Важные вещи века. Азиатский кризис

25 августа 2015
Новости тенниса

В истории тенниса было множество событий, предметов и личностей, которые изменили представление зрителей о спорте и заставили измениться сам спорт. Американское издание Tennis подводит итоги прошедших пятидесяти лет, отмечая наиболее яркие и важные объекты. Теннисный обозреватель Стив Тиньор рассказывает историю одной подачи, которая навсегда вошла в историю тенниса.

"Ночь за ночью Бетти Чанг и её семнадцатилетний сын Майкл включали телевизор в своём гостиничном номере в Париже. Вместе со всем остальным миром они следили за протестами, которые в течение семи недель будоражили их родной Китай и которым суждено было прийти к неизбежному финалу на пекинской площади Тяньаньмэнь.

"Нас нельзя было оторвать от экрана. Танки появились в полдень воскресенья", - рассказывал Майкл двадцать лет назад.

Всё это происходило во время Открытого первенства Франции-1989 и этим воскресеньем было 4 июня. В этот день правительство Китая приняло решение прогнать с самой известной площади Пекина тысячи студентов, которые требовали демократических реформ государства. Официальное количество жертв данного разгона достигло трёхсот, но некоторые источники утверждают, что счёт идёт на тысячи. В самом Китае трагедия получила оруэлловское название "Инцидент четвёртого июля".

"После этих событий борьба на теннисном корте стала казаться мне чем-то мелким и незначительным. Моей главной задачей было помочь китайцам по всему миру хоть как-то осознать произошедшее. Мне хотелось заставить хотя бы нескольких людей улыбнуться", - отметил Чанг.

На следующий день, 5 июня, мир увидел наиболее известное фото, сделанное на площади Тяньаньмэнь. Оно не вызывало улыбку, скорее заставляло открыть рот от удивления. Неопознанный мужчина в гражданской одежде, позднее получивший прозвище "Неизвестный бунтарь", был сфотографирован стоящим на дороге перед колонной танков, готовых въехать на площадь.

В тот же день в Париже Майкл Чанг вышел на центральный корт "Ролан Гаррос", чтобы в четвёртом раунде соревнований встретиться с первой ракеткой мира Иваном Лендлом. Данный четырёхсетовый поединок также отметился многими запоминающимися образами. Это была война на истощение или, если угодно, трёхактовая драма, которая в один момент изменила взгляды на теннисные правила. Ещё до завершения матча, до того, как разъярённый Лендл готовился осуществить последнюю подачу, а казавшийся одержимым Майкл со слезами на глазах старался принять её, американский комментатор Барри Томпкинс назвал эту встречу "волшебным моментом для всего спорта".

Чанг получил всего лишь пятнадцатый номер посева, но у него была причина верить в то, что он может достойно противостоять трёхкратному чемпиону "Ролан Гаррос". В первых трёх поединках он отдал соперникам всего один сет, попутно одолев калифорнийского подростка Пита Сампраса со счётом 6/1, 6/1, 6/1. Однако, в матче с Иваном Майкл проиграл первые две партии. Подачи и форхенды оппонента были скорее аккуратными, чем сильными, и редко заставляли Лендла отходить от сетки к задней линии. Тем не менее, Чанг знал, что американец опасается его слабости.

"Мы уже встречались в прошлом году на турнире в Айове. Тогда я проиграл, и мы с Иваном ехали в отель в одном автомобиле", - рассказывал Майкл.

По воспоминаниям Чанга, Лендл пытался быть с новичком настолько дружелюбным, насколько это позволял его суровый характер.

"Он сказал мне: "Во-первых, ты не умеешь подавать. И точно не можешь нормально выполнить вторую подачу. Ты просто не способен навредить мне. Конечно, быстрые ноги - это хорошо, но тебе стоит разработать оружие, которое позволит тебе выживать на корте", - со смехом отмечал Майкл.

"В итоге я принялся работать над чем-то подобным. И уже год спустя, благодаря моим тренировкам, мне удалось навредить Ивану в Париже", - вспоминал Чанг.

1

Чанг предпочитал строить свои действия на использовании точных, выверенных ударов, но в матче с Лендлом он вынужден был изменить динамику поединка. Он изменил ход встречи в третьем и четвёртом сетах, начав вдохновлённую игру по всему корту. Однако, как только Майклу удалось, казалось бы, перехватить инициативу, ему свело ногу судорогами. В решающей партии при счёте 2/1 в свою пользу Чанг направился к арбитру, чтобы сняться с поединка, и вдруг остановился на полпути.

"Я подумал, что так долго боролся не для того, чтобы просто сдаться. Поэтому я принял решение, что закончу этот матч, несмотря ни на что. Решил, что буду бросаться на любые мячи и буду пробовать наносить все возможные удары", - отмечал позже Майкл.

Отчаяние Чанга окупилось. В последующих геймах он аккуратно принимал мяч, заставляя Лендла бросаться с один угол корта, а после сильно пробивал в противоположную сторону. Таким образом, Иван банально не успевал за действиями противника. Заполненный стадион встречал любые действия Майкла воодушевляющим рёвом, помогая тому находить новые и новые способы продолжать матч.

На приёме подач Лендла Чанг посылал мяч высоко в воздух и следовал за ним до самой сетки. Во время перерывов между розыгрышами, он бегал вдоль линий корта, потому что понимал, что просто не сможет подняться со стула, если сядет. После одного из розыгрышей, Майкл так долго пил воду, что получил предупреждение за задержку времени, но всё равно продолжил пить. И с каждым успешным гамбитом Чанга парижские болельщики становились всё более вовлечёнными в действие.

При счёте 4/2 Чанг пошёл ещё дальше. Он занял свою обычную позу при подаче, но вместо того, чтобы подбросить мяч, просто уронил его на ракетку и выполнил ужасную кручёную подачу с руки. Поражённый Лендл не понимал, как ему реагировать на это, слишком быстро выдвинулся к сетке и всё закончилось тем, что он выбил мяч далеко за пределы корта. Майкл пошёл вперёд, триумфально вскинув руки. Тогда как болельщики ахали, визжали и перешёптывались, пытаясь поверить, что это произошло на самом деле.

Если какой-то матч и заслуживал финального драматического поворота, то это был именно этот поединок. Невинный калифорнийский подросток Чанг на один день превратился в настоящего Государя Макиавелли, готового на всё ради победы и всегда имеющего неожиданный козырь в рукаве. При счёте 5/3 и 15:40 в пользу Майкла Лендл ошибся при первой подаче. Казавшийся неудержимым Чанг пробежал через весь корт, чтобы указать на место удара мяча Ивана - примерно в полуметре о границы корта.

Болельщики засвистели, не понимая, что происходит. После этого Лендл начал ругаться главным судьёй. Когда стало ясно, что арбитр никак не может повлиять на поведение Чанга или болельщиков, Иван разочарованно покачал головой, как будто знал, что ему предстоит финальное испытание. Его вторая подача попала в сетку. После этого Майкл закрыл лицо руками и упал на парижский грунт со слезами боли и радости.

Французские зрители стоя аплодировали уходящему с корта всхлипывающему Чангу. Тем не менее, после гневных статей, в которых спортивная честь Майкла ставилась под вопрос, они отвернулись от теннисиста. Официальная программка "Ролан Гаррос" назвала полуфинальный матч между Чангом и Андреем Чесноковым "Русский против Обманщика".

"Я знал, что болельщики будут не на моей стороне, но меня вдохновляла ситуация на площади Тяньаньмэнь. С уверенностью могу сказать, что это был наиболее эмоциональный турнир, в котором я когда-либо участвовал", - рассказывал Чанг.

В финальном поединке Майкл в пяти сетах одолеет Стефана Эдберга, что позволит ему стать самым молодым в истории чемпионом турнира "Большого шлема". Его победа, наряду с успехом Аранты Санчес-Викарио на женских соревнованиях, стала предвестником смены поколений в спорте. Во главе новой волны теннисистов стояли американцы: Чанг, Пит Сампрас, Джим Курье и Андре Агасси.

Спустя двадцать лет Лендл не критиковал тактику Майкла в их поединке, одобрительно высказавшись о достижении оппонента.

1

"Часто случалось, что более слабый спортсмен побеждал меня, но не заслуживал этого. Я должен сказать, что в тот день Чанг был физически слабее меня, но определённо заслужил этот результат", - подчеркнул Иван.

Через две недели после парижского чуда Майкл отправился на Уимблдон, где столкнулся с Лендлом в раздевалке игроков.

"Я не знал, как он отреагирует на нашу встречу. Однако, он подошёл ко мне, посмотрел в глаза и поздравил с победой на "Ролан Гаррос", - рассказывал Чанг.

Протесты на площади Тяньаньмэнь были подавлены правительством Китая и никогда более не повторялись в том же масштабе. Титул Майкла оказался вершиной его карьеры, которой он больше никогда не достиг.

"Прежде я не понимал, как это - считать себя американцем. Я был лишь юношей, который отличался ото всех. Но на Открытом первенстве Франции я понимал, что всегда могу оставаться китайцем. И навсегда это запомнил", - отметил Чанг после победы в финале "мэйджора".

Спустя двадцать пять лет успех Майкла кажется сюрреалистичным моментом теннисной истории, которому не суждено повториться. Нечасто семнадцатилетнему игроку удаётся так хорошо узнать самого себя. Чанг больше не побеждал на "мэйджорах" и не демонстрировал такой самоотверженной игры. И никогда больше не выполнял подачу с руки".

Игроки в сюжете: Агасси Андре Курье Джим Лендл Иван Сампрас Пит Санчес-Викарио Аранта Чанг Майкл Чесноков Андрей
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке