Стокгольмский синдром, или почему Бернард Томич не может добиться успеха

29 мая 2013
Новости тенниса

Австралийский теннисист Бернард Томич после многочисленных скандалов со своим участием попытался снова выйти из-под опеки собственного отца. Неудачно – приехав на Открытый чемпионат Франции под руководством Томича-старшего, Бернард уже в первом круге неудачно сыграл против румына Виктора Ханеску.

Бернард Томич вошёл в зал для пресс-конференций "Ролан Гаррос", улыбаясь собравшимся журналистам. Как будто лишь вчера он проиграл Новаку Джоковичу в четвертьфинале Уимблдона. Как будто не было полутора сезонов сплошных скандалов, эпизодически фееричной игры и множества несбывшихся надежд. Он шутил с репортёрами, делился своими планами на будущее, рассказывал о ситуации с собственным отцом.

"Мой отец сейчас находится в Париже и по-прежнему со мной работает. Он остаётся моим отцом и остаётся моим тренером. А ещё я очень его люблю. В наших отношениях ничего не изменилось". 

Да, похоже всё действительно серьёзно. Ещё несколько месяцев назад Бернард просил судью на вышке удалить его отца с трибуны, потому что постоянные крики и советы Джона Томича раздражали его. Еще несколько недель назад отец теннисиста был лишён аккредитации на турниры АТР за избиение спарринг-партнёра Бернарда монегаска Тома Друэ. Почти весь Тур считает Джона Томича злым гением собственного сына. Только вот Бернард опять возвращает ситуацию на круги своя.

"Недавно Бернард зашёл ко мне в больницу и сказал, что больше не собирается ездить с отцом по турнирам. Он давно пытался избавиться от отпеки отца. Ему было тяжело, ведь он даже не знает, как можно работать по-другому. Такое ощущение, что Бернард был заложником, у которого стокгольмский синдром", - вспоминает Друэ.

thomas_3

В точку, Тома! Именно стокгольмский синдром. Когда человек слишком долгое время находится у похитителей, под их влиянием, он начинает симпатизировать своим похитителям, воспринимать их как близких людей. Опасность стокгольмского синдрома в том, что люди, находящиеся в его власти, могут начать действовать против собственных интересов. Например, мешать своему освобождению.

Главная беда в том, что "похититель" Бернарда Томича - его собственный отец. Один из поколения теннисных отцов, отчаянно пытающихся повторить успех Джимми Эверта и Ричарда Уильямса. Или хотя бы Юрия Шарапова. Старающихся добиться успеха посредством собственных детей. Не столько желающих им счастья, сколько страстно жаждущих реализовать себя - через них.

Вот только Джимми Эверт был известным теннисным тренером ещё до рождения Крис, Ричард Уильямс на самом деле оказался талантом-самородком, а Юрий Шарапов попросту передал дочь в руки человека, который действительно мог вырастить из неё суперзвезду. Отказался от всего ради её успеха. Жертва, которую никак не смогли принести, например, Дамир Докич, Пётр Возняцки и Вальтер Бартоли. Или, разумеется, Джон Томич.

john_2

"Я видел, как Джон бил сына в лицо. Это также видел один из тренеров в клубе, где мы тогда тренировались. У Бернарда пошла кровь из губ, она капала прямо на корт. Такое случалось регулярно, но я старался не вмешиваться. Бернард пытался сказать отцу, что не хочет слушать его, на что тот реагировал крайне агрессивно. Помню, как Томич-старший в гневе разбил три ракетки подряд, а уже через полчаса он весело разговаривал с сыном".

Это снова Тома Друэ, и ему действительно веришь. После того, как австралиец Джон Миллман во всеуслышание благодарит свою осмотрительность за то, что год назад не принял предложение Джона Томича стать спарринг-партнёром Бернарда. После того, как горе-специалиста официально отстранили от всех турниров под эгидой АТР. После того, наконец, как сам Томич-младший выдаёт очередной невнятный сезон за пределами Австралии.

Действительно, мистика какая-то выходит. Год назад Томич дошёл до полуфинала в Брисбене (прошёл бы и дальше, но там в соперниках был Энди Маррей) и до четвёртого круга на Australian Open (а здесь - Федерер). Стоило же теннисному каравану переместиться из Австралии на другие континенты, как сразу пошли стартовые поражения. 

Из двадцати четырёх турниров, сыгранных за пределами родной страны, на двенадцати Бернард уступал в первом же матче. Неважно, был ли это грунт, хард или столь привычное для любого австралийца травяное покрытие. Стоило же начаться новому сезону в Австралии - Томич снова впереди всех на лихом коне. Или, подстраиваясь под местные условия, на лихом кенгуру.

bernie_4

На Кубке Хопмана он наносит поражение самому Новаку Джоковичу, в Сиднее завоёвывает первый в карьере титул АТР, а в третьем раунде Australian Open два сета из трёх героически сражается с Федерером. Потом австралийская часть сезона заканчивается... и не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что происходит после этого.

Роттердам, Дубай, Монте-Карло, Мадрид, и вот теперь "Ролан Гаррос" - на всех этих соревнованиях Томич проигрывал в своём стартовом матче. Правда, Виктору Ханеску в Париже он не проиграл, а снялся с соревнований, надорвав мышцу ноги. Но что это, в конце концов, меняет?

Комплекс родного дома, внушённый отцом? Что это единственное место на земле, где Бернарда любят и защитят от всех невзгод? Не зря же, нарушив правила дорожного движения в прошлом году, теннисист скрылся от полицейских именно в родительском доме. К сожалению, нельзя построить в этих стенах теннисный корт и проводить там все соревнования Тура. В противном случае Бернард Томич давно уже стал бы первой ракеткой мира.

"Отец Бернарда не будет присутствовать на трибунах, но он будет давать указания. Думаю, всем очень важно знать, что у них крепкие и хорошие отношения. К сожалению, в жизни Томича в последнее время много проблем, но я уверен, что он с ними справится". Это уже Тодд Вудбридж, бывшая легенда австралийского тенниса, а ныне чиновник в национальной федерации.

Вряд ли, впрочем, стоит так уж верить словам одного из прославленных "Вудисов". В конце концов, он, как функционер, не хочет громких скандалов с главной звездой своей страны. И, пока что, первой ракеткой Австралии. Тем временем отрыв Томича от идущего в национальном рейтинге вторым Маринко Матошевича составляет всего четырнадцать очков…

bernie_1

Томич-младший может сколько угодно любить своего отца. Но если он не осознает, что нельзя до седых волос сидеть под его опекой, ничего хорошего у одного из самых талантливых теннисистов мира не получится. А ведь когда у Бернарда появятся дети, все свои нереализованные амбиции он попытается воплотить в них. Порочный круг, вырваться из которого не так-то просто.

Игроки в сюжете: Томич Бернард
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке