Важные вещи века. Появление WTA

26 марта 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю того, как одиннадцати людям удалось победить несправедливость мировых спортивных организаций и навсегда изменить теннис изнутри.

"Как известно, все дороги ведут в Рим. Так и истории женского профессионального тенниса своими корнями уходит в Италию. Правда, в этом случае пословицу нужно несколько изменить: Все дороги идут от турнира Foro Italico.

Ко времени, когда лучшие мировые теннисисты и теннисистки собрались в 1970 году для участия в Italian Open, дивной новой Открытой эре было уже два года от роду. И лучшие спротсмены-мужчины, как им и обещалось, получали призовые выплаты за успешные выступления. И эти призовые гордо демонстрировались всему миру, а не передавались где-нибудь в тёмном переулке, как это было во времена аматорского тенниса. К тому же, суммы выплат становились всё более значительными. В 1969 году Род Лэйвер стал первым атлетом в истории, которому удалось заработать более $100,000 в течение сезона.

Но, как обычно и бывало в середине двадцатого века, условия для женщин были совершенно иными. И в Риме весной 1970 года это проявилось особенно ярко. Финал женского одиночного разряда игрался в городке Форо после полудня в амфитеатре, где количество мраморных статуй превышало число живых зрителей. После этого писатель Бад Коллинз предположил, что "женский теннис в Италии имеет статус аперитива: правила хорошего тона, кажется, требуют наличия этого, но лучше поскорее вынести на стол основное блюдо".

Билли Джин Кинг, ставшая победительницей женского финала на турнире в Риме в 1970 году, давно подозревала, что и во времена, когда призовые выплачивались втайне от публики, мужчины получали на порядок больше. Сейчас, когда выплаты превратились в торжественные церемонии, стало до боли очевидным, что Билли Джин и её коллеги обладают статусом второй скрипки. Достаточно было взглянуть на цифры. В 1970 итальянцы выплатили Илие Настасе, победившему на мужском турнире 3,500 долларов, тогда как Кинг поехала домой с чеком на $600 в кармане. Позднее Билли Джин рассказывала, что в тот день поняла ситуацию кристально ясно: "мы никогда не дождёмся справедливости от мужчин, управляющих федерациями".

vvv1

Слова Кинг подтвердились через несколько недель. Организаторы турнира Pacific Southwest Open, проводившегося летом 1970 года, объявили, что могут предложить $12,500 призовых для мужчин и $1,500 - для женщин. Коллинз назвал это "феодальным правом сильного, нашедшим вторую жизнь в двадцатом веке". Несмотря на все протесты, директор турнира Джек Крамер отказался торговаться. Конечно, он всю жизнь боролся за права игроков, но Джек, как и многие функционеры семидесятых, верил, что болельщики согласны платить только за право наблюдать игру мужчин.

В то же время на другом конце страны жила одна любительница тенниса, которая считала такую веру абсурдной. Основательница издание Tennis Глэдис Хельдман на его страницах всегда указывала на нарушения "свободы, открытости тенниса, демократии и здравого смысла", как писал её друг Дэвид Грэй.

Хельдман, на момент нашей истории являвшаяся 48-летней жительницей Нью-Йорка, была образованной и принципиальной дочерью судьи и женой ученого из нефтяной компании Shell. Глэдис поступила в Стэнфордский университет, получив рекомендательное письмо от друга семьи Герберта Гувера. На то чтобы закончить престижный ВУЗ у Хельдман ушли всего три года. Как в 2008 году в одной из статей журнала Tennis написал Даг Робсон "Глэдис не боялась направлять свои финансы вслед за своими мыслями". Так, в 1962 году она выписала чек на $1,800 (и убедила девятерых своих друзей сделать то же самое), чтобы пригласить 85 лучших европейских теннисисток на Чемпионат США (известный сейчас как US Open).

"В начале семидесятых немного европейские спортсменки решались отправиться за океан, потому что сумма призовых не могла покрыть даже стоимость билета в одну сторону", - пишет Робсон. Благодаря помощи Хельдман уровень участниц соревнований в США моментально вырос, так же, как количество продаваемых билетов. турнир получил на $100,000 больше, чем в предыдущем году. Таким было начало современного, передвигающегося на сверхзвуковых скоростях, тенниса.

"Глэдис отмечала, что сверхзвуковые перевозки сыграют значительную роль в развитии мирового тенниса", - писал историк Дигби Бальтцелл. Интересно, что Хельдман сделала данное заявление ещё в 1962 году. А так она описывала соревнования 1970 года: "Сегодняшним утром я отправилась в Форрест Хиллс. Почти расплакалась, осознав то, что я вижу первые по-настоящему международные и открытые соревнования".

Спустя восемь лет Хельдман решится на ещё более рискованный шаг во имя прогресса своего любимого вида спорта. Кинг и её партнёр по парному разряду Рози Касалс обратятся к Глэдис за помощью в их борьбе против Крамера. В данный период своей жизни Хельдман переезжала в Хьюстон, поэтому она, не задумываясь, предложила теннисисткам помочь ей в организации турнира там. Главной идеей было прости соревнования в одно время с Pacific Southwest. На газонах скромного Хьюстонского теннисного клуба были воздвигнуты масштабные трибуны, все билеты были распроданы. Крамер был вынужден обратиться за помощью к своему приятелю в руководстве USLTA, который пригрозил потенциальным участницам турнира Хельдман отстранением от традиционных соревнований. В семидесятые полномочия Ассоциации были куда шире и подобный запрет означал практически полное завершение карьеры.

Внезапно, после двух лет после наступления Открытой эры, теннис обнаружил себя на очередном историческом распутье между традициями прошлого и профессиональным будущим. В 1968 году Крамер и его друзья-функционеры были непреодолимой преградой для элиты мирового тенниса. Сейчас же они превратились в ступеньки на пути широко шагающего прогресса. Им противостояло всё больше людей: Кинг, Хельдман и её друг Джон Куллман, работавший в табачной компании Philip Morris. Примечательно, что Куллман и Глэдис играли в теннис в одно юниорском клубе.

"Меня отказывались принимать в серьёзные теннисные клубы. У меня были широкие связи, но я хотел добиваться всего исключительно своими силами", - рассказывал Куллман. "Я смог пережить каждый отказ. Но я всё запомнил".

"Широко распространённый в клубах и ассоциациях антисемитизм повлиял на решение Глэдис и Джона всячески помогать развитию идей Открытой эры, ограничивавших власть организаций", - пишет Балтцелл.

Куллман, не обладавший обширным опытом участия в профессиональных турнирах, сумел уговорить руководство компании Philip Morris стать спонсором первого в истории Открытого чемпионата США, состоявшегося в 1968 году. Через два года Джон с радостью предоставил финансы своей фирмы для того, чтобы заложить основы профессионального женского Тура. Он вложил $2,500 в турнир своей подруги Глэдис в обмен на право изменить его название в честь продукции табачной фирмы. Так в США появились соревнования Virginia Slims.

"Когда маркетологи на Мэдисон Авеню придумали слоган для бренда Virginia Slims "Ты прошёл длинный путь", они даже не догадывались, какой путь их марка пройдёт под руку с женским теннисом", - написал британский журналист Ричард Эванс.

Одним из главных достижений Открытой эры был вывод спорта на просторы мирового рынка. То есть, по сути, на просторы американского рынка со всеми его преимуществами и недостатками. Конечно, впоследствии WTA подвергнется жёсткой критике за рекламу сигарет, однако Куллман дал женскому теннису ту надежду, от которой нельзя было отказываться. Хельдман даже назвала своих кошек Вирджиния и Слимс.

Как обычно, руководство национальных теннисных организаций не готово было смириться с вольнодумцами без борьбы. USLTA и ILTF намеревались разрешить соревнованиям Глэдис допускать к участию лишь спортсменов-любителей, что означало, что женщины и дальше будут получать призовые выплаты втайне от публики. Робсон так описывает это: "Организации пытались захватить абсолютный контроль над игроками и в профессиональной Эре, даже если это означало сокращение числа возможных турниров".

vvv2

Однако, в Хельдман проснулись её гены юриста. Глэдис нашла полностью законный выход из ситуации. Она заключила с девятью смельчаками, согласными рискнуть профессиональной карьерой, символический контракт на один доллар с просьбой оказать ей "личную услугу" в её издании. USLTA не могло поспорить с нотариально заверенным документом. Это и стало стартом соревнований турнира в Хьюстоне, котором удалось вырваться из-под контроля Ассоциации. Руководство USLTA в ярости отстранило теннисисток, однако соревнования всё равно состоялись. В то же время Хельдман объявила о запуске ещё двух турниров и о продлении контрактов с игроками.

В Хьюстоне Кинг, Касалс, Кристи Пиджн, Нэнси Ричи, Вэл Цигенфусс , Джуди Далтон, Керри Рейд и Пич Барковитц сделали впоследствии ставшее историческим фото с долларовыми чеками в руках. Благодаря медийной помощи Глэдис, они стали известны как "Хьюстонская девятка". Таки образом, женский профессиональный теннис следовало либо признать, либо оставить вне закона.

"Мы по-настоящему рисковали", - позднее рассказывали Билли Джин. "Представляю, как глупо всё выглядело бы, если бы идея с девяткой не сработала. Если бы никто не пришёл на наш турнир, мы стали бы мертвецами в плане тенниса. к счастью, зрители пришли. Мы выбрали верное время".

Тур Slims был запущен и, несмотря на весь скептицизм со стороны традиционалистов, болельщики были готовы платить за билеты. Ниша оказалась заполнена, и теннисное руководство стало перед сложным выбором. В следующем году Кинг стала первой в истории женщиной, которой удалось за год выиграть более $100,000.

vv3

"Они были одновременно пионерами, рекламщиками и настоящими профессионалами", - описывал Эванс первую группы профессиональных теннисисток. "Им удалось слоить такой барьер предубеждения, с которым никто прежде не сталкивался. Ну, по крайней мере, в спорте. Женщины доказали, что они умеют продавать игру куда лучше мужчин".

Спустя сорок пять лет, если вы решите полететь на сверхзвуковом лайнере вслед за женским Туром, вы обнаружите, что теннисистки везде получают такие же выплаты, как и игроки-мучжины. Даже на турнирах "Большого шлема". Вы увидите полные трибуны на исключительно женском Итоговом чемпионате WTA в Сингапуре. А если вы решите заглянуть в Рим, вы больше не найдёте там мраморных статуй, зато увидите множество болельщиков на Foro Italico.

Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке