Важные вещи века. Мартина и её команда

28 июля 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю смелого начинания, которое навсегда изменило подход спортсменов к работе над собой.

"В своё время слово команда в мире тенниса было почти что ругательным. Однако Нэнси Либерман, Рене Ричардс и Мартина Навратилова полностью изменили ситуацию.

Когда Андреа Джегер уходила с корта после поражения в финале Открытого чемпионата Франции-1982, она первой среди участниц WTA-Тура прямо назвала проблему, с которой столкнулись многие теннисистки: "Очень сложно противостоять сразу трём спортсменкам".

Конечно, официально Джегер проиграла всего одной сопернице, Мартине Навратиловой, годом ранее получившей американское гражданство. После почти что десяти лет фальстартов уроженка Чехословакии в возрасте двадцати пяти лет наконец начала реализовывать свой сумасшедший потенциал. Тот титул в Париже, ставший для Мартины первым, обозначил начало одного из величайших отрезков карьеры в истории тенниса. За последующие пять лет она выиграет тринадцать "мэйджоров" и ещё шесть раз достигнет финального раунда. Своей лучшей формы Навратилова достигнет в 1983 году, когда завершит сезон, победив в восьмидесяти двух поединках и уступив всего в одном, что до сих пор является рекордным для Открытой эры показателем.

Что же стало началом данной победной серии? Мартина стала более уверенной в себе и получила признание общественности летом 1981 года, официально став гражданкой США, спустя долгие шесть лет после побега из Чехословакии. Теперь у неё снова был дом и болельщики, которые поддерживали её на "мэйджоре" в Нью-Йорке, считая настоящей американкой. В том же году Мартина впервые сообщила о своей ориентации. Писательница Рита Браун верила, что публичная демонстрация мужественности и индивидуальности, помогли Навратиловой добиться успехов на корте.

Однако этот виток карьеры спортсменки, являющийся одним из наиболее ярких в истории тенниса, мог бы и не случиться без помощи людей вокруг неё. Весной 1981 году Мартина была потрясена поражением со счётом 0/6, 0/6 от Крис Эверт на соревнованиях в городе Амелия Айленд. На самом деле, для Навратиловой это стало переломным моментом. Во время матча американка увидела на трибунах проблеск светлых волос на трибунах. После завершения поединка их обладательница была рада познакомиться с теннисисткой. Во многом эта встреча и способствовала прорыву Мартины.

Блондинкой был Нэнси Либерман, одна из наиболее известных баскетболисток своего времени. Нэнси была совсем нетипичной спортсменкой для США восьмидесятых годов прошлого века: еврейская девочка из глубинки Квинса, чьим героем был Мухаммед Али, по ночам часто отправлялась в Гарлем, чтобы принять участие в мужских уличных турнирах. Там она преображалась в игрока по прозвищу "Магическая леди". После завершения колледжа у Либерман не было возможности играть на профессиональном уровне, потому что Женская баскетбольная лига США ещё не была основана.

1

После знакомства с Мартиной у Нэнси появилась новая интересная возможность реализовать свою неудержимую страсть к спорту. Либерман понимала, что талантливой, но темпераментной Навратиловой не хватает дисциплины в тренировочном процессе. По словам Эверт, это стало началом кампании под названием "Уничтожение Крис".

К 1982 году Навратилова не только изменила подход к тренировкам, но и начала по-другому мыслить на корте. Транссексуал Рене Ричардс, чьё выступление на женском US Open годом ранее стало поводом для скандала в прессе, на Открытом чемпионате США-1981 проиграла уже в первом раунде. После этого Рене предложила Мартине свою помощь. Ричардс тренировалась с американкой, следила за её работой и, что самое главное, дала стратегические советы. Как и Либерман, Рене была очень удивлена тем, как мало времени Навратилова уделяла тактике. Однако под её опекой ситуация быстро менялась. "Я не переставала думать", - отметила Мартина после победы над Эверт в полуфинале американского "мэйджора", впервые упомянув Рене. "Не думаю, что без её помощи мне бы удалось одолеть Крис".

Ричердс и Либерман начали называть, зачастую насмешливо, командой Навратиловой. Смешки стали лишь громче, когда теннисистка начала придерживаться диеты, разработанной доктором Робертом Хаасом. Джон Макинрой иронично отметил, что у него есть свой вариант диеты: он ест только мороженое Haägen Dazs. Несмотря на налёт изнеженности, мачо всегда были популярны в теннисе. В состязании индивидуальностей, где игроки демонстрировали на корте свою гордость и сражались за личные титулы, слово команда вне соревнований национальных сборных считалось ругательным.

До начала Открытой эры лишь немногие спортсмены могли позволить себе путешествовать с личными тренерами. Юные профессионалы, такие как Бьорн Борг и Гильермо Вилас, в начале семидесятых годов стали нанимать отдельных специалистов, но Навратилова стала первой теннисисткой, которая собрала полноценную команду. Один человек работал с ней на корте, другой - следил, чтобы Мартина правильно питалась, а Ричардс помогала американке составлять план поединков. Спустя несколько лет этот "кружок по интересам", как называла его Навратилова, которая ненавидела слово антураж, стал достаточно большим, чтобы занимать целую ложу на центральных кортах крупнейших соревнований.

1

Поначалу теннис пытался противостоять методам, сторонницей которых являлась Мартина, но с её результатами было сложно спорить. Спустя недолгое время многие её коллеги присоединились к её "тренировочной революции". Как обычно, в стороне остался только Макинрой, который продолжал наслаждаться мороженым. В течение последующих тридцати лет отношение профессиональных теннисистов к собственным карьерам значительно изменилось. Соотечественник Навратиловой Иван Лендл вскоре популяризовал усердную работу в тренировочном зале среди участников мужского Тура, поэтому сегодня лишь немногие спортсмены чувствуют себя комфортно без целой группы поддержки на трибунах за спиной. И первым делом после победы на каком-либо турнире игроки благодарят именно участников своей команды.

Первый в истории тенниса тренерский штаб не просуществовал долго. Спустя некоторое время Либерман, Ричардс и Хаас поочерёдно прекратили сотрудничество с Навратиловой. За последующие десять лет Мартина множества раз меняла комбинацию специалистов в своём "кружке". Неизменным оставалось лишь то, что каждая из них оказывалась выигрышной".

Игроки в сюжете: Борг Бьорн Вилас Гильермо Лендл Иван Макинрой Джон Навратилова Мартина
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке