Питер Бодо. Лики поражения

25 ноября 2010
Новости тенниса


Известный теннисный аналитик Питер Бодо в своем блоге рассказал о своих наблюдениях за поведением участников итогового турнира года в Лондоне во время их неудач и поражений. Бодо попытался разобраться в психологии игроков и ее влиянии на итоговый результат лондонских поединков. 

"Итоговый турнир является для тенниса уникальным соревнованием, где триумф или обидное поражение в отдельно взятом матче на групповой стадии не определяют судьбу теннисиста. К тому же, нередко участнику приходится переживать за исход поединка между его конкурентами - от этого тоже может зависеть расстановка сил в группе.

С другой стороны, этот турнир как никакой другой дает спортсмену возможность собраться после проигрыша и продолжить борьбу. Давайте посмотрим, как топ-игроки переживают свои неудачи.

Первое, что я увидел, придя на Арену O2, было бледное лицо Лукаша Длухи, который что-то нервно бормотал себе под нос сидя на стуле, сразу после того, как его удар в сетку перечеркнул надежды чеха и Леандера Паеса выиграть первый сет у Юргена Мельцера и Филиппа Петцшнера. Очевидно, Длухи предпочитает непереводимые монологи, Паес, напротив, остается по-театральному холоден после своих ошибок, как будто не верит, что такое могло произойти.

По другую сторону сетки игроки не столь непроницаемы. Юрген Мельцер вскрикивает и машет ракеткой, поднимая ее так резко, что, кажется, вот-вот бросит. Филипп Петцшнер повесив голову неторопливо кружит вокруг партнера, словно ожидая от австрийца оплеухи за свою последнюю оплошность. Они так открыты и не скрывают своего желания выиграть, что когда Петцшнер в очередной раз не может точно пробить победный "смэш" и теперь уже Мельцер сам подходит к нему, чтобы пожурить, ими невозможно не восхищаться.

фото: AP

Если Энди Маррею и не хватало чего-то еще, кроме хорошей первой подачи, в его принципиальной дуэли с Федерером, то эта была страсть к победе. Его выступление было унылым с самого начала, и я ожидал, что его лицо перекосит гримаса гнева, что он начнет апеллировать к себе и своей команде, начнет вымещать злость на ракетке - но ничего такого не произошло. Он просто вздыхал после каждой невынужденной ошибки, пожимал плечами в недоумении, после чего продолжал раз за разом бить в аут.

По мере того как положение Маррея в матче все ухудшалось, он оставался совершенно спокойным, а я хотел, чтобы он кричал, разбивал ракетки, я хотел увидеть "слезы и кровь" в исполнении шотландца. От Энди требовалось что угодно, что бы заставило его шевелить ногами, встряхнуться - он мог хотя бы от души вдарить в сетку отскочивший обратно после плохой первой подачи мяч. Однако его настроение не изменилось вплоть до итогового счета - 6/4, 6/2. На послематчевой пресс-конференции он как будто предвидел первый вопрос и сам начал говорить: "Если бы я начал ломать ракетки и кричать, потом все бы сказали, что я был сегодня не в духе, что мне не хватило психологической устойчивости... Я просто пытался оставаться спокойным, пытался найти свою игру, но сегодня этого не случилось."

фото: AP

Другими словами, иногда бывает просто не твой день. Возможно ли такое в теннисе? Федерер, похоже, с этим согласен. Он напомнил журналистам о последнем матче с Марреем в Шанхае, подчеркнул, что сам удивлен, насколько легко ему досталась сегодняшняя победа. "Теннис - не атомная физика", - заявил он прессе. На этом турнире все меняется с космической скоростью. Шотландец, казалось, был уже одной ногой в плей-офф после уверенного триумфа в поединке с Содерлингом. Теперь про Энди уже говорят, что он был сокрушен, смят и раздавлен.

Содерлинг выглядел уставшим, обескровленным и чересчур самоуверенным после недавней победы в Париже, а теперь у него появился прекрасный шанс повторить прошлогодний результат - полуфинал в Лондоне. Швед, в своих кислотно-желтого цвета шортах похожий на персонажа из диснеевского мультфильма, встречался с Давидом Феррером - и в этом матче борьбы было куда больше, чем у Роджера с Марреем. Похоже, что мы все еще продолжаем спрашивать себя, на что способен Робин Содерлинг. Феррер на корте не вызывает подобных пересудов. Потолок его возможностей хорошо известен, он был четко отражен в удивлении, с которым диктор Арены О2 представил испанца как бывшего финалиста итогового чемпионата ATP. Отсутствие у Давида эмоций после неудач лишний раз показывает, что судьба Феррера больше в руках его соперников, чем его самого.

фото: AP

Но в матче с Содерлингом невынужденная ошибка заставила Феррера вскрикнуть. Наступательная мощь шведа, против которой испанец с его выдержкой оказался беззащитен, не выбивает из равновесия, а, напротив, придает дополнительную мотивацию. В моменты, когда Содерлинг выходил к сетке и разводил испанца и мяч по разным углам площадки, испанец только вскидывал руки: "Что я могу тут сделать?" Когда же ему удавалась контратака и марафон получал продолжение, сжатый кулак Феррера словно говорил зрителям: "Не сожалейте обо мне."

Глядя на язык тела Содерлинга трудно сказать, что швед играет красиво. Робин похож на заводного человечка, которого ничто не выбивает из равновесия, который с конвейерной частотой штампует сильнейшие удары. У Феррера нет своих аргументов против напора и мощи Содерлинга, но чем лучше играет швед, тем злее он становится: Робин часто замирает на месте после розыгрыша и что-то горячо доказывает своей команде.

Когда оборона Феррера дает течь и швед уже собирается прибрать к рукам второй сет, Содерлинг начинает яростно жестикулировать, как бы говоря болельщикам: "Вы видели?! Я говорил вам, что могу сделать это!" Когда же испанец выдерживает давление и спасает свою подачу, Робин смотрит на публику с виноватым взглядом, как ребенок, который получил незаслуженную конфету.

фото: AP

На пресс-конференции Содерлинг выглядит абсолютно открытым и честным, совсем не похожим на тот гидравлический пресс, который давил Феррера на корте пять минут назад. Здесь швед уже примеряет на себя роль собачьего корма для проголодавшегося дога Федерера, когда сам начинает размышлять о будущем оппоненте. Правда, мне все еще интересна только что завершившаяся встреча.

Затем я отправляюсь на беседу репортеров с Феррером, рискуя при этом опоздать на последний поезд. Я ждал рассуждений испанца о собственной психологии, о восстановлении после поражений и необходимости проведения работы над ошибками. Но меня ждало полное разочарование. Давид пришел к журналистам с отсутствующим взглядом, печатая что-то на своем коммуникаторе, отвечая на все вопросы ровным, мягким голосом. Он старался как мог, но Робин был лучше, также до последнего он будет биться и в четверг.

"Я всегда сражаюсь. И против Энди тоже дам бой", - заключил испанец с видом мудреца, произносящего абсолютную истину."

Источник: Tennis.com
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке