Непредсказуемый «Шлем»

25 января 2009
Пресса
Именно первый в сезоне турнир «Большого шлема» в последние годы оказывался наиболее богат на сенсации, и именно здесь чаще всего появлялся новый герой предстоящего сезона. Но в чем же особенность этого турнира? Почему именно в финале Australian Open столь часто оказываются игроки, которых там никто не предполагал увидеть? Sports.ru предлагает мнение эксперта журнала DEUCE Джеймса Баддела.

Непредвиденные финалисты в Мельбурне уже стали практически ожидаемой сенсацией. Учитывая его расположение в самом начале турнирного календаря и знойные погодные условия, Australian Open представляет собой испытание, несравнимое ни с одним другим турниром «Большого шлема». Игрок может приехать на этот чемпионат, отдохнув душой и телом, но в недостатке соревновательной практике для него всегда будет крыться опасность.
Перспектива игры и побед в семи возможно очень длинных матчах на пути к завоеванию первого главного турнира в году означает, что Melbourne Park для теннисных болельщиков превратился в арену, где можно стать свидетелями титанических усилий и неожиданных результатов.

Временами, обстановка на корте может сравниться с пребыванием внутри печи для обжига. Extreme Heat Policy (действующее на Australian Open с 1998 года правило, в соответствии с которым из-за погоды может сокращаться турнирное расписание дня) иногда позволяет игрокам взять короткую передышку в соревнованиях, когда ртутный столбик термометра пересекает отметку в 35 градусов по Цельсию, а индикатор Wet Bulb Globe Temperature (составной показатель, включающий температуру воздуха, влажность, силу ветра и уровень солнечного излучения) превышает 28 пунктов, но все-таки Australian Open это не место для тех, кто в межсезонье отлынивал от напряженной тренировочной работы. Лишь те, кто приехал сюда соответствующим образом подготовленным, добиваются успеха. И итоговый победитель вполне заслуженно получает свой призовой чек.

Бывший первый номер рейтинга Джим Курье, чемпион турнира в 1992-1993 годах, который предпочитал игру с задней линии и очень полагался на свою физическую подготовку для победы в матчах, предсказуемо замечает: «В том, чтобы победить в Мельбурне, нет ничего особенно сложного. Работай усердно, приезжай подготовленным и играй лучше, чем все остальные. Это и в самом деле довольно просто».

С тех пор, как в 1987 Australian Open в теннисном календаре был перемещен на январь, задача предсказания двух финалистов превратилась в настоящую проблему. Из-за раннего старта турнира ведущие игроки зачастую оказываются не в лучшей форме и могут быть более уязвимы, чем на других главных чемпионатах – «Ролан Гаррос», «Уимблдоне» и US Open.

«Некоторые игроки довольно медленно втягиваются в сезон, им для этого нужно сыграть определенное количество матчей», – говорит австралиец Патрик Рафтер, который в 2001 году достигал здесь полуфинала и часто ощущал на своих плечах всю тяжесть возлагаемых на него ожиданий соотечественников. «Многие ссылаются на недостаток подготовительных турниров, недавно завершившиеся рождественские каникулы и отпуск, и то, что они еще не достигли лучшей формы. Но Сампрас, Курье и Агасси были великими чемпионами, которые умели сразу выходить на лучший уровень игры».

Когда два года назад игроки потребовали пересмотра Extreme Heat Policy, 4-кратный чемпион турнира Андре Агасси заявил, что игрокам нужно предъявлять претензии лишь к самим себе и приезжать лучше подготовленными. «Все дело в том, чтобы приспособиться к условиями наилучшим образом, а не в том, чтобы показывать запредельный уровень игры», – сказал Агасси. «С точки зрения теннисиста, мы ведь для этого и тренируемся. Если ты недостаточно хорошо готов – тем хуже для тебя».

Теннисным болельщикам в этом, возможно, лучшем городе для посещения спортивных представлений часто доводилось быть свидетелями того, как считавшиеся перед началом турнира фаворитами участники оступаются еще до завершения первой недели соревнований, тем самым открывая дорогу свободным от давления и груза ожиданий игрокам, готовым к громким достижениям. Просто посмотрите, для какого количества финалистов за последние 10 лет, именно главная арена имени Рода Лейвера стала местом их первого карьерного прорыва.

Маркос Багдадис был одним из таких финалистов в 2006 году, когда киприот выбил трех игроков перовой десятки на пути к матчу за титул, который уступил Роджеру Федереру. Он с удовольствием вспоминает тот фантастический проход по сетке и считает Мельбурн своим вторым домом, но при этом очень последователен в своем объяснении того, почему в последние годы на Australian Open появляется так много неожиданных финалистов.

«В начале сезона все игроки находятся в хорошей физической форме – особенно, молодые. Каждый использует период межсезонья для упорных тренировок, и потому на Australian Open все желают продемонстрировать остальным, что способны на многое в новом году», – объясняет Багдадис, который на момент своего австралийского прорыва находился на 54 месте в рейтинге.

От Жо-Вильфреда Тсонги мало кто в прошлом году мог ожидать победы над Энди Мюрреем в первом круге, не говоря уж о дальнейшей серии побед над Ришаром Гаске, Михаилом Южным и Рафаэлем Надалем. И хотя в финале Новак Джокович оказался для него слишком силен, Australian Open предоставил Тсонге трамплин для того, чтобы закрепиться в Топ -10 мирового рейтинга. Нынешняя 6-я ракетка мира полагает: «Погода здесь всегда чрезвычайно жаркая и иногда даже лучшим игрокам после длительного матча бывает очень трудно за два дня восстановиться к матчу следующего круга».

Марио Анчич, в течение последний двух лет сражающийся с чередой травм и болезней, уверен, что этот чемпионат «предлагает наибольшее количество неожиданных поражений, потому что игрокам не достает практики и физподготовки». Дважды доходивший до четвертого круга турнира, бывший седьмой номер мирового рейтинга говорит: «Я поставил себе цель с каждым сезоном прибавлять в уровне физподготовки и, определенно, с каждым годом я все упорнее работаю в период межсезонья. Очень много времени я посвятил бегу и занятиям в спортзале. На корте я отрабатывал все виды ударов. Это действительно единственное время в году, когда ты можешь заняться шлифовкой своего мастерства».

Благодаря непредсказуемости Australian Open лучшие моменты своей карьеры испытали чемпион 2002 года Томас Юханссон, единственный неожиданный финалист, которому удалось завоевать и сам титул, и таким игрокам как Томас Энквист (финалист 1999 года), Арно Клеман (финалист 2001 года) и Райнер Шуттлер (финалист 2003 года). Так чья же усердная работа и преданность тренировкам в последние недели будет щедро вознаграждена первого февраля? Весьма скоро мы это узнаем.
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке