренировку в Ледовом дворце ЦСКА. Ягр обожает теннис. После тренировки едем в спорткомплекс «Олимпийский» на Кубок Кремля. В машине: Ягр, ваш корреспондент и юный одноклубник Яромира Алексей Черепанов.

– Дядя Ягр, дай автограф, – хохмит «Череп» (как ласково кличет его «дядя Ягр»). Яромир не отказывает.

– Так ты на Кубок Кремля, дядя Яромир? С Сафиным играть будешь?

– Нет, с Сафиным не буду, он плохой, его обыграть невозможно, – парирует чех.

Черепанова высаживаем возле гостиницы, где остановился «Авангард», далее едем без него. Прощай, нападающий.

В фойе «Олимпийского» Ягр и Марат Сафин случайно на долю секунды встретились взглядами и разошлись в стороны.

Не судьба, значит, познакомиться со звездой, – иронично улыбнулся мне Ягр.

В «Олимпийском» Ягр никому из болельщиков не отказывал в автографе. Шутил, подначивал, по-свойски подталкивал локтем в плечо, будто знаком с журналистом вечность. Я рассказал ему о неудачной попытке взять автограф у Сафиной.

Так, может, это фамильная черта? Ладно, сейчас за Динару Сафину болеть будем. Она выиграет в двух сетах. Будущая первая ракетка мира.

– Почему?

– Я так хочу, – улыбнулся великий Ягр.

СТИЛЬНАЯ...

Ничто так не преображает девушку, как любовь. Правда, не та безответная, слезная, обреченная, что была у Динары Сафиной с теннисом на протяжении многих лет. Еще в 2006-м казалось, что их роман достиг критической отметки: вроде лучше бы расстаться, а жаль потерянных сил и, главное, времени, которое, в отличие от нервных клеток, не восстанавливается. И вроде были редкие всплески чувств – несколько малозначимых турниров наша теннисистка выиграла, но в целом вложения явно не окупались.

Казалось, что теннис убивает в Сафиной женщину. Вместо салона красоты – тренажерный зал. Заменой парикмахеру – трехминутная укладка в стиле «чтобы волосы в глаза на бегу не лезли». Спортивный костюм да кроссовки – и никакой тебе одежды от кутюр. Да и зачем следить за модой, коли большая часть времени – бесконечная погоня за рейтинговыми очками?

Устраивать дефиле из каждой пресс-конференции – талант особый, шараповский.

Динара же все чаше появлялась перед журналистами в образе обиженного зверька, забившегося в угол. Причем знаменитое сафинское неумение держать чувства под контролем у брата и сестры проявлялось по-разному. Если Марат выплескивает эмоции на корте, щедро обдавая волной зрителей, то Динара все свои переживания обрушивала на журналистов. И колко ответить могла, и даже заплакать.

А представители прессы в упор расстреливали ее вопросами о звездном брате, экс-первой ракетке мира, и о том, каково ей жить в его тени. Обращение «сестра Марата», которое неотступно следовало за Динарой и по телевизору, и в печати, приклеилось репейником.

Она наверняка расстраивалась – как расстраиваются высокие от природы девушки на выкрики одноклассников: «Цапля!». Такие часто в отместку делают успешную карьеру в области моды. Вот и Динара во что бы то ни стало захотела выйти из тени любимого брата. Когда получилось, впору было ахнуть: вместо застенчивой девушки, то и дело опускавшей взгляд от смущения, миру явилась улыбчивая, открытая и симпатичная женщина.

Роман с теннисом достиг пика в 2008 году, после четырех выигранных за один сезон турниров. Словно перестав стесняться своего 182-сантиметрового роста, Динара на шпильках шагнула в теннисные вечеринки. Аккуратные тонкие брови, безупречный маникюр на коротких ногтях, подчеркнутые румянами выразительные скулы, лиловые тени, которые прекрасно сочетаются с глазами цвета эбенового дерева…

Лучшее достижение брата в теннисном рейтинге Сафина уже наверняка повторит, но я не удивлюсь, если теперь младшая сестра Марата сравняется с ним и по количеству разбитых сердец поклонников своего таланта.

ЖЕСТКАЯ...

…Марат Сафин пожимал плечами. Его младшая сестра пару часов назад в первом круге «Кубка Кремля»-2006 уступила будущей чемпионке турнира Анне Чакветадзе.

– Да я сам с Динарой поговорить не мог. Она, как проиграла, разревелась, на всех обиделась и уехала.

Тогда она проиграла безоговорочно, по всем статьям, хотя считалась фаворитом – на тот момент 20-летняя Динара уже была десятой ракеткой мира и имела за плечами выход в четвертьфиналы «Ролан Гаррос» и «Ю. Эс. Оупен». Но переживать обидные поражения, видимо, еще не научилась.

Три года назад одна из самых перспективных россиянок в ВТА-Туре брала свое не безмерным талантом, как ее старший брат, а упорством и терпением. На тренировках Динара весело и задорно крутила на пальце за шнурок свой мобильный телефон, одновременно чеканя мяч ракеткой. И много улыбалась. Журналистам, болельщикам, соперницам, с которыми приходилось сталкиваться в микст-зоне «Олимпийского». Но стоило ей «влететь» Чакветадзе 2:6, 1:6, как Сафина мигом растворилась, покинув спорткомплекс, не желая с кем-либо делиться своей горечью.

Прошел год. Седьмой в ее карьере визит на «Кубок Кремля». Место в мировом рейтинге – «всего» 17-е. Но как сильно изменилась девушка за это время! Слезы, обиды и попытки спрятаться от журналистов – уже не про нее. В четвертьфинале Динара обыгрывает Веру Звонареву в трех партиях, и после розыгрыша последнего очка соперницы не пожимают друг другу руки.

Да меня просто бесило, как она постоянно кричала «Кам он!» в мой адрес! – признается позже Вера.

Звонарева пусть на свой счет мои выкрики не записывает, – заочно парирует Сафина. – Просто за ее спиной сидела моя команда.

Важно не что сказала Динара, важно – как! С улыбкой и надменно. Мол, проиграла Вера – пусть не ищет себе глупых оправданий, а я веду себя так, как хочу.

Октябрь 2008 года. Она снова в «Олимпийском». Гордая и независимая. К ней не подойти в микст-зоне – Динара тебя просто не увидит. Супервайзер ВТА в ответ на просьбу о коротком интервью с Сафиной сочувственно разводит руками: «Я, конечно, ее спрошу, но шансов на положительный ответ немного».

Какой предстанет эта непредсказуемая девушка в следующую нашу встречу?

...И СОВСЕМ НЕ СТРАШНАЯ ДИНАРА САФИНА

Впечатлениями от общения с первой ракеткой мира делится наш спецкор, наблюдавший за ней на трех крупных турнирах.

Лондон – Пекин – Мельбурн – Москва

Первый раз мы общались на Уимблдоне-2008. Причем мне сразу обломилось эксклюзивное интервью.

— На Сафину идешь? – задал я коллеге дежурный вопрос, когда услышал по радио объявление о появлении Динары в комнате для общения.

— Обойдусь, — пренебрежительно буркнул тот. И, поймав мой удивленный взгляд, добавил: – Ничего интересного толком не скажет, но послать, если настроение плохое, пошлет.

Как и куда Динара умеет посылать, весь теннисный мир на тот момент уже знал не понаслышке. Ведь в Лондон приехала та самая Сафина, которая месяцем раньше в финале «Ролан Гаррос» костерила кого ни попадя на чем свет стоит.

Но не так страшна Динара, как ее малюют. Бойко ответив тет-а-тет на все вопросы, она даже не отказала в просьбе и написала мини-послание для наших читателей. Простенькое, но со вкусом.

Сафина, кстати, никогда не будет изображать из себя интеллектуалку в угоду имиджу. В отличие, скажем, от Шараповой, которая на том же Уимблдоне по наущению, видимо, своих пиарщиков расписывала, с каким упоением читает русскую классику. А когда дошло до конкретики, Маша, не моргнув глазом, сообщила, что ее последней книгой была «Анна Каренина»… Достоевского! Динара же честно признается, что на книги, как, впрочем, и на иные увлечения, сейчас попросту не остается времени. Каждую свободную от тенниса минуту она пытается использовать для восстановления сил. Может, именно поэтому первая ракетка нынче именно Сафина, а не кто-либо другой?

Между прочим, на том лондонском сообщении история переписки Сафиной с читателями «Советского спорта» не закончилась. По моей просьбе она составила небольшую записку и в Мельбурне. В этом году она не только обошлась без описок, но еще и отстояла мое право на получение подобного рода «памяток». Когда обслуга «Мельбурн-парка» попыталась отстранить меня от нашей финалистки, приняв за болельщика, зарабатывающего продажей звездных автографов в Интернете, Динара встала на мою защиту, объяснив на своем беглом английском, на кой ляд сдались мне росчерки ее пера.

На описанный эпизод интересно посмотреть еще и с той стороны, что для большинства игроков, особенно топовых, обязательное общение с журналистами после каждого матча – кость в горле. Поэтому попытки стрясти с представителя первой десятки рейтинга что-то сверх того чаще всего обречены на неудачу. Та же Шарапова, когда я предложил ей в Лондоне начеркать в блокноте пожелания для болельщиков, свой твердый отказ тут же сопроводила привлечением к решению проблемы представительницы Женской теннисной ассоциации. Дескать, караул, с меня тут что-то незаконное требуют!

Впрочем, и в Австралии некоторые журналисты общались с острой на язык Сафиной больше по необходимости, нежели по зову сердца.

— Я на Сафину больше не ходок, — обиженно произнес местный радиорепортер. – Мне чего-то не по себе: она как-то едко на мои вопросы реагирует, смотрит пронзительно исподлобья… Будь другом, возьми мой микрофон и сам спроси ее, о чем хочешь.

Так благодаря взрывному темпераменту Сафиной, ее горячему нежеланию подстраиваться под собеседника и чувству юмора с ярко выраженным саркастическим окрасом я дебютировал на австралийском радио.

По мне, так Динара вообще вела себя в Мельбурне по отношению ко мне идеально. В связи с этим я даже в день финала притаранил на потеху интернациональному пресс-центру здоровый букет, основу которого составляли красные герберы. Думал, поздравлю таким образом с победой, но пришлось подслащивать поражение. Сафина приняла презент благосклонно и даже, несмотря на состояние (усталость после игры, расстройство от проигрыша, болезнь), с удовольствием позировала с ним для моего фотоаппарата.

Вообще, кто бы что ни говорил, но у Динары, считаю, прекрасное воспитание. В Пекине был момент, когда организаторы сильно намудрили с графиком соревнований. В итоге Сафиной, чей изнурительный победный четвертьфинал с первой на тот момент ракеткой мира Еленой Янкович продлился 22 часа с перерывами на сон, пришлось следом снова выходить на корт и играть пару до полчетвертого (!) утра. Вполне естественно, что после всего этого (матч был проигран хозяйкам Олимпиады) на пресс-конференцию Динара не явилась. И я понесся в подсобные помещения в надежде, что там она мне ответит хоть на пару вопросов. Вскоре я обнаружил ее – абсолютно вымотанного физически и психологически человека – готовую сесть в машину и отбыть в Олимпийскую деревню. И тем не менее осмелился произнести вслух свою просьбу о мини-интервью.

— Отстаньте, а?! – даже не отшила, а скорее взмолилась она. При этом умудрилась обратиться на «вы» и избежать сквернословий, которые, как мы знаем, в избытке имеются в ее активном словарном запасе. Уши вянут, когда пытаешься представить, что бы тебе в подобной ситуации сказанул какой-нибудь пафосный российский футболист.

В ТЕМУ

Динара Сафина стала всего четвертой теннисисткой в истории, покорившей первую строчку рейтинга ВТА, не имея в активе победы на турнирах «Большого шлема». До нее это были Ким Клийстерс, Амели Моресмо и Елена Янкович. При этом с 1975 года, когда появился рейтинг ВТА, титулы на турнирах «Большого шлема» выигрывали 35 теннисисток. Почти половина из них так никогда и не побывала первой ракеткой мира (всего их было 19), в том числе остановившиеся в шаге от этого звания россиянки Анастасия Мыскина и Светлана Кузнецова (их высшее место в рейтинге за карьеру – второе).

ЧЕМПИОНКИ ТУРНИРОВ «БОЛЬШОГО ШЛЕМА»*

1. Маргарет Корт  США  24
 
2. Штеффи Граф  Германия  22
 
3. Крис Эверт  США  18
 
4. Мартина Навратилова  Чехословакия/США  18 

5. Билли Джин Кинг  США  12
 
6. Серена Уильямс  США  10
 
7. Моника Селеш  Югославия/США  9
 
8. Жюстин Энин  Бельгия  7
 
9. Ивонн Гулагонг-Кейли  Австралия  7
 
10. Венус Уильямс  США  7
 
11. Мартина Хингис  Швейцария  5
 
12. Хана Мандликова  Чехословакия/Австралия  4
 
13. Аранта Санчес-Викарио  Испания  4
 
14. Мария Шарапова  Россия  3
 
15. Вирджиния Уэйд  Великобритания  3
 
16. Линдсей Дэвенпорт  США  3
 
17. Дженнифер Каприати  США  3
 
18. Нэнси Ричи Гунтер  США  2
 
19. Трэйси Остин  США  2
 
20. Мэри Пирс  Франция  2
 
21. Амели Моресмо  Франция  2
 
Еще 14 теннисисток выигрывали турниры «Большого шлема» по одному разу: Керри Мелвин Райд (Австралия), Кристин О’Нейл (Австралия), Барбара Джордан (США), Сью Баркер (Великобритания), Мима Яусович (Югославия), Вирджиния Рузичи (Румыния), Ива Майоли (Хорватия), Анастасия Мыскина (Россия), Ана Иванович (Сербия), Кончита Мартинес (Испания), Яна Навотна (Чехия), Габриэла Сабатини (Аргентина), Светлана Кузнецова (Россия), Ким Клийстерс (Бельгия).

* С 1975 года, когда был введен рейтинг ВТА. Все титулы – в одиночном разряде. У спортсменок, выигравших больше одного турнира «Большого шлема», в общем числе титулов могут быть завоеванные до 1975 года.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке