Важные вещи века. Цветовой барьер

7 мая 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает о турнире, который оказал влияние не только на спортивное, но и на политическое мировое сообщество.

"В ноябре 1973 года Артур Эш совершил путешествие в ЮАР, о котором долго мечтал. Артур стал первым в истории страны чернокожим теннисистом, выступавшим на национальном соревновании. Почему афроамериканец мог захотеть посетить страну, государственной политикой который был апартеид? С момента проведения "Битвы полов" прошло всего два месяца и Эш, как и его подруга Билли Джин Кинг, пытался использовать свои действия на корте как катализатор социальных изменений. Кинг и Эш родились в 1943 году с разницей в пять месяцев и на развитие их личности повлияли две революции: шестидесятые и старт Открытой эры. Оба спортсмена верили, что мир можно изменить, если приложить достаточные усилия.

Однако, методы их разнились. Билли Джин предпочитала острую конфронтацию с источниками проблем, тогда как Артур был спокойным джентльменом из Вирджинии. Различные американские и южноафриканские политические объединения  пытались отговорить Эша от поездки, потому что полагали, что она будет использована правительством ЮАР в качестве примера своей терпимости и рассудительности. Но сам теннисист верил, что вид свободного чернокожего человека на равных играющего с белыми поможет местным жителям обрести надежду. Спортсмен хотел, чтобы южноафриканцы задались вопросом: "Если так может Эш, то почему бы и мне не попробовать?"

1

Если бойкот Уимблдона был теннисным эквивалентом армейской реформы Никсона, начавшейся в том же году, то путешествие Артура можно сравнить с поездкой Трики Дика в коммунистический Китай, случившейся годом ранее. Стоит отметить лишь одно: Эш ничем не напоминал Ричарда Никсона.

Эш рассказывал, что неделя South African Open была наполнена ощущением удивления и страха, вызванных угрожающей и противоестественной политикой апартеида. Однако, спортсмен отвечал, что, к своему удивлению, был почти удовлетворён видом табличек "Только для белых" на публичных уборных Йоханессбурга. "Если бы я не увидел всех этих признаков угнетения, это было бы подобно посещению Парижа без единого взгляда на Эйфелеву башню", - отмечал Эш.

В один из дней во время прогулки за Артуром бегал маленький мальчик. После того, как спортсмен спросил у него, в чём дело, мальчик сказал, что никогда прежде не видел свободного чернокожего. На следующий день, Эша преследовали уже совершенно иным образом. Во время автомобильной прогулки по городу теннисист обнаружил, что за ним следят правительственные агенты. Один из местных игроков - Слифф Драйсдейл - соглашался с антиправительственными заявлениями Эша, тогда как другой - Боб Хьюитт - посоветовал американцу не совать свой нос в чужие дела, потому что, по его словам, местные чернокожие были счастливы.

На South African Open-1973 Артур переиграл и Драйсдейла и Хьюитта. И в обоих случаях Эш был явным фаворитом зрителей. Путешествие спортсмена стала для южноафриканцев сенсацией, а каждый матч его участия неизменно собирал полные трибуны, что помогло американцу достичь финала и в одиночном, и в парном разряде. Чернокожие (или "не-белые", пользуясь терминологией правительства ЮАР) болельщики рассказывали, что Эш просил их не освистывать своих соперников и не провоцировать их на ошибки. Артур потребовал, чтобы на финальном матче, обычно сидевшие отдельно чернокожие болельщики, имели право сидеть где им пожелается, однако это было не в его полномочиях. Белые смотрели за ходом поединка с первых рядов, "не-белые" - в основном с последних, а некоторые - из-за сетки, ограждающей стадион.

Однако, поездка Эша оказала некое влияние на мировое сообщество. И даже некоторые недовольные действиями теннисиста впоследствии изменили своё мнение. По словам одного журналиста из ЮАР присутствие Артура на турнире послужило для местных жителей "вдохновением и вызовом". В Африке спорт иногда называют "гражданской религией", поэтому сложно назвать слова Драйсдейла о том, что путешествие Эша положило начало двадцатилетнему процессу смещения апартеида, преувеличением.

2

В 2009 году Жо-Вилфрид Цонга одержал победу в финале SA Open в Йоханессбурге. Отец Цонга является чернокожим, родившимся в Африке. Победа его сына, ещё лет тридцать назад бывшая немыслимой, если не преступной, не удостоилась особой огласки в местной прессе. По сообщению журналистов из ЮАР, всё удивление было потрачено на Эша.

Вселенные спорта и культуры всегда были тесно связаны. Особенно близкими они стали в 1973 году. Теннису стоит гордиться, что благодаря нему мир узнал об Артуре Эше и Билли Джин Кинг, которые оказались достаточно смелыми, чтобы бросить вызов всему миру. Ты понимаешь, что жертва оказалась успешной, когда через некоторое время никто даже не понимает, что ты изменил".

Игроки в сюжете: Цонга Жо-Вилфрид
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке