Тёмное будущее африканского тенниса

7 июля 2011
Статьи

Ещё совсем недавно на крупнейших турнирах можно было встретить теннисистов из Африки. Они достойно сражались, иногда побеждали, входили в мировую элиту. Но герои прошлых лет сошли со сцены, а им на смену никто не пришёл. Американские СМИ анализируют ситуацию с развитием тенниса на самом экзотическом и проблемном континенте – в Африке.

Брайан Де Вилльерс родился в экзотической Ботсване, а вырос в не менее экзотическом Зимбабве. Несмотря на то, что он стал гражданином США и зарабатывает себе на жизнь, тренируя американских теннисистов, например, Мелани Оудин, у него есть мечта – вырастить чемпионов дома, в Африке.

«Я собираюсь до конца года поехать в Намибию», - говорит он. - «Проедусь по местным теннисным школам, поищу талантливых ребят, с которыми можно будет поработать».

В девяностые годы Африка была неотъемлемой и важной частью теннисного мира. Такие игроки, как Уэйн Феррейра и Аманда Кётцер из ЮАР, семейство Блэк из Зимбабве, марокканцы Юнес Эль-Айнауи и Хишам Арази, выступали на самом высоком уровне, как в одиночном, так и в парном разрядах. Но, вместо того, чтобы развиваться, африканский теннис потерял свои позиции. В современной игре доминирует Европа.

Марокко, раньше гордившееся тремя теннисистами в Топ-тридцатке, сейчас не имеет ни одного в пределах трёх первых сотен рейтинга. Такие страны, как Нигерия или Кот-д’Ивуар, иногда дававшие миру достойных спортсменов, сейчас вообще не представлены в Топ-1000. А в Зимбабве, после десяти лет политических и экономических потрясений, вообще нет ни одного теннисиста, зарегистрированного в АТР или WTA.

«Это печально», - говорит Дуг Маккарди, бывший глава департамента ITF, работавший с африканскими федерациями. - «Казалось бы, они прогрессировали, но сейчас там нет никакого развития, сплошной застой».

Кстати, многие звёзды современного тенниса тесно связаны с Африкой. Например, мать Роджера Федерера, Линетт, родом из ЮАР, Дидье Цонга, отец Жо-Вилфрида, играл в гандбол за сборную Конго, и сам теннисист приезжал в страну своих предков после финала Australian Open 2008 года. Но сами африканцы далеко не блещут в игре. Подаёт надежды Онс Жабер из Туниса, выигравшая в этом году юниорский «Ролан Гаррос», но это лишь туманное будущее. В настоящем же единственной представительницей Африки в Топ-100 рейтинга WTA осталась Шанель Шиперс, уступившая в первом же раунде Уимблдона. Кевин Андерсон и Рик Де Войст, представлявшие Африку в мужском турнире, вылетели кругом позже. Андерсон, проводящий лучший сезон в карьере, сейчас занимает 35 место в рейтинге. Стоит ли говорить, что больше в Топ-100 африканцев нет?

Де Войсту уже тридцать один год, а он впервые прошёл квалификацию Уимблдона. Сам игрок родился в Италии, вырос в столице ЮАР Претории, а сейчас живёт в американском Остине, где тренируется с Энди Роддиком. Рик – настоящий космополит, но он гордится, что представляет ЮАР.

«Африканский теннис – непаханая целина», - говорит Де Войст. – «Но нужно, чтобы развитием игры занимались на государственном уровне. Хорошо, что у нас есть Кевин, который всё время на виду. Он постоянно входит в первую полусотню мира, играет на крупнейших турнирах, встречается с лучшими игроками. Дети видят это, им есть на кого равняться. А то после Уэйна Феррейры в нашем теннисе вообще не осталось кумиров».

Действительно, Феррейра был подлинной звездой тенниса в девяностые годы. Он был универсальным игроком, дважды, в 1992 и 2003 годах, играл в полуфинале Australian Open, неоднократно входил в Топ-10 рейтинга АТР. Но он ушёл, а за ним оказалась пустота. 

ЮАР долгие годы была центром африканского тенниса. При этом, политика расовой сегрегации серьёзно ударила по спорту в стране. Теннис считался игрой только для белых, что вызывало бурю протестов и бойкоты со стороны других стран. Например, сборная Индии в 1974 году отказалась играть финал Кубка Дэвиса против команды ЮАР, ведомой такими мастерами, как Боб Хьюитт и Фрю Макмиллан. Бойкотировали турниры с участием южноафриканцев и советские спортсмены. Система апартеида была отменена в девяностые годы, но в обновлённой стране так пока и не удаётся воспитать новых чемпионов.

Местная теннисная федерация старается, поддерживая старые теннисные традиции, закладывать и новые. В частности, много денег направляется на популяризацию тенниса среди тех, кто раньше вообще о нём не знал, например, в районах с коренным населением.

При этом, другие традиционные виды спорта – футбол, регби, гольф, имеют в стране широкую популярность. В ЮАР прошёл чемпионат мира по футболу, местные гольфисты выигрывают крупнейшие турниры.

«У нас проводится много турниров по гольфу, и есть отличные игроки», - говорит Де Войст. - «Так что, с каждым новым успехом повышается интерес болельщиков. В то же время наш теннис находится в замкнутом кругу – мало домашних турниров, следовательно, молодые игроки не могут набирать рейтинг. А нет известных игроков – нет и спонсорской поддержки. Наша страна расположена очень далеко от основных центров тенниса. Так что, у молодых игроков часто попросту нет денег, чтобы ездить на большие международные турниры».

На самом деле, это беда многих стран, изолированных в географическом плане, например, Австралии или Аргентины. Но проблемы африканского тенниса лежат ещё и в экономической плоскости. Если футболисты из Африки могут уехать в Европу и там получить хороший контракт, то местные теннисисты ограничены в возможностях стать полноценными профессионалами и зарабатывать себе на жизнь игрой.

ITF частично финансирует поездки молодых игроков из развивающихся стран на большие турниры. Например, в этом году несколько юниоров из ЮАР, Зимбабве и Мадагаскара, благодаря этой поддержке, смогли попасть на Уимблдон. Но помощь ITF – это капля в море. Африканский теннис нуждается в масштабной поддержке государства и бизнеса. Без этого Чёрный континент так и останется белым пятном на теннисной карте мира.    

Игроки в сюжете: Андерсон КЭвин де Вост Рик
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке