Страх и ненависть Дмитрия Турсунова

8 августа 2011
Статьи

Обозреватель официального сайта ATP Tour Роберт Дэвис в очередном выпуске альманаха DEUCE, посвященного судьбам различных теннисистов, рассказал о непростой карьере Дмитрия Турсунова, подробно остановившись на отношениях россиянина с отцом. По традиции рассказ ведется по большей части от первого лица, то есть состоит из цитат самого Дмитрия.

"Дмитрий Турсунов известен в Туре как большой шутник и агрессор на корте, а некоторые считают его однобоким и неинтересным спортсменом. Однако, характер этого россиянина настолько непрост, что вполне мог быть описан в одном из романов Достоевского. Он также и честолюбивый, глубокий философ, недавно помирившийся с уже ушедшим из жизни отцом, с которым на протяжении долгого времени имел крайне напряженные отношения.

Со своими светлыми кудрями, небесно-голубыми глазами и мускулистым телом Дмитрий немного напоминает статую Давида работы великого Микеланджело. Только послушайте несколько минут речь Турсунова и вы подумаете, что этот 28-летний парень всерьез увлекается Вольтером. Одно можно сказать наверняка - у Турсунова очень сложный, противоречивый характер, как у большинства главных героев романов Достоевского. Как сказал его соотечественник и в прошлом коллега Евгений Кафельников: "Личность Дмитрия поистине уникальна".

"Есть такие дни, когда я хочу всех радовать, но бывают и такие, когда не могу сделать никому ничего хорошего", - признается сам Турсунов. - "Возможно я использую сарказм и цинизм для самозащиты. Очень легко переключать внимание с себя на других людей, посмеиваясь над ними".

На теннисном корте Дмитрий ничуть не меньше склонен к самокопанию. Его настроение может меняться от комического к трагическому, он может буквально погружаться в летаргический сон, а затем оживать и вновь бороться с огнем в глазах. И все это в одном матче, в отдельно взятом сете.

"В течение жизни получаешь самый разнообразный опыт, а люди пытаются дать тебе одно краткое определение, словно книге в библиотеке. Думаю, то же самое относится и к теннисистам - для них ты либо комик, либо трагик. Русских часто называют непредсказуемыми, хотя у нас было достаточно игроков, которые напоминали своим поведением роботов", - отмечает Турсунов.

Если говорить о прогнозах, многие тренеры и теннисисты называли весьма вероятным возвращение Турсунова к форме 2006 года, когда он достиг высшего для себя места в мировом рейтинге - 20-го. Всего год назад Дмитрий был за пределами Топ-500, но сумел подняться на 45-ю строчку и сейчас играет достаточно хорошо для того, чтобы поверить в его возвращение в Топ-20. Это все верно в том случае, если он сохранит здоровье, в чем есть серьезные сомнения. Пусть Турсунов и завоевал семь титулов ATP за карьеру, при этом больше времени у него заняла реабилитация после травм, нежели состязания на кортах. Теперь, победив на турнире категории "250" в Хертогенбоше и на двух "Челленджерах" (в Сингапуре и Бате), Дмитрий быстро набирает былые кондиции.



"За последние два года меня беспокоили только лодыжки. Будучи теннисистом, ты ориентируешься на свой рейтинг и оцениваешь себя по данному показателю. А когда вдруг откатываешься назад на несколько сот позиций, ощущаешь себя как загнанная лошадь на бешеных скачках. В каждом матче начинаешь оказывать на себя давление в связи с конечным результатом. Если выиграю, значит я большой молодец, а что будет, если все же проиграю? Когда победил в Хертогенбоше, многие представители теннисной индустрии стали здороваться со мной за руку и говорить: "Отличная работа!" А я в это время думал: Вау, ребята, я раньше и не знал, что вас волнует мое существование".

Любители тенниса лучше узнали Турсунова в 2006 году, когда он стал соавтором ряда блогов о повседневной жизни игрока Про-тура. Эти блоги стали настоящим хитом и предметом для обсуждения как для спортсменов в раздевалке, так и для организаторов соревнований. Кто бы мог подумать, что Турсунов с одинаковой легкостью может высмеивать как тривиальные, так и необычные ситуации?

Нет никакого сомнения, что теннис задолжал Дмитрию. После трех операций на лодыжках и длительных пауз в выступлениях Турсунов теперь по-другому смотрит на многие вещи в своем спорте. "Сейчас я наслаждаюсь теннисом в гораздо большей степени, чем делал это в прошлом. Многие вещи открылись мне с неожиданной стороны", - признает россиянин. - "Чтобы подняться на вершину горы, всегда нужно начать с маленького шага, затем сделать второй, третий шаги... Когда был моложе, не хотел начинать с малого, собирался в буквальном смысле взлететь наверх. Мне очень не нравилось давление, которое испытываешь при счете 40-40, 5/5 в решающем сете. В таких случаях раньше я всегда отдавал инициативу, надеялся на двойную ошибку соперника. Но в данный момент не буду ждать двойной ошибки другого, а выполню активный прием, начну розыгрыш и буду решать, каким образом завершить его в свою пользу".

Даже неискушенному болельщику очевидно, что Турсунов играет в силовой теннис. Начиная c подачи и заканчивая ударами с задней линии, его игра похожа на атаки бомбардировщика B-52. Тактика Дмитрия довольно проста: бить изо всех сил и искать свои шансы. Он знает, что рано или поздно соперник ответит коротко, и тогда он, как пантера, ринется на мяч и пробьет навылет. Одно ясно наверняка: если в теннисе Турсунова и есть какие-то слабости, то главные их причины - неигровые.

"Возможно, некоторые критики могут заявить, что я просто идиот, мощно бьющий по мячу. Раньше я часто атаковал наудачу - многие мячи не попадали в корт. Сейчас стал более осторожен. Но ни один тренер не скажет вам точно, в какой именно момент следует рискнуть, а в какой переждать. Это немного похоже на покер. Нельзя научить человека: блефовать ему или не блефовать в соответствии с различными ситуациями. Можно изучать статистические данные, процентные показатели соперника - но в нашей игре в любом случае многое решает человеческий фактор. Лучшее, что можно сделать, чобы гарантировать себе хоть какой-то стабильный показатель - вообще исключить сумасшедшие удары. Но в конце концов всегда будет искушение выполнить удар между ног, который может привести к "виннерсу".



Виталий Горин работал с Турсуновым с того момента, как молодой россиянин хорошо проявил себя в теннисной академии штата Калифорния в возрасте 12 лет. Виталий еще слишком молод, чтобы выступать в роли отца Дмитрия, поэтому он скорее заменяет ему старшего брата и личного психолога.

"Когда мы только приехали в академию, я был потрясен той силой, с которой он бил по мячу", - вспоминает Горин. - "В 12 лет его удар был сильнее, чем у большинства игроков колледжей. К тому же я сразу понял, что он особенный. Хотя в столь юном возрасте жизнь уже успела потрепать его. Скажем так, отношения Димы с родственниками сделали его более закрытым от большинства людей. Многие молодые ребята, приезжавшие ко мне, уже через месяц начинали плакать и проситься домой. С Дмитрием все было по-другому".

Хотя команды Турсунова и Горина продолжали свое сотрудничество, был момент, когда талантливому, но упрямому парню из России решил помочь сам Хосе Игуэрас. "Хосе определенно много для меня сделал. Думаю, иногда я был не в духе и не мог принять все то, что он хотел мне передать", - замечает Турсунов. - "Он хотел привнести в мою жизнь порядок, покончить с моей неопределенностью и нестабильностью. Я должен был пройти через это, чтобы оказаться на своем нынешнем месте. Игуэрас на все сто процентов оказал положительное влияние на мою игру".

Турсунов удивительно откровенен. Он не стесняется признать тот факт, который обходят многие другие игроки: на корте его часто терзают сомнения. В прошлом году в полуфинале турнира в Санкт-Петербурге Турсунов играл с соотечественником Михаилом Южным. Дмитрий вел 6/5 в решающем сете и заработал первый из трех матчболов. В следующем розыгрыше Южный фактически был выбит с корта и вернул мяч на хавкорт - Турсунову оставалось только подставить ракетку. Однако он ударил в сетку с бэкхенда.

"Мне просто нужно было оставить мяч в игре - и матч был бы выигран, это определенно был простой удар", - признает Турсунов. - "Я слишком долго думал об этом: Что именно мне делать? Ударить кроссом, по линии, в угол? Плоско или с вращением? Когда был моложе и быстрее, больше играл на инстинктах. Но с годами начинаешь сомневаться, понимая, что одно нелепое очко способно решить судьбу матча".

Слушая Турсунова, можно сделать поспешный вывод, что он никогда не мог совладать с нервами. Но это совсем не так. В полуфинале Кубка Дэвиса Россия - США хозяева вели 2-1, и Турсунов должен был заменить Михаила Южного в матче против Энди Роддика. Стадион "Олимпийский" в Москве был забит до отказа. Как здесь не занервничать? Однако Турсунов показал, что он не робкого десятка и в итоге победил соперника за 4 часа 38 минут - 6/3, 6/4, 5/7, 3/6, 17/15 и вывел таким образом Россию в финал.

Роман русского классика Льва Толстого "Анна Каренина" начинается словами "все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему". Толстой конечно не имел в виду теннисный Тур, но этот афоризм полностью применим к нему: здесь часто случается, что деспотичный отец доводит своего талантливого ребенка буквально до края пропасти.

"Будучи ребенком, не могу припомнить ничего другого в своей жизни, кроме тенниса. Я так или иначе должен был играть и выигрывать почти каждый день, и на меня оказывалось огромное давление в связи с этим. Думаю, что теннис стал моей профессией без моего личного выбора", - вспоминает Турсунов. - "Когда был совсем молод, мог убежать от отца и от бесконечных тренировок, тогда он кричал мне в спину: "Однажды ты поблагодаришь меня за все это!" Я отвечал ему про себя: Никогда тебя не прощу, и тем более не скажу "спасибо". Кому захочется каждое утро есть морковь, чтобы витамин B помогал лучше видеть мяч на корте?"



Я покинул Россию в возрасте 12-ти лет. Затем мы с отцом проводили вместе гораздо меньше времени. Я прекрасно знал, что мне надо ярко проявить себя в калифорнийской академии, чтобы как можно дольше не возвращаться домой. Не получал полного удовольствия от игры, так как причина моих усердных тренировок была не спортивной. Многое тогда казалось мне лишенным смысла.

С годами мой отец стал гораздо спокойнее. Возможно, он понял, что сделал свою работу, и теперь я сам могу позаботиться обо всей семье. Если бы я победил на Уимблдоне, поправил бы свое финансовое положение, больше людей стали бы уважать меня как теннисиста. Но думаю, что в конечном счете мы любим своих друзей и близких не за их выдающиеся результаты. Вся жизнь отца была связана с моей карьерой теннисиста. Но затем он перешел в такой возраст, в котором прекрасно понимаешь более важное значение других вещей в жизни".

29 ноября 2010 года Турсунов узнал о том, что у его отца диагностирован рак поджелудочной железы и ему осталось жить не более полугода. "Теннис скорее разделил нас с отцом, нежели сблизил. Поэтому в последнее время я избегал говорить с ним о теннисе. Но даже лежа на больничной койке он пытался объяснить мне, как нужно лучше реализовывать брейк-пойнты", - рассказывает Дмитрий.

Через три недели после победы Турсунова в Хертогенбоше его отец Игорь ушел из жизни. "Когда он умирал, у меня в голове была только одна мысль: я благодарен ему за все, что он для меня сделал. Я понял, что он желал мне только самого лучшего, делал для меня все, что было в его силах - и папа это почувствовал. Искренне хочу сказать отцу "спасибо".

Мог ли я поменять что-либо в своей жизни, изменить ход своей карьеры? Возможно, сейчас я в ряде случаев поступил бы по-другому, не знаю точно. Уверен лишь в одном - для меня теннис сравним с долгим путешествием, и каждый здесь идет по собственной дороге. То знание, которое получаешь на своем пути, остается в памяти на более долгий срок, нежели разочарования", - заключает Турсунов".   

Игроки в сюжете: Турсунов Дмитрий
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке