Владимир Камельзон: Сейчас нужно создавать сборную России фактически с нуля

24 февраля 2014
Новости тенниса

Заслуженный тренер России и Украины Владимир Камельзон всегда отличался независимостью суждений и собственным взглядом на события в теннисе. Поводом для этой беседы стали недавно прошедшие матчи российской сборной в Кубках Дэвиса и Федерации. Как известно, в них не приняли участие сильнейшие игроки страны.

В интервью корреспонденту Портала GoTennis.ru один из тренеров олимпийской сборной России рассказал о том, как нужно строить отношения между ФТР и ведущими теннисистами.

- Владимир Наумович, похоже, противоречия между нашими звёздами и Федерацией тенниса России всё-таки имеют место?
- Да, противоречия, безусловно, существуют. Но это касается не только нашей страны. И нет единого решения этой проблемы. Есть разные способы. Мы имеем и положительные, и отрицательные примеры. К первым я бы отнёс ситуацию с Евгением Кафельниковым: я не помню ни одного случая, чтобы он отказался выступить в матчах Кубка Дэвиса. Таким же образом поступали Андрей Чесноков, Александр Волков и Марат Сафин. После преждевременного, на мой взгляд, ухода из спорта Кафельникова и Сафина их лидерские позиции в отечественном теннисе заняли Михаил Южный и Николай Давыденко. Они, конечно, тоже не молоды по спортивным меркам. В любом виде – тех же футболе или баскетболе – сейчас идёт смена поколений. Хотя какое-то время так называемые лидеры второго ряда давали нам время на формирование команды будущего, но теперь и Южный, и Давыденко перестали играть в Кубке Дэвиса. Мы постоянно ведём с ними диалог, без ругани, достаточно цивилизованно. Но есть какие-то подспудные моменты.

Безусловно, существуют и финансовые вопросы. Всё-таки именно федерация должна договариваться с игроками, а не наоборот: теннисисты с ФТР. Но здесь, как раз, на мой взгляд, есть какой-то пробел во взаимоотношениях. Но нельзя при рассмотрении этой ситуации сводить проблему только к указанному вопросу. Немалая доля вины за создавшееся положение лежит на руководстве профессиональных Туров и Международной федерации тенниса, которые никак не могут нормально договориться друг с другом. И WTA, и ATP так выстраивают свои календари соревнований, что звёзды, даже если хотят сыграть в матчах Кубков Дэвиса и Федерации, подчас этого сделать не могут. Так, например, произошло недавно с четвертьфиналом Fed Cup в австралийском городе Хобарт. Как бы не вели себя игроки, что бы они не писали в своих блогах, огульно обвинять их в непатриотизме, на мой взгляд, нельзя: что делать, если так выстроен календарь. Учитывая не слишком долгую карьеру – к тридцати годам многие теннисисты завершают выступления на корте – и довольно большие нагрузки, выпадающие на долю игроков, их можно понять. Нужно иметь достаточное количество средств, чтобы их хватило на какой-то период послеспортивной жизни, пока атлет не выберет дальнейший путь. Ведь далеко не каждый теннисист, покидая корт, хочет быть тренером. Я, например, не знаю никого из звёзд, кто бы сознательно занялся такой работой. Неужели Новак Джокович, Евгений Кафельников или Марат Сафин будут кого-нибудь тренировать. Или та же Мария Шарапова? Даже смешно об этом говорить.

- Но как же быть с Борисом Беккером, Иваном Лендлом и Стефаном Эдбергом, которые сейчас работают с Новаком Джоковичем, Энди Марреем и Роджером Федерером соответственно?
- Они не тренируют, а приятно проводят время. Все трое из перечисленных ветеранов – миллионеры, не испытывающие проблем, что есть и где жить. Все трое только разговаривают со своими подопечными о теннисе.

- Вы так уверенно об этом говорите, будто сами присутствовали на корте во время тренировок.
- Я знаю и понимаю, что в этом случае происходит. Давайте рассуждать здраво. Неужели Вы думаете, что Беккер учит Джоковича играть в теннис. Новак так высоко поднял планку игры, что у него самого можно учиться теннису. Я тренирую шестьдесят лет. И знаете, всё это время я не переставал учиться у своих подопечных. И продолжаю это делать у тех, кто обладает светлой головой и незашоренностью. Молодые теннисисты видят корт и передвижение по нему в другом свете, чем возрастной наставник. Я смотрю, как спортсмен добегает до мяча и как его обрабатывает. Я сейчас больше консультирую, но это не есть тренировка в полном смысле этого слова. А все мои нынешние подопечные учились играть в детских спортивных школах, где им ставили технику и давали физическую подготовку. Проведу параллель с обычной школой. С первого по четвёртый класс одна учительница даёт базовые знания: учит читать, считать и писать. С пятого по седьмой преподавателей уже несколько, а с восьмого по одиннадцатый ученик уже имеет собственные предпочтения в предметах, знает, чему больше уделять внимание. Так же и в теннисе. Тот же Лендл может сказать Маррею: ты не там стоишь, а здесь нужно было сыграть так, а не иначе. Но это консультация, а не учёба.

- Ну, хорошо, а почему наши-то теннисисты по окончанию карьеры не могут работать так же?
- У нас нет Топ-игроков, нет сложившихся теннисистов, которые были бы интересны нашим звёздам. Нужно чтобы одна звезда так сказать высветляла другую. С кем сотрудничать тому же Сафину. К тому же, и Марат, и Евгений Кафельников – занятые люди. Теннис требует, чтобы ты жил одной жизнью с учеником, постоянно ездил с ним на соревнования. А если подобно свадебному генералу присутствовать на матче-другом, это несерьёзно. Поэтому я и отношусь к союзам Джокович – Беккер, Лендл – Маррей, как к приятному времяпрепровождению. Вероятно, и Иван, и Борис играют какую-то роль, но на корт выходят уже сложившиеся теннисисты, к коим и относятся Энди и Новак. Ведь они же не берут двенадцатилетнего мальчишку с тем, чтобы научит его играть так, что к семнадцати годам он выиграет Уимблдон, как Беккер.

- Владимир Наумович, мы несколько ушли от взаимоотношений игроков и федерации. Вы совсем снимаете вину со спортсменов, перекладываете её на календарь?
- Не только в календаре дело. Многое, безусловно, решают финансы. Приглашая игрока выступить в матче Кубка Дэвиса или Fed Cup, нужно компенсировать ему обговоренную контрактом теннисиста с организаторами соревнований неустойку, которую он заплатит за неучастие в турнире, недополученные призовые и рейтинговые очки. ФТР – общественная организация, а не государственное министерство спорта, в отличие от которого не имеет для этого достаточных средств.

- Шамиль Тарпищев утверждает, что только шведы играют в Кубке Дэвиса бесплатно.
- Про шведов ничего сказать не могу, но точно знаю одно: Роджеру Федереру деньги не нужны. Он играет сейчас в том числе и в Кубке Дэвиса из любви к теннису. Посмотрите на его обширную спонсорскую деятельность. Но чтобы вложить деньги, их надо иметь. К чести Федерера он их не жалеет. Или на Андре Агасси, открывшего свои школы тенниса. Наши же нынешние лидеры таких средств, как вышеперечисленные звёзды, не имеют.

- Как Вы думаете, в апрельском матче за право остаться в Мировой группы Fed Cup против аргентинок мы сможем увидеть наших нынешних лидеров?
- По возвращении Тарпищева из олимпийского Сочи нам предстоит серьёзный разговор о том, как жить дальше российскому теннису. Как нам нужно готовиться к Рио-де-Жанейро-2016. Я – один из тренеров, отвечающих за подготовку теннисистов к Играм в Бразилии. У нас, к сожалению, до сих пор не выработана единая концепция. У меня есть свой подход, часть работы я могу взять на себя. Но отвечать за всё один человек не может. Поэтому нужны подвижники: тренеры, у которых, что называется, горят глаза. К сожалению, мы сегодня часто видим, как наставник абсолютно не заинтересован в результате: родители платят ему деньги, ну и ладно. Что касается вашего вопроса, мы будем разговаривать со всеми: и с Екатериной Макаровой, и с Еленой Весниной, и, вероятно, с восстанавливающейся после травмы Верой Звонарёвой. Но на самом деле, сегодня мы должны создавать команды для матчей Кубков Дэвиса и Федерации фактически с нуля. Конечно, состав сборной, сыгравшей в Хобарте, был спорным, но Вы будете смеяться: некого было больше везти. Спасибо Анастасии Мыскиной за то, что она согласилась быть капитаном. Приобретённый бесценный опыт поможет ей, если она захочет и дальше возглавлять команду.

- Возвращаясь к финансам, не могу не спросить про Марию Шарапову, которую уж точно необеспеченной не назовёшь. Уж она-то в таком случае вполне могла бы поддержать честь флага и сыграть против тех же австралиек или аргентинок без материального стимулирования?
- Вы что, она же не россиянка! Человек с семи лет живёт в США. Вы же не будете просить у неё или у Анны Курниковой соответствовать российскому флагу. Я уже давно сказал Вашим коллегам в одном из интервью: "Хороша Шарапова Маша, да не наша".

- Но Мария постоянно позиционирует себя россиянкой.
- Говорить – одно, а делать – другое. Если я не ошибаюсь, Шарапова сыграла за сборную России в Кубке Федерации лишь однажды – в Израиле. Я, во всяком случае, другого матча Fed Cup с её участием вспомнить не могу. Да, она нам помогла и действительно была лидером команды. Но тогда ей нужно было сыграть, чтобы получить возможность выступить на Олимпиаде.

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке