Королева драмы

1 марта 2009
Пресса
Несмотря на то, что Елена Янкович находится в теннисной элите уже пару лет, еще год назад мало кто мог предположить, что сербская теннисистка способна претендовать на лидерство в женском теннисе. Казалось, при наличии в туре Энен, сестер Уильямс, Шараповой и прочих, Елена может рассчитывать лишь на промежуточные победы и место в Топ-5. Но сегодня, в свой 24-й день рождения, Елена Янкович может с гордостью подвести итоги прошедшего года своей жизни.

Собственно, первый карьерный прорыв Елены состоялся еще в 2006 году, когда она дошла до полуфинала US Open, а в 2007 году последовало продолжение – Янкович одержала 4 победы за сезон и ворвалась в Топ-10, завершив год на 3-й строчке рейтинга. И если сравнивать с прошлым сезоном, в котором она также выиграла 4 титула, то получается, что за год она поднялась вверх лишь на две позиции в рейтинге. Количественно – это всего 2 ступени, но какой качественный скачок! Проблема соотношения «качество-количество» всегда была для Янкович актуальной, ведь после 2007 года только ленивый не отмечал, что высоким местом в рейтинге сербка, в определенной степени, обязана тому, что сыграла на целых 20 матчей больше, чем любая другая теннисистка в туре. Но в 2008-м Елена планировала свой график выступлений более экономно. И это принесло результат – первое место по итогам сезона.

Впрочем, история покорения Еленой теннисного Олимпа задалась не сразу. А первый блин получился комом – высшую строчку мирового рейтинга Янкович заняла 11 августа, и этот рейтинговый сдвиг произошел как раз после не слишком успешного выступления в Монреале, где Елена довольно легко проиграла в четвертьфинале Цыбулковой. В итоге, сербка продержалась там всего лишь одну неделю. И мало кто тогда не преминул заметить, что ее восхождение на первое место оказалось возможным лишь благодаря тому, что Жюстин Энен, покидая тур, попросила вычеркнуть себя из рейтинга WTA (впрочем, в том же самом ранее в сезоне обвиняли и Шарапову, и Иванович). Но Янкович упорно шла к своей цели, в сентябре в Нью-Йорке она впервые в своей карьере вышла в финал турнира «Большого шлема», а затем последовала серия из 12 побед, включая три титула подряд на турнирах в Пекине, Штутгарте и Москве и победы над Звонаревой, Кузнецовой, Дементьевой и Винус Уильямс. В результате чего Елена вновь заняла первую строку рейтинга, но уже «по-настоящему».

Эксперт TENNIS.com Стив Тиньор, оценивая прошлогодний прорыв сербки, отмечал: «Став в прошлом году первой ракеткой мира, несколько поздно расцветшая сербка превзошла все реалистичные ожидания, которые она могла возлагать на себя в ранние годы своей карьеры в туре. Это теннисистка, которая лишь три сезона назад проигрывала 10 матчей подряд и начинала серьезно рассматривать альтернативные пути построения карьеры, одним из которых было изучение экономической теории (боже, должно быть, она была совсем в отчаянии!). Искрометная на корте и с философской шутливостью воспринимающая поражения, не казалась, что она обладает столь глубоким стимулом или осознанием себя как признанного топ-игрока, что необходимо для того, чтобы стать чемпионом. До прошлого года не казалось возможным, что Янкович может претендовать на звание победительницы турнира «Большого шлема» или первой ракетки мира».

Что же изменилось в игре Янкович в прошлом сезоне? Тиньор считает, что изменилось отношение Елены к игре: «Последние два турнира, в Пекине и Штутгарте, заставили меня думать, что наша непостоянная королева драмы с возрастом становится более амбициозной, и в ее игре сейчас появилось нечто большее, чем она показывала раньше. До этого Янкович не очень удавались финалы (до Пекина соотношение побед и поражений в финалах было 6-10), и часто казалось, что она вполне удовлетворена и тем, что дошла до завершающих кругов розыгрыша турнира. Но вместо того, чтобы успокоиться высоким местом на этот раз, Янкович выиграла оба эти турнира, причем в том стиле, в котором я увидел предпосылки к заявке на свои права».

Впрочем, самый важный для себя финал прошлого года – против Серены Уильямс на US Open – Елена все-таки проиграла. И это было главной ложкой дегтя в бочке меда – то, что она стала первой в истории тенниской, не просто ставшей №1, а завершившей сезон в ранге первой ракетки мира не выиграв ни одного титула на турнирах «Большого шлема».

По этой причине в прессе поднялись обширные дебаты на тему «а заслуживает ли игрок, не побеждавший на главных турнирах, первого места в рейтинге?». Эксперт TENNIS.com Питер Бодо, неоднократно ранее высказывавшийся, что первой ракеткой мира должен становиться только тот, кто хотя бы единожды становился чемпионом турниров «Большого Шлема», ради Елены Янкович был вынужден свое мнение изменить: «Правомерно ли то, что Янкович занимает первое место в рейтинге? Но в этом случае оспаривание правомерности ее позиции это в меньшей степени претензия к достоверности рейтинговой системы, а в большей – псевдо-психологические возражения. В конце концов, у всех есть равная возможность зарабатывать рейтинговые очки, и единственная возможность 31 декабря оказаться на первой строчке это заработать (давайте повторим – заработать) больше очков, чем второй номер рейтинга».

Журналист канадской Globe&Mail Том Теббатт также считает претензии к сербке необоснованными и вспоминает похожую ситуацию с Томасом Мустером: «Когда Мустер стал первой ракеткой мира в 1996 году, его критиковали за то, что большую часть своих рейтинговых очков он завоевал на грунтовых турнирах. Тогда раздраженный австриец сказал в свою защиту: «Я же не покупаю свои рейтинговые очки в супермаркете!».

Сама Янкович демонстрировала, что на первой позиции ощущает себя вполне комфортно: «Каждый хочет стать первой ракеткой мира, а я смогла этого добиться. Это всегда останется фактом моей биографии, и никто не сможет у меня этого отнять. Я могу просто получать удовольствие от каждого гейма и стараться прогрессировать – становиться лучшим игроком».

В отношении пути, по которому должен идти прогресс Елены эксперты не во всем сходятся. Но все сходятся в том, что какие-то коррективы вносить необходимо. Ведь заветная цель – турнир «Большого шлема» – так и остается непокоренной. Янкович возлагала большие надежды на этот Australian Open, но поражение от Марион Бартоли не только отодвинуло эту цель на неопределенный срок, но и лишило Елены лидирующей позиции в рейтинге. И теперь эту вершину надо покорять вновь.

Стив Тиньор главной проблемой сербки считает недостаток мощи: «В ее ударах нет ничего лишнего, что не означает, что ее игра сухо практична. Подпрыгивая, рано встречая мяч, никогда не теряя равновесия, как угодно меняя направления ударов, Янкович обладает сноровкой квалифицированного шлифовальщика. О ком это вам напоминает? Правильно, о Мартине Хингис. С ее плавностью, вариативностью, любовью соревноваться и недостатком взрывной мощности, Янкович весьма напоминает Мартину. Швейцарке удавалось использовать эти тонкие приемы, чтобы завоевать 5 титулов на главных турнирах, но справиться с мощью сестер Уильямс она не могла. Янкович, возможно, обладает большей мощностью, чем она позволяла себе ранее показывать. И она ей понадобится, даже если это в какой-то степени будет стоить ей безошибочности, для того, чтобы выигрывать матчи, которые Хингис в поздние года своей карьеры выигрывать не могла».

После Australian Open нынешнего года Тиньор также заметил: «Елена Янкович стала жертвой разбушевавшейся Марион Бартоли, но и без того было ясно, что изъяны в игре Янкович будут преследовать ее и дальше и проявляться в зависимости от того, насколько она в форме. Этой зимой, тренируясь в Академии Боллетьери, она много работала над приемом подачи соперника. Хорошая идея, но если хочешь выиграть турнир «Большого шлема» в женском одиночном разряде в наши дни, то вряд ли можно чем-то заменить хорошую подачу. А подачу Янкович вряд ли можно назвать хорошей».

Его коллега Том Перротта акцентирует внимание и на других проблемах Елены: «Безусловно, первой позиции рейтинга ей недостаточно. Она хочет выигрывать главные турниры. И она, несомненно, достаточно для этого хороша, но ее изъяны – слабая подача, форхенд, который иногда дает сбои, и привычка акцентировать внимание на мельчайших травмах – это не так уж мало. Янкович часто напоминает мне Монику Селеш, так и есть, это Селеш, только без подачи с левой руки и пресловутого инстинкта убийцы, который позволил ей войти в когорту лучших во все времена».

А вот Питер Бодо отсутствие мощной подачи такой уж проблемой не считает: «Янкович играет разносторонне, но что еще более важно, ее игра цельная и она также умеет подстраиваться. Подача – самый слабый момент в ее игре, но вместо того, чтобы стать барьером на пути реализации ее целей, основываясь на ударах с задней линии, или препятствиям к тому, чтобы демонстрировать свою самую эффективную игру, этот недостаток сделал ее, возможно, лучшим на сегодняшний день игроком оборонительного плана, и одной из лучших в WTA теннисисток, играющих на контратаках».

Возвращаясь к выступлению сербки на австралийском чемпионате, Бодо вспоминает свои негативные впечатления от матча второго круга против Кирстен Флипкенс: «Это было на удивление невыразительное выступление для теннисистки, которая, находясь в лучшей форме, передвигается по корту как один из этих автоматических пылесосов – результативных, экономных, всегда готовых резко повернуть обратно, когда достигают стены или угла. Лучшее объяснение, которое этому можно дать – то, что Янкович сыграла отвратительный матч и все равно смогла выиграть в двух сетах – она сумела себя побороть, но наступило время двигаться дальше. Ведь на самом высшем уровне дело уже скорее не в том, как хорошо ты можешь играть в удачный день, а в том, как можешь выстоять в день неудачный. Елена же продемонстрировала стабильность, и те резервы уверенности в себе, которые являются обязательными для любого топ-игрока, так что в каждом следующем матче она может превратиться в совершенно другого игрока».

В конечном итоге, все возвращается к психологии и отношению к игре. Янкович, безусловно, выделяется среди прочих игроков своей общительностью, улыбчивостью и склонностью устраивать на корте театрализованные представления, за которые давно получила от журналистов титул «королевы драмы». Янкович от этого не в восторге, но старается относиться с юмором (как и ко всему прочему), на пресс-конференции после финала US Open она заявила: «Так как вы, журналисты и комментаторы, все время болтаете эту ерунду о драме, театральности и всем прочем, думаю, я за всю эту прошедшую неделю должна была бы получить «Оскар»! Помимо приза финалиста, мне следовало бы дать приз за актерскую игру – думаю, я продела отличную работу!».

Стив Тиньор, этой зимой посещавший тренировки Янкович в Академии Ника Боллетьери отмечал: «Легко можно понять, что у нее никогда не будет того холодно-прагматичного подхода к игре, как у Штеффи Граф или сестер Уильямс – во время своей утренней тренировки ДжейДжей хохотала и стонала о том, как сильно нуждается в выходном, когда подошел Ред Эйм, тренер академии, то с улыбкой сказал: «это просто не будет нормальный день, если Елена ни разу не пожалуется». Но в таком легкомысленном отношении Янкович я увидел не признак лени или незрелости, а скорее способ, которым она успешно пользуется для того, чтобы выживать в этих утомительно однообразных днях, состоящих из бесконечных ударов по мячу и шлифовке мастерства до седьмого пота, которые представляют собой жизнь в Академии Боллетьери (в которой она с 12-летнего возраста). Без ее юмора и стремления жить нормальной человеческой жизнью она бы уже давным давно перегорела – как это случалось с тысячами ребят до нее и после нее».

Но Питер Бодо видит более серьезную проблему и финал US Open вспоминает с другими ощущениями: «По одну сторону сетки была дебютантка финала турниров «Большого шлема» в симпатичном желтом платье, которая не могла удержаться от того, чтобы при любой возможности проверять, как она выглядит на большом экране, установленном над кортом. По другую – теннисистка, которая абсолютно не интересовалась изображением на экране. И если Янкович играла так, словно процесс более важен, чем результат (отношение, которое для нее во многом характерно), то Серена играла исключительно и только на результат.

[…] В глубине души Янкович кокетка. Не знаю, является ли она таковой в личной жизни. Но как теннисный игрок она, кажется, счастлива мотыльком летать вокруг пламени величия – если это подходящее слово – не рискуя опалить свои красивые крылышки. Ходя вокруг да около карьерного прорыва, она проявляет кокетство, доходя до поздних стадий розыгрыша турниров «Большого шлема» и даже в ее соперничестве с соотечественницей Аной Иванович, только чтобы в последний момент передумать и отпрянуть назад. Янкович, безусловно, значительно прибавила и теперь входит в элитную группу WTA-тура: бывших первых ракеток мира. О, она подходит к парадной двери, возможно даже касается звонка, но в последний момент убегает раньше, чем кто-то может ответить, затем тайком пробирается к задней двери и, в конце концов, находит способ попасть внутрь. Проблема всего этого для нее заключается в том, что, при прочих равных условиях, нельзя выиграть турнир «Большого шлема» иначе как прямым путем – возможно, именно поэтому она, несмотря на свои достижения, все еще не пересекла для себя эту границу».

Итак, решение вопроса о том, когда же Янкович выиграет свой первый турнир «Большого Шлема» вновь отложено, на сей раз до «Ролан Гаррос», который многие эксперты считают наиболее удобным для сербки. Ну а пока ей только 24 – и времени на то, чтобы перечь эту заветную границу, еще достаточно.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке