11 декабря, воскресенье Время на сервере 07:10
Теннис: Все новости

Аномалия с Канарских островов

07 февраля 2009, 08:02 | Автор: Александр Черных | Источник: Sports.ru
Аномалия с Канарских островов
Единственной, кроме Елены Докич, несеяной участницей женских четвертьфиналов на прошедшем Australian Open стала 20-летняя Карла Суарес-Наварро, сенсационно обыгравшая во втором круге Винус Уильямс. Этот результат тем более удивителен, если учесть, что это был всего лишь четвертый турнир «Большого шлема», в котором Карла принимала участие. Sports.ru представляет обзор мнений специалистов о новой надежде женского испанского тенниса.

Ее столь стремительный успех действительно поражает. Ведь Карла довольно поздно, лишь в 9 лет, начала играть в теннис по настоянию своей матери, бывшей гимнастки, и в профессиональные спортсмены идти не собиралась. Она словно появилась из ниоткуда – даже в юниорском туре Суарес-Наварро почти не отметилась: впервые она приняла участие в официальном юниорском турнире серии ITF в возрасте 16 лет, и сыграла там лишь 18 матчей. Причем шесть из них пришлись на Чемпионат Европы среди юниоров, где Карла стала чемпионкой в июле 2006 года.

По сути, профессионально тренироваться Суарес-Наварро начала с возраста 17 лет, после того как получила общее начальное образование. Только тогда она покинула родные Канарские острова и переехала в Барселону в Академию Pro-Ab Team Tennis, где стала работать с Хавьером Будо и Марком Касабо, которые сумели помочь своей подопечной невероятно быстро наверстать все упущенное и победить на нескольких турнирах серии ITF.

В WTA–туре ее первым полноценным сезоном стал именно прошлый год. И он же стал сезоном прорыва – начав год в ранге 167-й ракетки мира, Карла Суарес-Наварро завершила его на 47-й позиции в рейтинге. Такой взлет стал возможен в первую очередь благодаря невероятно успешному дебюту на кортах «Ролан Гаррос», где она дошла до четвертьфинала, обыграв по дороге Амели Моресмо и Флавию Пеннетту, и уступила лишь Елене Янкович. «Ролан Гаррос» Карла называет любимейшим турниром, об успехе на кортах которого она мечтала с детства. Кроме того, именно этот турнир «Большого шлема» наиболее часто покорялся ее кумиру, Жюстин Энен, на которую Суарес-Наварро, по ее же словам, стремится быть похожей, и с которой ее роднит техника выполнения удара слева одной рукой.

Но впечатление эксперта TENNIS.com Питера Бодо от ее игры на Открытом чемпионате Франции было неоднозначным: «Столь многие эстеты так восхваляли красоту удара Карлы слева, что я шел на корт Сюзан Ленглен, размышляя о том, что по возвращению напишу отчет о новой Жюстин Энен. Откровенно говоря, я был разочарован. Не хочу быть занудным (я рад, что Суарес-Наварро не говорит и не читает по-английски), но я был изумлен, что эта 20-летняя испанка добралась до четвертьфинала. И тем больше ее заслуга в этом. Но та теннисистка, которую я увидел – а вспомните, что я увидел ее впервые – меня действительно озадачила. Суарес-Наварро сложена примерно как Кузнецова, плотное телосложение, крепкие ноги. Но если Кузнецова свободна, легка в передвижении и атлетична, то Суарес-Наварро скорее работяга. Ей просто не хватает той мобильности и быстроты, что есть у Кузнецовой.

Живо обсуждаемое сейчас мнение о том, что она может стать следующей Арантой Санчес-Викарио, мне кажется весьма абсурдным. И, тем не менее, она без сомнения наделена талантом бить по мячу. У нее мягкие руки, сегодня она выполнила лучший укороченный, который мне пришлось наблюдать на этом турнире. Но несмотря на то, что у нее неплохая игра слета, прекрасное чувство мяча и ситуации для атаки, у ее игры есть характерная черта – чисто испанский топспин. И это предрекает ей проблемы на быстрых покрытиях, потому что каким бы острым и мощным ни был ее удар слева, она наносит его с большой паузой и длинным сопровождением – а мы видели, как далеко такая подготовка удара завела Густаво Куэртена и Томаса Мустера на травяных кортах. Но вы должны отдать должное решимости и оптимистичности Суарес-Наварро. Она работает со всем этим гандикапом, начиная с роста (1 м 62 см) и заканчивая противоречием между ее техникой и природными склонностями. Она настоящая аномалия, в этом нет сомнений. В определенном смысле, она вносит свежесть, и благодаря ей лишь возрос мой интерес к тому разнообразию, что предоставляет эта игра».

Не только Бодо, но и многие другие специалисты, успех Карлы в Париже оценили либо как единичный, случайный прорыв, либо как свидетельство того, что в туре появился новый грунтовый игрок, от которого не стоит ожидать успеха на других покрытиях. Но на прошедшем Australian Open Карла доказала их неправоту. Ее матч с Винус Уильямс стал настоящим триллером – в решающей партии американка подавала на матч при счете 5:3, но Карла сумела, отыграв матчболы, вырвать у именитой соперницы победу со счетом 7:5.

«Сама не знаю, что я сделала», – говорила Карла в интервью, которое давала на корте сразу после матча. – «Я умею просто играть, а что говорить, я не знаю». Вообще, по-английски Суарес-Наварро знает лишь несколько слов, а потому ее общение с журналистами на турнире было весьма ограниченным. Том Перротта из TENNIS.com замечает: «А никакие слова и не нужны, если у тебя прекрасный одноручный удар слева, острый, под самую заднюю линию, непринуждённо исполняемый, который подталкивает многих разыскивать и пересматривать для сравнения на YouTube ролики с участием Габриэлы Сабатини. Суарес-Наварро это из ряда вон выходящий случай в женском теннисе. […] Ее тренер Касабо, чей английский также очень ограничен, храбро пытался отвечать на мои вопросы после матча. С некоторой помощью испанского журналиста, был сделан вывод о том, что прогресс в физподготовке стал ключевым моментом ее прошлогоднего успеха. Все, кто говорят о ней, соглашаются, что ее удар слева это дар природы. Но всему остальному ей пришлось учиться».

Единственной, кто сумел остановить испанку на этом Australian Open, стала Елена Дементьева. И, по словам россиянки, для нее успех Карлы в Мельбурн-Парк не стал такой неожиданностью: «Я видела, как она играла на «Ролан Гаррос» в прошлом году, где, выйдя из квалификации, дошла до четвертьфинала, обыграв Амели Моресмо. Я думаю, она очень талантлива, и очень хорошо физически подготовлена. Так что, нет, я вовсе не удивлена тем, что предстоит играть против нее».

Сэм Эдманд из австралийской Herald Sun так подытожил выступление Карлы на турнире: «Убийственный одноручный бэкхенд 20-летней испанки один из лучших в женском туре. Но именно с форхенда она доставила максимум проблем соперницам. За шесть проведенных на корте часов в течение турнира она сделала 41 удар справа навылет, а ее соперницы 19, и она действительно вызывает ассоциации с ушедшей из спорта бельгийкой Жюстин Энен».

Но некоторые журналисты пока осторожны в прогнозах, так как считают, что достижением четвертьфинала Австралийского чемпионата Суарес-Наварро все же обязана тому, что Винус Уильямс откровенно провалила свой матч второго круга. Репортер ESPN Сандра Хэрвитт: «Не то чтобы 46-я ракетка мира Суарес-Наварро была плохим игроком, нет, но давайте будем реалистами: игра испанки гораздо лучше походит для грунтовых кортов, и она ведь никогда не выигрывала 7 титулов «Большого шлема»».

Питер Бодо после Australian Open в своем блоге признался, что своим выступлением испанка озадачила его еще больше, чем успехом на «Ролан Гаррос»: «Суарес-Наварро, девушка, которая обыграла Винус, это любопытный случай. Пару лет назад моя жена Лиза участвовала в нескольких соревнованиях по триатлону. У Лизы отличная физподготовка, она атлетически сложена и очень неплохо показала себя в тех соревнованиях, приходя к финишу где-то в середине группы. Но что более всего меня поражало, когда я наблюдал за окончанием забега, так это то, сколько людей совершенно не выглядящих атлетами, финишировали раньше нее, пропустив вперед всего лишь 20-30 настоящих спортсменов (многие из которых были бывшими профессионалами). И Суарес-Наварро как раз из таких.

Большинство серьезных спортсменов отлично знают, как неправильно недооценивать потенциал соперника, основываясь на его физических данных – ведь выносливость, желание победить, ловкость, настойчивость, терпение, твёрдость характера внешне никак не заметны. А дело, конечно, в неком соединении этих «нематериальных» моментов: красота тенниса как раз в той степени баланса, который соблюдается между двумя полюсами: чисто атлетическими данными с одной стороны и ментально/неврологическими с другой. И, тем не менее, чем выше к теннисному Олимпу, тем меньше игроков оказываются способными побороть недостаток физической одаренности. Обычно такие игроки как Суарес-Наварро, начиная с определенного уровня, оказываются за бортом, но всегда найдется и пара тех, которые преодолеют трудности пребывания на задворках тура и время от времени смогут добиваться неожиданно многого. Это как раз то, что Суарес-Наварро показала в мачте с Винус, и дальнейших ей в этом успехов. Она настоящий подарок для ценителей сути этой игры».

Система Orphus

Комментарии