Открытое письмо Шамилю Тарпищеву

23 января 2009
Пресса
Уважаемый Шамиль Анвярович!

Во первых строках разрешите поблагодарить вас и возглавляемую вами Федерацию тенниса России за помощь в организации моей австралийской командировки. Поскольку сейчас я ежедневно наблюдаю за лучшими теннисистами мира во многом благодаря вам, то считаю себя не только газетным спецкором, но и вашим личным корреспондентом в «Мельбурн-парке». Кто знает, может, мои наблюдения чем-то помогут вам при подготовке сборной России к ближайшим ответственным матчам с Китаем (Кубок Федерации, 7–8 февраля) и Румынией (Кубок Дэвиса, 6–8 марта)...

Прекрасно отдаю себе отчет в том, что собственно матчей вы видите не меньше, а то и больше меня. Да я и не претендую на то, чтоб разъяснять вам чисто спортивные детали происходящего в Австралии – Боже упаси! Но на вчерашний день я лично перевстречался со всеми россиянами, выжившими в основной одиночной сетке. Заглядывал им в глаза. Слушал их речи. Видел, как одних не вытуришь с пресс-конференций, а другие норовят улизнуть от журналистов при первой же возможности. Наблюдал, как они общаются с тренерами и друг с другом, с болельщиками.

В общем, сегодня я способен, кажется, попробовать передать их внутреннее состояние, которое, не мне вам объяснять, порой значит в теннисе не меньше физической и технической подготовки.

О ДИНАРЕ

Возьмем ту же Динару. Физическая метаморфоза с ней еще весной прошлого года произошла, кажется: подтянутая стала, упругая, выносливая неимоверно. При такой готовности и техника ярче проявилась, о чем и блестящие результаты 2008-го свидетельствуют. Но вот знаменитая сафинская неуравновешенность, уникальная способность завестись с пол-оборота – она мешала. Однако сейчас готов констатировать: проблема если не ликвидирована, то уже здорово минимизирована. Скажем, вчера в матче с Катей Макаровой ракеточка в пол у Динары полетела лишь на тай-брейке — при счете 2:6 после собственной двойной ошибки. А ведь поводов для бросания ракетки и до этого было хоть отбавляй, ведь она уходила со счета 1:5. Но то – для «прежней Сафиной». Впрочем, «прежняя Сафина» вряд ли бы выползла с этого счета. И уж точно не собрала бы себя в кулак после проигрыша первого сета на тай-брейке.

Нынешняя же Динара – боец. Причем, насколько улавливаю, у нее боевитость не природная, как у Шараповой, а наработанная. Вот я ее вчера после матча спрашиваю, чего, дескать, весь первый сет с Макаровой цацкалась? А она отвечает, мол, не могла заставить себя разозлиться. «Агрессии, — говорит, — не было». То есть изначально она не хочет бороться. В глубине души ей, похоже, по фигу, чем матч закончится. Но головой она понимает, что надо играть. Причем играть хорошо. А для хорошей игры ей надо разозлиться. Ввести себя в состояние стресса. Что Динара делать уже научилась. Правда, иногда, как выясняется, на это уходит целый сет.

Вообще Сафина много чего стала понимать головой. То ли возраст подошел соответствующий, то ли взявший ее в прошлом году на попечение хорватский тренер Желько Краян над этим поработал. У Динары, кстати, с его появлением появилась привычка после каждого неудачного розыгрыша взглядом нашкодившего щенка смотреть туда, где сидит ее штаб по главе с Краяном. Поскольку вчера дела в первом сете особо не ладились, россиянка глаз с трибун и не спускала.

Я ее спросил, зачем ей этот ритуал? Как средство дополнительной моральной поддержки? Чтоб почувствовать, что не одна борется против соперницы? А ну как она глянет, а Желько не будет? Что тогда – проиграет сразу или с турнира снимется? Смешно ведь, согласитесь, ждать в такой ситуации реальной информационной помощи от тренера. Ну что он в этот момент подробности тактического рисунка ей расскажет?

Динара меня порадовала тем, что не ушла от разговора, а честно призналась: «Да, ждала совета. Но потом поняла, что бесполезно. Что тренер тут вообще ни при чем. Это я сама ошибаюсь, а он мне еще до игры все правильно рассказал. Значит, и справляться со своими проблемами я должна самостоятельно» Мудро, не правда ли?

Вообще сейчас Сафина общается с журналистами крайне доброжелательно. Хотя раньше частенько была с ними неоправданно резка. С моей точки зрения, это означает, что на душе у нее – комфорт и лепота. Она с упоением рассказывает мне, что очень довольна отношениями, сложившимися в их теннисном коллективе. Для спортсмена это момент наиважнейший. Для спортсмена-женщины – определяющий.

Динара в этой славянской труппе – эдакая атаманша, «вождь краснокожих». Типа Кузнецовой в расцвет ее работы с испанцами. Видно, что им с ней тоже легко и весело. Надеюсь, такая обстановка поможет ей серьезно штурмовать первое место рейтинга-2009. Жаль только, что вы уже договорились — в связи с серьезными личными задачами Сафиной — не использовать ее в этом сезоне в Кубке Федерации. Ведь Динара, на мой взгляд, сейчас сильнейшая из наших, даже невзирая на проигрыш Дементьевой в финале сиднейского турнира.

О ЛЕНЕ И КАТЕ

Лена же как минимум вторая в российском списке сильнейших. И здорово, что она на таком пике возвращается в сборную. Правда, психологически с ней происходит что-то недоброе. Вы ж знаете, насколько она сдержанная, политкорректная до мозга костей. А тут возьми и крикни тренеру в игровой горячке: типа не мешай мне. Явно переживает, что мамы нет на турнире. Что-то, говорит, у Веры Семеновны со здоровьем не так. Но, что конкретно, не уточняет... Видно, как сильно Лена этим озабочена.

Продолжая разговор о женской сборной, преклоняюсь перед вами за идею и дальше привлекать в команду Катю Макарову. Вчера с Динарой она порой показывала очень интересную игру: точную до филигранности, со стабильной, в районе 170 км/ч, подачей. И характер у Екатерины имеется. Когда Сафина догнала ее с 1:5 и даже повела, Макарова не скисла, а перевела матч на тай-брейк. И выиграла его! А уж крепким словечкам, которыми она вчера порой комментировала свои действия на корте, позавидовали бы, наверное, и самые брутальные представители мужского разряда.

О МАРАТЕ...

Один из самых брутальных – Марат Сафин – вчера обыграл в трех сетах испанца Гарсию-Лопеса. Я давно не видел, чтоб Марат так справлялся с не самыми слабыми соперниками. А если и видел, то и не помню уже, когда это было. Все памятные для меня победы Сафин выгрызал. Причем зачастую большинство трудностей создавал себе сам.

Сейчас же Марат, который до сих пор, считаю, в состоянии обыграть любую ракетку планеты, находится в потрясающем расположении духа! Спокоен, почти как удав. Вот решил, что этот сезон для него последний — и будто гора гималайская с плеч упала. Играет раскованно. Именно раскованно, а не развязно, как бывало раньше.

На фоне неудачного выступления подавляющего числа остальных наших мастеров-мужчин действия Сафина вполне подходят под категорию «прорыв».

Вообще, в отсутствие Давыденко здесь особенно явственно чувствуешь, что есть Сафин – и все остальные россияне.

Вчера на его игре разодетые в национальные цвета австралийки развернули трогательный плакат со словами «Tennis will never be the same without you Marat Safin» («Теннис никогда не будет прежним без тебя, Марат Сафин» – пер. с англ.). Хотя мировой теннис, думаю, эту потерю переживет намного менее болезненно, чем наш, российский.

Впрочем, Марат пока еще никуда не ушел. Более того, Сафин в Мельбурне на каждой пресс-конференции уверяет иностранцев в своем неимоверном желании выступать за сборную в Кубке Дэвиса. Помнит про матч с румынами, собирается в нем участвовать (вежливо уточняя: если пригласят).

... И ЕГО СОПЕРНИКЕ ФЕДЕРЕРЕ

И надо же такому случиться, чтоб на ТАКОГО Марата жребий натравил Федерера уже в третьем круге? Уимблдона мало, что ли, где он в прошлом году подбросил Сафину Джоковича? Естественно, все разговоры о том, что наш Женя Королев хорошенько потреплет швейцарцу нервы перед встречей с Сафиным, были не более чем нашей попыткой выдать желаемое за действительное. Евгений, безусловно, вчера очень старался, рисковал, но… когда в середине игры Федерер ответил Королеву смешем на смеш (!) и выиграл очко (!!), все стало окончательно ясно.

Ясно ли все так же с завтрашним матчем швейцарца с Маратом? Никто из соперников вчера в разговоре со мной однозначно на этот вопрос, естественно, не ответил. Роджер уважительно отозвался о возможностях Марата. Сафин еще более почтительно – о силе Федерера. Последний, кстати, еще на прошлом Уимблдоне, перед полуфинальной игрой с Маратом, говорил мне, что всегда немного нервничает, когда видит в своей части сетки Сафина. Как же швейцарец должен нервничать, увидев россиянина уже в третьем круге, да еще в блестящей форме? Мне кажется, что психологическое преимущество в этой паре ну точно на нашей стороне. Марат проявляет сногсшибательное безразличие к спортивной стороне турнира: «Пройду дальше – хорошо, нет – тоже хорошо!» И сегодня это, похоже, совсем не маска, а реальное отношение к делу, которое на удивление благотворно влияет на результаты Сафина.

На всякий пожарный хочу напомнить, что Марат в этом сезоне принял решение выступать без тренера. Но почему-то кажется, что перед таким трудным следующим матчем ему все-таки требуется если не квалифицированный совет, то моральная поддержка человека, которому он доверяет, точно. Может, вы ему позвоните, чтоб он тут со своим и испанским физиотерапевтом не чувствовал себя совсем уж одиноким? Полагаю, он будет очень рад.

Ну все, письмо заканчиваю, ибо надо бежать на встречу с Михаилом Южным, которому я обещал доставить в гостиницу вопросы наших читателей, чтоб потом записать его ответы на них. Так что подробности аргентинской болезни Надежды Петровой и объяснение, почему тамбовчанка Анастасия Родионова выступает здесь под австралийским флагом, – в следующих номерах.

P.S.
Мы тут – все русские Открытого чемпионата Австралии – сильно надеемся, что вы окончательно поправились, проблемы с ногой позади и ничто теперь не помешает вам готовить команду к четвертьфиналу Кубка Федерации, стартующему уже через неделю после «Австралиан Оупен».
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке