Такое не удавалось ни Кафельникову, ни Сафину

8 апреля 2008
Пресса
    Уже и не помню точно, кто из болельщиков Николая Давыденко впервые назвал его супербизоном и в каком году это произошло. Готов признать, что в характере лучшего теннисиста России и впрямь присутствует воистину бизонье упрямство, которое он в очередной раз продемонстрировал на прошлой неделе. Но мне все-таки Николай больше напоминает быстрого, ловкого и вооруженного острющими зубами леопарда - суперкошку, не прощающую своим жертвам даже малейшей оплошности.
 
   В Майами, кстати, именно так все и было. Не сумел латыш Эрнестс Гулбис использовать в 1/32 финала матчбол во втором сете - и в третьем поплатился за это, проиграв второй тай-брейк подряд. Похожая судьба ждала в последующих кругах итальянца Симоне Болелли и хорвата Марио Анчича. Они, правда, до матчболов дело не доводили, но после первых партий имели преимущество, а значит, вполне могли рассчитывать на благоприятный для себя итоговый результат.


 
   И вот после трех таких скрипучих побед наш сегодняшний герой выдал другую серию, отдав трем следующим соперникам в среднем менее чем по три гейма за матч. Причем соперники эти были не чета предыдущим - талантливый и быстро прогрессирующий серб Янко Типсаревич, экс-первая ракетка мира Энди Роддик, крайне опасный у себя на родине, и не нуждающийся в каких бы то ни было рекомендациях Рафаэль Надаль. А ведь суммарный баланс предыдущих встреч Давыденко с американцем и испанцем - 0-7 - ярко свидетельствовал о том, что шансов стать сильнейшим у россиянина не так уж много.
 
   Что же произошло? Каким образом Николаю-чудотворцу удалось выиграть турнир, на котором лучшими результатами россиян были три четвертьфинала - Андрея Чеснокова в 1988-м, Андрея Черкасова в 1992-м и Марата Сафина в 2002-м? (Евгений Кафельников дальше четвертого круга там никогда не проходил.) Неужто и впрямь дело в той самой единственной новой ракетке с 18 cтрунами, которой Давыденко, по его словам, отыграл весь полуторанедельный турнир от начала до конца?
 
   Думаю, причин нынешнего успеха Николая все-таки несколько. Во-первых, как справедливо полагает опытнейший Шамиль Тарпищев, трудности первых раундов оказались Давыденко только на руку. В том смысле, что в начале пути он находился не в лучшей форме, но где-то к середине прошлой недели набрал ее и сумел сохранить до самого конца. В отличие, к примеру, от Роддика, у которого слишком много сил отняла принципиальнейшая для него победа над Роджером Федерером в четвертьфинале.
 
   Во-вторых, на сей раз россиянин приехал в Майами предельно мотивированным. Легко заметить, что, завершая три последних года в первой рейтинговой пятерке, Давыденко месяц за месяцем шел по своеобразному графику, показывая максимальные результаты, как правило, на одних и тех же соревнованиях. В начале же нынешнего сезона у него случился очковый недобор. Впервые с 2004 года Николай не смог пробиться в четвертьфинал Открытого чемпионата Австралии, уступив Михаилу Южному, и компенсировать приблизительно 20-балловое отставание в зачет ATP Race ему долго не удавалось. Разумеется, я не собираюсь утверждать, что где-нибудь на тай-брейке против Роддика россиянин думал об этих самых очках. Однако стремления показать максимально возможный результат у него наверняка было больше, чем, к примеру, 12 месяцев назад, когда он в том же Майами в третьем круге проиграл третьеразрядному, по меркам первой мировой сотни, американцу Амеру Деличу.
 
   В-третьих, постепенно подходит к концу широко разрекламированное расследование по поводу ставок на матч Давыденко и аргентинца Вассальо-Аргуэльо на прошлогоднем турнире в Сопоте. Причем, по всей видимости, дело идет к тому, что россиянин будет признан невиновным. Хотя на протяжении нескольких месяцев Давыденко крепко держал удар и, сумев не сломаться психологически, в 2007 году дошел до полуфинала US Open и выиграл "Кубок Кремля", эта история наверняка действовала ему на нервы. Сейчас же, когда на пресс-конференциях журналисты уже интересуются, не собирается ли Николай подавать в суд на АТР, придавшую, по сути, криминальному делу широкую огласку, ему, похоже, можно вздохнуть с облегчением.
 
   Наконец, в-четвертых, нельзя отрицать, что Давыденко в какой-то степени повезло. Достанься Николаю свеженький Роддик, или тот же Федерер - возможно, единственный игрок в мире, в матчах с которым у россиянина регулярно просвечивается мандраж, или Новак Джокович, не успевший прийти в себя после победы в Индиан-Уэллсе и вылетевший на самом старте, не исключено, счастливая ракетка не помогла бы. Но вышло иначе. Звезды в небе Флориды расположились для Давыденко удачно, и он блестяще использовал этот шанс, выиграв свой второй после Парижа-2006 турнир Masters Series.
 
   Впрочем, между этими двумя титулами существует принципиальная разница. Если тогда в "Берси" не играли теннисисты, которые должны были получить три первых номера "посева" - Федерер, Надаль и Давид Налбандян, - то сейчас единственным снявшимся игроком из первой двадцатки был киприот Маркос Багдатис, 17-й номер мировой классификации. То есть, несмотря на везение, нынешний триумф Давыденко следует считать самым что ни на есть полноценным.
 
   СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ
 
   Отвечая вчера на вопрос по поводу причин, позволивших первой ракетке страны покорить недоступную доселе его соотечественникам вершину, Тарпищев заметил, что Давыденко прибавил в чистоте исполнения ударов. "Но это касается только лучших матчей, - подчеркнул он. - Стабильности же Николаю по-прежнему хватает далеко не всегда".
 
   Надаль же на пресс-конференции после финала назвал главным фактором, предопределившим исход их противостояния, свою собственную слабую игру. "Давыденко - большой мастер, который на протяжении последних трех лет входил в число пяти сильнейших теннисистов в мире. И он провел матч на очень хорошем уровне. Но сам я действовал не на сто процентов своих возможностей, поэтому и проиграл", - заявил испанец.
 
   Уверен: Эдуард Давыденко, который, будучи тренером своего младшего брата, довел его до нынешних высот, не согласится с такой постановкой вопроса. В первую очередь потому, что вместе со своим подопечным постоянно старается двигаться вперед. Это не всегда получается, тем не менее, как показывает практика, их тандем работает весьма эффективно. Ведь результаты говорят сами за себя.
 
   Теннис Давыденко многие считают скучным, если не сказать занудным. Элементы шоу в нем действительно сведены к минимуму, хотя по большому счету Николай демонстрирует примерно ту же самую игру, что и Андре Агасси. Очевидно, сказывается недостаток так называемой "раскрученности", но дело тут скорее не в отсутствии харизмы, а в том, что Николай сравнительно поздно освоил английский язык. (Кстати, на пресс-конференциях в Майами журналисты заметили, что в этом отношении он заметно прибавил.)
 
   Сам Николай, кстати, никогда не испытывал комплексов по поводу своей популярности, по крайней мере так это выглядело со стороны. Возможно, тут тоже сказывалось влияние старшего брата, возможно - нет, но в любом случае именно благодаря Эдуарду мы сейчас имеем своего игрока в мужской мировой элите. Причем уже мало кто помнит, что в принципе все могло получиться иначе. Живя и тренируясь в Германии, Давыденко всерьез намеревался получить немецкий паспорт, о чем на одной из пресс-конференций "Кубка Кремля"-2002 сообщил Евгений Кафельников. Но в итоге Николай все-таки принял решение выступать за Россию и в первом же своем матче Кубка Дэвиса против сборной Чехии принес нашей команде решающее очко, обыграв Радека Штепанека.
 
   Впрочем, это достижение нельзя считать показательным. Прежде всего потому, что проект под названием "Давыденко - игрок Top 10" всегда был чисто семейным. На предварительной стадии, то есть в начале карьеры Николая, за ним и его братом не стояли ни национальные федерации, ни крупные менеджментские компании. "России я не нужен", - прямо заявил Давыденко автору этих строк, когда мы познакомились на Roland Garros-2001. Воспитываясь в условиях жесткой конкуренции профессионального тенниса и будучи лишенным возможности участвовать в юношеских командных соревнованиях, Николай по определению не мог стать командным игроком. Не исключено, кстати, что именно поэтому, будучи уже опытным мастером, он до сих пор испытывает повышенный стресс в матчах за сборную в Кубке Дэвиса. В то же время Давыденко обладает достаточной прямотой, чтобы во всеуслышание обвинить самого себя в поражении команды - как было в декабре 2007-го в Портленде после финала Кубка Дэвиса, к которому он не смог подойти в оптимальной форме. Признаться, тогда он прилично огорошил репортеров своими откровениями.
 
   Правда, против американцев Николай сыграл хотя бы в паре. В четвертьфинале же против сборной Чехии, который пройдет в предстоящий уик-энд на Малой спортивной арене в Лужниках, он, скорее всего, выступить вообще не сможет. По крайней мере Шамиль Тарпищев, с которым мы вчера разговаривали, не испытывает по этому поводу особых иллюзий. "О чем можно говорить, если в Москве Николай будет только в среду?"- задал он вопрос, который в данной ситуации скорее выглядит риторическим. Ведь качественно перейти за два дня с харда на грунт в условиях смены климата и часовых поясов - занятие малореальное.
 
   В самом деле, похоже, что о Николае Давыденко в ближайшие дни придется вспоминать только в связи с его победой в Майами. Но повод это, надо признать, наидостойнейший.
 
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке