Важные вещи века. Начало эпохи Роджера Федерера

2 декабря 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событийпредметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает о первой в карьере Роджера Федерера победе на турнире "Большого шлема". Этот матч не только изменил жизнь самого швейцарца, но и стал предвестником новой эпохи в мировом теннисе.

"После того, как Пит Сампрас на US Open-2002 завоевал свой четырнадцатый в карьере титул на "мэйджорах" и объявил о завершении карьеры в августе 2003 года, было ясно - это стало концом эпохи. Что было менее очевидным для всех, кроме наиболее смелых прогнозистов, - так это то, что новая эра началась ещё за месяц до этого.

В июле 2003 года Роджер Федерер одержал победу на своём первом турнире "Большого шлема" - Уимблдоне. Когда Роджеру был всего двадцать один год, многим аналитикам его прорыв казался закономерным и даже запоздалым. Двумя годами ранее Федерер заявил о себе как о возможном чемпионе, одолев семикратного триумфатора британского "мэйджора" Сампраса в пятисетовом поединке четвёртого раунда, который по праву считается одним из самых зрелищных матчей в истории тенниса.

В тот день экс-первая ракетка мира среди юниоров Федерер демонстрировал свою лучшую игру. Роджер прекрасно действовал по всей территории корта, мощно пробивал с одноручного бэкхенда и в целом казался достойным звания самого перспективного игрока Тура, который обязательно добьётся успеха в будущем. Но в течение двух следующих лет швейцарец не оправдывал выданных ему авансов. В 2002 году Роджер уступил в первом раунде Уимблдона, а в следующем сезоне прибыл во Всеанглийский клуб после второго подряд поражения на старте "Ролан Гаррос". В то время Федереру ещё ни разу не удавалось преодолеть барьер четвертьфинала на "мэйджоре". Была ли его победа над Сампрасом счастливой случайностью? Испытывал ли он страх перед важными матчами? По словам Роджера, он сам так и не смог найти объяснения своей неудачной серии на турнирах "Большого шлема".

Переломный момент в карьере швейцарца произошёл не собственно на Уимблдоне, а на одном из травяных турниров в преддверии "мэйджора" - соревнованиях в Галле, где Федерер нашёл свой теннис и стал чемпионом. Конечно, даже этого уверенного выступления не хватало для того, чтобы считаться фаворитом в Лондоне. Эта честь была отведена ещё одному перспективному игроку, 20-летнему Энди Роддику.

Так случилось, что американец также значительно изменил стиль своей игры той весной. После Открытого первенства Франции Роддик начал сотрудничество с бывшим тренером Андре Агасси Брэдом Гилбертом, и их совместная работа немедленно помогла Энди стать лучше. В то время, когда Роджер побеждал в далёком Галле, Роддик шёл к титулу на более престижном турнире в Queen’s Club, записав на свой счёт первый выигранный у Агасси поединок. Для азартной британской прессы сверхзвуковая подача Роддика казалась будущим мужского тенниса, тогда как консервативная манера игры швейцарца не вызывала восторга журналистов. В конце концов, сильнейшие участники АТР-Тура в течение долгих десятилетий выходили из американских академий. На момент начала Уимблдона-2003 пятнадцать из тридцати последних чемпионов "мэйджора" были уроженцами США, тогда как Швейцарию в те годы было непросто найти на карте мирового тенниса.

1

Шансы удачного выступления на Уимблдоне у Федерера и Роддика, которые были посеяны четвёртым и пятым соответственно, выросли после первого же игрового дня, когда Ллейтон Хьюитт стал первым действующим чемпионом британского "мэйджора", который уступил в стартовом раунде. Ллейтону не удалось нанести поражение Иво Карловичу. После того, как Хьюитт покинул соревнования, Роджер и Энди без проблем завершили первую неделю.

На пути к полуфиналу Федерер отдал своим оппонентам лишь один сет, но самым нервным для него получится матч четвёртого раунда против Фелисиано Лопеса. Поединок состоялся на втором корте, прозванном "Кладбищем чемпионов". В первой партии Роджер внезапно почувствовал резкую боль в спине (отметим, что это повреждение никак не связано с неприятными ощущениями, с которыми он столкнётся в последующие годы своей карьеры).

"Я чётко помню то, что происходило на корте", - рассказывал Джон Макинрой спустя десять лет после того поединка. "Мы все понимали, что Роджер испытывает серьёзные проблемы с мышцами спины. Казалось, что у него просто нет шансов завершить поединок, не говоря уже о победе. Но каким-то образом, он нашёл в себе силы продолжить борьбу. В один момент он взял себя в руки, и стал казаться совершенно другим игроком".

Слова Макинроя прекрасно описывают то, что происходило на следующей неделе. Роджер действительно стал действовать совершенно иначе. Спустя два раунда, в полуфинальном матче против Роддика, Федерер показал, на что способен этот новый игрок. Благодаря победе со счётом 7/6(6), 6/3, 6/3 он начал одну из наиболее стильных серий успешных выступлений на Центральном корте. Швейцарец выполнил семнадцать эйсов, тем самым показав, что не является сторонником исключительно консервативного тенниса. Однако, когда розыгрыши затягивались, Роджер кружил на своей половине корта, запутывая американца сложными ударами. Неожиданные кручёные бэкхенды Федерера вызывали восторги у публики и заставляли Роддика нервно улыбаться.

1

"Если говорить прямо, то мне просто надрали задницу", - отметил Энди после поражения. Если бы Роддик знал, сколько раз это будет повторяться в течение следующих десяти лет, он был бы менее уверен в себе. Роджер выиграл двадцать одну из двадцати четырёх встреч с американцем, трижды одолев того в финалах Уимблдона.

"Это был поединок, в котором Роджер заявил о своём месте в мировом теннисе. В тот момент казалось, что никому и никогда уже не удастся его обыграть", - писал в своей книги биограф Федерера Крис Боуэрс.

Это не удалось и сопернику Роджера по финальному поединку "мэйджора", Марку Филиппуссису. Австралиец, который за свои мощные подачи получил прозвище "Ураган", в течение долгих лет демонстрировал свой лучший теннис именно на Уимблдоне, а в 2003 году ему удалось одолеть вторую ракетку турнира Андре Агасси. К сожалению для Марка, он получил свой лучший шанс победить в Великобритании, когда для триумфа ему нужно было одолеть нового Федерера, который вскоре станет тем самым теннисистом, встречи с которым будут бояться все остальные участники Тура. Роджер не оставил шансов Филиппуссису, использовав тот же арсенал приёмов, что в поединке с Роддиком. Во встрече двух игроков, обладавших сильнейшими подачами своего времени, швейцарец доказал, что теннис - это не только физическая мощь, но также выдумка и умение анализировать.

Спустя двенадцать лет, мы понимаем, что годы доминирования Федерера стали золотыми не только для него, но и для всех поклонников мужского тенниса. Швейцарец быстро превратил себя в примерного посла, который всегда соответствовал образу идеального спортсмена. Рафаэль Надаль и Новак Джокович, которые правили бал в АТР-Туре после Роджера, выбрали такую же модель поведения, и вряд ли это является совпадением.

1

Но болельщики полюбили Федерера не только благодаря его победе на Уимблдоне. Во многом дело было в том, как он принял свой триумф. После получения трофея Роджер, выглядевший как неряшливый швейцарский хиппи с хвостиком, рассказал трибунам о том, как он мечтал оказаться на этом корте. "А сейчас я наконец-то добился этого!" - прокричал Федерер сломавшимся голосом. В тот день слёзы победителя показали, что теннис в очередной раз изменился в лучшую сторону".

Игроки в сюжете: Агасси Андре Гилберт Брэд Джокович Новак Надаль Рафаэль Роддик Энди Федерер Роджер Филиппуссис Марк
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке