Жизнь замечательных теннисистов. Часть третья - писатели на корте

17 июля 2014
Новости тенниса

В XX столетии теннис традиционно считался игрой представителей творческой элиты, которая зачастую выделяла из своей среды выдающихся деятелей культуры, политики, науки и спорта. О знаменитых писателях, увлекавшихся теннисом - в третьей части проекта "Жизнь замечательных теннисистов".

"Нет на свете мук сильнее муки слова", - писал в своё время выдающийся русский поэт Семён Надсон. В попытках справиться с муками слова знаменитые писатели двадцатого века находили вдохновение в самых разных областях человеческой деятельности - в том числе, в теннисе. Кроме того, в двадцатом веке теннис окончательно утвердился в статусе элитного, в чем-то даже богемного вида спорта, так что многие знаменитые писатели проводили с ракеткой не меньше времени, чем с пером или пишущей машинкой.

Специфика воспитания в частных британских школах, где спорт и теннис были неотъемлемой частью учебного процесса, приводила к тому, что многие английские писатели двадцатого столетия не просто играли в теннис, а были заядлыми поклонниками игры. Правда, например, Джеймс Барри, автор знаменитой сказки о Питере Пэне, любил именно соревновательный аспект тенниса, иронизируя над излишними проявлениями джентльменства на корте.

james_1

Посмотрев в 1920 году матч с участием своих воспитанников братьев Дэвисов в частной школе Итон, он язвительно писал другу: "Казалось, ключевым словом в ней было "извините", а восхищённые отзывы об игре друг друга перелетали через сетку так же часто, как мяч. Думаю, это все часть того "чего-то", что можно получить только в частной школе и нигде больше. Чувствую, когда мой мальчик, воспитанный английской публичной школой, выстрелил в немца, он крикнул: "Извините". А когда попали в него самого, крикнул: "Хороший выстрел!"

Почитатели таланта Джона Р.Р. Толкиена, обожающие его легендарный талант "Властелин колец", а также повесть "Хоббит" и легендариум "Сильмариллион", вероятно, не знают, что собственно появлением их любимых книг мир обязан теннису. Точнее, травме, полученной при игре в теннис.

Толкиен ещё с первых лет в университете увлекался созданием искусственных языков в рамках придуманной им мифологии, однако изначально эти языки (которые сейчас мы знаем как эльфийские из мира Средиземья) были для него ничем иным, как любопытным лингвистическим экспериментом. Идея написать книгу по собственным наброскам витала в голове у Профессора, однако он никак не мог заставить себя сесть за упорядочивание сотен страниц черновиков. Да и преподавание в университете занимало много времени.

jrrt_2

Помог, как ни парадоксально это звучит, несчастный случай. Ещё в колледже Толкиен увлёкся теннисом, и постоянно принимал участие в матчах с коллегами по Оксфорду, и собственными студентами. "Он играл в теннис и регби, пил пиво с ребятами в пабах, путешествовал по окрестностям с друзьями", - пишет биограф писателя Даниэль Гротта.

Как-то, уже будучи сорокалетним джентльменом, Профессор как-то переоценил собственные силы, выйдя на корт против первокурсника Ангуса Макинтоша (который в дальнейшем, к слову, станет одним из ведущих филологов Великобритании). Пытаясь справиться с куда более молодым соперником, Толкиен серьёзно повредил лодыжку, в результате чего оказался на несколько месяцев прикован к постели. Этот период вынужденного безделья натолкнул его на мысль начать, наконец-то, писать книгу по своим черновикам. И вот, спустя несколько лет, в свет вышел знаменитый "Хоббит, или туда и обратно".

С теннисом связана и жизнь другого великого писателя ХХ века - Владимира Набокова. В ранней юности, живя с семьёй в Берлине, будущий литератор научился играть в теннис, что серьёзно помогло ему после трагической гибели отца, когда семья Набоковых оказалась на грани нищеты. Владимир давал уроки тенниса молодым людям из зажиточных немецких семей, и тем зарабатывал на жизнь себе и родственникам.

vladimir_3

Вот и получилось, что теннис красной нитью проходит сквозь всю жизнь, всё творчество писателя. "Для меня игра всегда был чем-то большим", - напишет он много лет спустя, будучи уже всемирно известным. Да и в одном из самых выдающихся романов Набокова, "Лолите" очень многие события, переживания героя Гумберта Гумберта, вращаются вокруг теннисного корта.

До последних лет жизни великий писатель продолжал выходить на корт, поддерживая форму с ракеткой в руках. К семидесятым годам относится и его знаменитая встреча с Шамилем Тарпищевым, когда литератор и будущий выдающийся тренер и теннисный функционер даже сыграли между собой. К слову, Шамиль Анвярович всегда отмечал, что для любителя, да ещё и в таком солидном возрасте, Набоков играл очень хорошо.

Выдающиеся американские авторы второй половины двадцатого века Джон Макфи и Мартин Эмис тоже известны своими пристрастием к теннису, а вот писатель Дэвид Фостер Уоллес, создатель знаменитого романа "Бесконечная шутка", и вовсе в юности подавал очень серьёзные надежды, будучи одним из лучших юниоров Америки. 

dfw_4

Неплохим теннисистом был и ещё один великий русский писатель - Александр Солженицын. В годы проживания в эмиграции он регулярно выходил на корт с друзьями и коллегами в штате Вермонт, где провёл восемнадцать лет своей жизни перед возвращением в Россию в 1994 году.

В Соединённых Штатах писатель встречался, в частности, с такими легендами мирового тенниса, как Артур Эш и Билли Джин Кинг, однако во время этих встреч обсуждались преимущественно социально-политические, а не игровые вопросы - ведь Эш и Кинг были не только великими спортсменами, но и на весь мир известными общественными деятелями.

ais_5

Интересно, что вернулся на Родину Солженицын в годы президентства другого знаменитого поклонника тенниса - Бориса Ельцина, который очень много сделал для развития игры в России. Впрочем, история любви политических деятелей к теннису достойна отдельного повествования.

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке