Турниры прошедшей недели. Светлый рыцарь

9 июля 2012
Новости тенниса

Теннисное лето в самом разгаре, а под лондонскими дождями завершился очередной Уимблдон. Наверное, самый интересный Уимблдон нескольких последних лет. Самый интересный - и уж точно - самый символичный.

Он говорил, что вернётся. В июле прошлого сезона, в августе и сентябре, в конце года. Говорил, когда Жо-Вилфрид Цонга отыгрывал у него фору в два сета в четвертьфинале Уимблдона, когда Новак Джокович в Нью-Йорке с широко закрытыми глазами навылет принимал подачу на матч. Говорил, когда Энди Маррей (впервые за Бог знает сколько лет) отодвинул его на четвёртую строчку в рейтинге.

Он говорил. Ему не верили. В лучшем случае, снисходительно качали головой, прислушиваясь к словам новых королей тенниса. Более молодых, более сильных. Физически сильных, разумеется. Когда он утверждал, что у него есть долгосрочный план саморазвития - кто верил, что этот план удастся воплотить в жизнь? А зря, ведь он - Федерер. Практически синоним слова "теннис".

roger_1

Эта самая неделя, которая отделяла его от великого рекорда Пита Сампраса, как соринка в глазу, мешала жить долгие два года. Сначала казалось, что нужно справиться только с одним прибавившим Рафой, потом - ещё и с воспарившим к величию Новаком.

Он провёл сезон без единого выигранного "мэйджора", первый с далёкого 2002 года. Года, когда первой ракеткой был ещё Андре Агасси - последний, кому удавалось взойти на теннисный трон, состоя в клубе "кому за тридцать".

На фоне эпического противостояния Джоковича и Надаля не столь заметным было выполнение Федерером своего стратегического плана. А пока Рафа с Новаком поочерёдно теряли очки, невыразительный сезон-2011 играл Роджеру на руку. Ему не надо было защищать огромное количество очков, он просто делал свою работу. Как и всегда, безукоризненно.

Поражение Надаля ударило как гром с ясного неба. В ожидании "досрочного финала" с Новаком швейцарец чуть не проиграл Жюльену Беннето, но колоссальный опыт и мастерство провели его по тонкой ниточке над бездной. Это был шанс. Точнее, не так. Это был ШАНС, и Роджер им изумительно воспользовался.

roger_2

"Пока мы атакуем, нам не может быть плохо". Знаменитый слоган голландского футбола не всегда применим к теннису - здесь неподготовленные атаки могут принести большой вред. Но Федерер и "неподготовленные атаки" - это просто антонимы. Тем более, на Уимблдоне, где каждая травинка Центрального корта помнит и бережно хранит его следы.

Могли бы Джокович и Маррей повернуть ход истории в другую сторону? Возможно. Однако здесь слишком большую роль играет психологический фактор. Новак, прежде всего, не справился с давлением. Мартина Навратилова как-то сказала, что давление - привилегия великих. Джокович пока что - не фигура калибра Навратиловой. Он может стать подобным ей, но для этого нужно создать собственный план саморазвития. Такой же, как у Федерера. Или даже лучше.

И всё-таки Великобритания - удивительное место. Страна, фактически подарившая миру само явление спорта - и оказывающая жуткое давление на своих спортивных кумиров. В день финала лондонские газеты вышли с заголовками: "Сегодня мы узнаем, кто такой Энди Маррей - великий британский спортсмен, или же шотландский неудачник". Ни в одной стране мира такого бы не произошло. Энди не выдержал.

Вряд ли его будут сильно упрекать. Слёзы Маррея на церемонии награждения стали той каплей, что растопила ледяные сердца британцев. Энди плакал на глазах миллионов людей, которым он хотел подарить радость. Иные поражения дороже побед. Путь великой футбольной сборной Бразилии к мировому господству начался с шокирующего проигрыша на домашнем чемпионате мира в 1950 году.

А на всё это понимающим взглядом смотрел светлый рыцарь сэр Роджер. Он отлично знает, что такое поражение - но на сей раз титул был ему нужнее. У Энди ещё будут шансы, у Роджера – далеко не факт, и нужно пользоваться тем, что есть здесь и сейчас. Или же у него есть ещё один план?

Впрочем, Британия не осталась без героя. Им стал скромный "парник" Джонатан Мэррей. Теннисист, никогда не хватавший звёзд с неба, ни разу не сыгравший за более чем скромную национальную сборную в Кубке Дэвиса, он вместе с датчанином Фредериком Нильсеном шёл себе и шёл по турнирной сетке, пока не обнаружил себя стоящим на Центральном корте с чемпионским кубком в руках. 

johnatan_3

Датский теннис для большинства болельщиков начинается и заканчивается на Каролин Возняцки. А зря - ещё в пятидесятые годы датчанин Курт Нильсен дважды выходил в финал "одиночки" на Уимблдоне. Через год после смерти Курта его внук Фредерик поднял над головой, пускай и парный, но всё же такой важный и безумно дорогой для любого теннисиста трофей.

Что же касается титула на женском турнире, то здесь всё было предрешено ещё в первом раунде. Когда Винус Уильямс проиграла Елене Весниной. Каждый раз, когда сёстры приезжали на Уимблдон выступать в паре, кто-то из них выигрывал и одиночный турнир. В этот раз пришла очередь Серены.

102 эйса. Это ключевая цифра для понимания победы младшей Уильямс. Это больше, чем сделал за весь турнир Федерер, больше, чем сделал Маррей. В длительных розыгрышах против Петры Квитовой и Виктории Азаренко американка зачастую терялась и проигрывала. Подача решала исход борьбы в её пользу - как пушки в средневековых баталиях. "Последний довод королей".

serena_4

Нужно отдать должное и Агнешке Радваньской. Мало кто мог поверить, что не обладающая мощью Квитовой и Азаренко, да ещё и простудившаяся накануне финала, польская теннисистка сможет противостоять несокрушимой Серене. 

Ироничный Брэд Гилберт перед матчем предрекал Агнешке пять выигранных геймов, а в конце первого сета казалось, что американский тренер жутко преувеличивает. Кто может справиться с волнением, проиграв первый сет со счётом 1/6? Агнешка смогла.

Она заставила нервничать грозную соперницу, заставила её ошибаться. Когда пушечные удары Серены ложились в сантиметрах от линий корта - с "неправильной" стороны, когда на невозмутимом лице, четыре раза смотревшемся в зеркало чемпионского кубка, отчётливо проявлялись удивление и досада. Когда звание первой ракетки мира для Радваньской не казалось оксюмороном.

serena_5

49 секунд. Это вторая цифра, которая важна для осмысления победы Уильямс. Ровно 49 секунд потребовалось Серене, чтобы сравнять счёт в третьем сете - 2/2. Четыре эйса, четыре выстрела из орудий главного калибра - и Радваньска моментально вспомнила, с КЕМ она сегодня играет. Это стало моментом, когда чаши весов качнулись на сторону Серены. Качнулись - да таки и замерли до конца игры.

Пятый титул на Уимблдоне, четырнадцатый за карьеру. В отличие от Роджера, который, как легендарный брюсовский царь Ассаргадон, "исчерпал до дна тебя, земная слава", у Серены ещё есть ориентиры впереди. По восемнадцать титулов у Эверт и Навратиловой, двадцать два - у Граф.

serena_6

Великую немку Серена вряд ли догонит. Своих великих соотечественниц - кто знает? Тридцать лет - не такой уж и критический возраст в современном теннисе. Среди восьми чемпионов нынешнего Уимблдона, только Фредерику Нильсену ещё не исполнилось тридцати. 

При всей несхожести двух главных финалов турнира одно общее качество у них есть. Порядок и высочайший класс побили просто класс. Невероятный опыт, железная выдержка и порядок - вот что позволило двум тридцатилетним ветеранам взойти на очередной пьедестал. Добро пожаловать в мир порядка!  

Игроки в сюжете: Маррей Энди Мэррей Джонатан Нильсен Фредерик Радваньска Агнешка Уильямс Серена Федерер Роджер
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке