Шамиль Тарпищев: Только Новак Джокович способен выиграть все четыре "Шлема" за сезон

8 июля 2014
Новости тенниса

Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в интервью корреспонденту Портала GoTennis.ru прокомментировал результаты третьего в сезоне турнира "Большого шлема" - Уимблдона, а также рассказал о планах развития тенниса в Крыму и проблемах, с которыми сталкиваются тренеры при подготовке молодых теннисистов.

- Стала ли для Вас сюрпризом победа на Уимблдоне чешской теннисистки Петры Квитовой?
- Для неё трава - идеальное покрытие. Она хорошо подаёт. Если брать усреднённый коэффициент первой и второй подачи, то она в тройке сильнейших теннисисток Тура. Да, она часто ошибается, но количество очков, которые она выигрывает в один-два удара, впечатляет. Трава является самым быстрым покрытием, что только усиливает сильные стороны Петры. Когда она в форме, то на таких кортах опасна для любой соперницы. Что касается её соперницы по финалу Эжени Бушар, то у молодых теннисисток проблема всегда одна - это был первый финал, её просто парализовало.

- Александр Богомолов считает, что последние проблемы американки Серены Уильямс на турнирах "Большого шлема" связаны с психологией. Как Вы думаете, почему лидер мирового рейтинга так плохо выступает на "Шлемах" в текущем сезоне?
- Соглашусь с Александром Сергеевичем в том, что у Серены действительно есть проблема первых кругов. Если она вошла в ритм турнира, то остановить её уже очень сложно. Но в стартовых раундах с ней можно справиться. Проблема кроется в её календаре, которой сильно зависит от физического состояния. Она слишком мало играет. Если ты так редко выступаешь, то нервная система не тренируется. В результате нет такой ровной и стабильной игры, которая необходима на старте.

- Что Вы скажете о румынке Симоне Халеп? За счёт чего ей удаётся одинаково играть на любом покрытии?
- Симона играет во многом от соперницы. Она невероятно цепкая теннисистка и отлично двигается по корту. Благодаря этому она редко оказывается в ситуации, когда её надо тянуться за мячом. Симона грамотно подходит к мячу. Если соперница начинает играть короче, то Халеп сразу же входит в корт и бьёт по восходящему мячу. В такой ситуации её оппоненты не успевают среагировать. Если резюмировать, то успех Халеп кроется в трёх компонентах: цепкость, игра по восходящему мячу и невероятная концентрация внимания. Она будет побеждать. Сейчас теннис идёт по пути сокращения расстояния между соперниками во время розыгрыша. Тебе необходимо сокращать дистанцию, но если ты делаешь это, то должен быть уверен в том, что успеешь на адекватный ответ. Халеп этим обладает, она способна стоять в корте. В итоге она отвечает с такой же силой, что и предыдущий удар.

- Можно ли сказать, что чемпион мужского Уимблдона серб Новак Джокович является сейчас номером один в мире не только по рейтингу, но и по игре?
- Я считаю, что он последние четыре года является номером один в Туре. То, что он по факту не был какое-то время лидером рейтинга, является только его виной. Он стал играть слишком много турниров. На "Ролан Гаррос" пик его формы пришёлся на четвёртый раунд и четвертьфинальный поединок. Потом уже наступил спад. Это тактический просчёт тренерского штаба. При разумном календаре он все четыре года должен был быть первым.

- Способен ли Джокович выиграть все четыре турнира "Большого шлема" за один сезон?
- Только он на это и способен. Думаю, если это произойдёт, то только в следующем сезоне. Потом уже начнут выходить на первый план Григор Димитров, Милош Раонич, Ник Киргиос. В крайнем случае ещё через сезон, но будет ещё сложнее.

- У Вас хорошие личные отношения с Новаком. Не приглашал ли он Вас на свадьбу?
- Мы часто переговариваемся, хорошо общаемся, но свадьба уже завтра (смеётся). Расскажу вам историю. Перед Олимпиадой в Лондоне он тренировался с нами. Однажды играли в футбол, так он решил встать на ворота. Я ему говорю: "Ты чего делаешь? А вдруг палец выбьешь или ещё что-то". Он рассмеялся. Отличный парень, очень приятный в общении человек. Он мне лично обещал, что готов в свободное окно в своём календаре приехать в Москву и бесплатно сыграть в выставочном матче.

- Как будете поздравлять Новака с торжественным событием?
- Поздравим обязательно. Этот вопрос мы точно решим (смеётся).

- Почему в современном теннисе молодые теннисисты практически не добиваются весомых результатов, хотя раньше, к примеру, Рафаэль Надаль выиграл первый "Шлем" в восемнадцать лет, Роджер Федерер - в возрасте двадцати одного года...
- Если говорить о российских игроках, то мы вообще по своему развитию ближе к скандинавским странам. Мировые нормы на 12 лет, на возрастные категории 14 и 16 лет, не соответствует российским стандартам. Мы формируемся на два-три года хуже. Из-за этого мы много теряем среди молодых игроков. Несформировавшемуся ещё игроку невероятно сложно выиграть турнир для 12-летних. Нас постоянно спрашивают, зачём мы везём именно этих игроков на турнир. Просто потом они сформируются и нагонят своих сверстников. Но потери очень большие.

Думаю, все знают историю про Рафаэля Надаля. Он выиграл национальный чемпионат Испании, после чего его дядя и тренер Тони Надаль позвонил в руководство федерации и спросил: "А кто из победителей этого турнира потом добивался значимых результатов во взрослом Туре?" В ответ он услышал только одну фамилию - Алекс Корретха. Получается, что мы заведомо в детском возрасте сконцентрированы на тех, кто в итоге не заиграет.

Если говорить о Григоре Димитрове и остальных молодых теннисистах, то вот к этому мы и приходим. Раннее развитие очень характерно для южан. Они действительно рано раскрываются. В России теннис развивается преимущественно в средней полосе, так что развитие немного тормозиться. Поэтому надо смотреть на будущих чемпионов не в 12-летнем возрасте, а уже лет в 14. Да и то не факт, что победитель чемпионата до 14-ти лет сможет в итоге перейти в профессионалы. К сожалению, в нашей страны приняты другие нормативы. Мы вынуждены по ним работать. Я неоднократно говорил, что необходимо менять их.

В теннисе если у тебя нет быстроты или выносливости, то дальше делать уже нечего. Мы выяснили, что быстрота у ребёнка закладывается в возрасте 7-9 лет. Если что-то выпадает, то потом приходится очень сложно. А вот над выносливостью можно работать лет до 16-ти. Но в наших нынешних условиях мы много теряем именно в этот период. Сейчас настолько развиты технологии, что можно оптимизировать тренировочный процесс так, что, не делая ничего лишнего, годовой тренировочный объём будет колебаться от 700 до 1.300 часов. А в данный момент мы видим, что порядка 70% молодых игроков попросту перетренированы. По ребёнку сложно понять устал он или нет. Они быстро восстанавливаются, а усталость всё равно накапливается. Это как раз и приводит к потере быстроты. Практически все наши нормативные вещи нужно менять! Но это невероятно сложно сделать... Да проще умереть (смеётся).

Извините, я немного завёлся. Вообще в теннисе нет предела совершенству. Всегда можно найти, над чем работать. Спортсмен должен проводить 18 обязательных турниров. Невозможно быть на пике формы всё это время. Сама система тенниса неправильная. Отсюда идут травмы. Вспомните, Джимми Коннорс закончил играть в возрасте 41 года. И таких примеров много. Но тогда не было такого огромного количества травм.

Скорость игры за счёт введения новых технологий возросла на 23%, но при этом увеличился и календарь. Это парадокс. Возникает вопрос: "Почему в первой десятке женского Тура половина игроков - "инвалиды"? Вспомните, наша Олимпийская чемпионка Елена Дементьева просто не умела подавать. Один раз мы играли в Кубке Федерации. Все знают, что она всегда подавала сопернице под правую руку. Говорю ей, чтобы она хотя бы раз подала по линии, а в ответ слышу: "Я не умею".

Очень важна психология. Я много времени занимался этим, учился выведению и введению игроков в состояние стресса. Если ребёнок по своей натуре агрессор, то зачем его учить играть на задней линии? Это противоречит его структуре. Необходимо развивать его игру с лёта, ставить на паркетный пол. Таких групп, основываясь на типах характера, можно выделить шесть. К чему ребёнок расположен, в том он и будет лучшим. Также очень важна окружающая среда - покрытие кортов, мячи. Когда всё это сделано, то нужно смотреть тактику.

Если я выхожу на корт, то играю в свой любимый теннис. Если у меня это не получается или не приносит результата, то надо уметь сыграть в то, что поможет победить. Посмотрите на Новака Джоковича. Он всегда старается найти пути к победе, применяет разные тактики. Это игрок без слабых мест. А посмотрите на остальных игроков из десятки - у каждого есть какие-то слабые места.

Приведу ещё один пример - Игорь Андреев. Просто посмотрите, как он играл в теннис и что мог делать на футбольном поле. Это две совершенно разные вещи. На футбольном поле он творец, художник, а на корте становится игроком одного удара с задней линии. Это из него сделали в Испании, где он тренировался в юношеском возрасте. Они просто испортили парня. До восемнадцати лет можно смело формировать психологическую составляющую игрока. Если бы у нас были условия, чтобы делать здесь всё как надо, то мы бы весь мир похоронили. А на деле у нас ничего нет. Мы даже пары не тренируем! Я когда в Кубке Дэвиса ставлю парников, то просто импровизирую.

- Если говорить о парном теннисе, то с чем на Ваш взгляд связано ухудшение результатов Екатерины Макаровой и Елены Весниной?
- Они просто стали меньше играть.Сейчас Екатерина и Елена концентрируются на одиночном разряде, а пара для них второстепенна. Я считаю, что Андрею Кузнецову надо переключаться именно на парный теннис.

- А кто был бы идеальным напарником для Андрея?
- Мог бы Карен Хачанов.

- Андрей Рублёв и Карен Хачанов будут играть в парном разряде на ближайших турнирах серии "Фьючерс" и юношеских Олимпийских играх. Какие у них перспективы?
- Важно, чтобы совпадали характеры. Могу сказать, что через несколько лет все парные турниры будут выигрывать представители Азии. В этом регионе на парном теннисе сконцентрировано огромное внимание. Нам нужно провести своеобразную селекцию, подобрать ребят характерами, но как это сделать, когда нет денег и кортов? В хорошей паре игроки должны быть подобраны по характеру - один "ведущий", второй "ведомый".

Бывало, что специально садился в матчах Кубка Дэвиса между игроками и одному говорил одно, а второму - другое. Мне всегда помогало, что я много изучал психологию. Посмотрите, у нас с 1974 года всегда были яркие индивидуальности, сильные характером игроки. И при этом в команде никогда не было скандалов. Посмотрите при этом на другие виды спорта. По сути, мы знаем, что нужно делать, но шансов изменить что-то практически нет.

- Вы говорили о материальной базе...
- Повторю ещё раз - нам нужен бюджет в 30 миллионов долларов в год. За три сезона мы всё сделаем. Когда есть деньги, то не обязательно даже само наличие тренировочной базы, потому что можно взять её в аренду. Сейчас есть три точки, где было бы идеально тренироваться: в Хорватии, Прибалтике и Крыму. Почему я говорю о Юрмале? Там потрясающий климат для занятия теннисом. Местные условия богаты йодом, который позволяет быстрее восстанавливаться и больше времени уделять тренировкам. Ты сможешь выполнить там четыре часа работы, в то время как в той же Испании только полтора. Это существенная фора. В Крыму ещё и потрясающий воздух. Меня больше всего раздражает, что 30 миллионов евро - это половина футболиста... А у нас это весь теннис на год.

- Кто будет заниматься финансированием теннисной базы в Крыму?
- Этим будут заниматься на государственном уровне. Соответствующее распоряжение было отдано министерству. По этому поводу волноваться не стоит, там всё построят.

- А комплекс в Сочи?
- Мы договорились, что там будет комплекс... Но, честно говоря, это не лучшее место. Дело в том, что там очень высокая влажность, так что с восстановлением будут серьёзные проблемы.

Игроки в сюжете: Джокович Новак Квитова Петра Рублёв Андрей Халеп Симона Хачанов Карен
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке