Роджер Федерер: В моей карьере был период, когда я ненавидел тренировки

27 августа 2012
Новости тенниса

Первая ракетка мира швейцарец Роджер Федерер в преддверии старта US Open рассказал о том, как ему удаётся преодолевать спады в карьере, собственной психологической устойчивости, а также поведал о своей жизни за пределами корта.

- Практически все великие теннисисты переживали такой период в карьере, когда просто ненавидели теннис или напрягались из-за места на вершине рейтинга. По Вам такого не скажешь, как Вы справляетесь с этим?
- Для меня всегда было огромной честью находится в числе сильнейших игроков мира. Не важно, была это первая десятка, пятёрка, тройка или и вовсе первая строчка рейтинга. Я всегда говорил, что люблю быть на вершине и этот факт никогда не изменится.

Почему я так ценю тот факт, что нахожусь на вершине? Дело в том, что в начале профессиональной карьеры у меня был очень сложный период. Мне до сих пор стыдно за один эпизод - в 1998-м году я выиграл Orange Bowl, затем приехал в Майами, где получил wild card на "Мастерс". Я вышел на корт, но играл нехотя и не приложил никаких усилий к победе. Я проиграл что-то вроде 5/7, 6/7, но даже не пытался бороться. Мне пришлось пройти через подобное. Я ненавидел тренировки, не мог держать концентрацию по ходу матча. Я справился, и смог сделать это ещё в самом начале карьеры. Думаю, именно поэтому у меня сейчас нет никаких проблем, и я абсолютно счастлив.

Я был очень талантливым молодым игроком и все вокруг говорили о том, что я буду первой ракеткой мира, чемпионом турниров "Большого шлема" или будущим Питом Сампрасом. Однако всё это в итоге пошло мне на пользу, ведь я научился бороться с этим, справляться с давлением. Именно поэтому я очень впечатлён Новаком, Энди и Рафой. Я не припомню, чтобы у них были подобные спады. Может что-то и было, когда они были совсем юнными теннисистами - я не помню их в этом возрасте - но они действительно отлично начинали свои карьеры. Я тоже начал неплохо, но у меня постоянно случались какие-то провалы. Так что сами понимаете, я не могу быть недоволен тем, что являюсь первым в мире.

- Чего больше всего желает молодой игрок?
- Наверное, в идеале - всегда играть на центральном корте в присутствии 50,000 зрителей и, конечно же, всегда побеждать.

- Вы думали, что всё будет легко?
- Да, но получалось всё вовсе не так. Для этого нужно очень много работать.

- В последние несколько лет у Вас были очень тяжёлые поражения: два от Джоковича на US Open, одно от Цонга на Уимблдоне, когда вы упустили преимущество в два сета. За счёт чего Вам удаётся так легко справляться с этим?
- Самое ужасное было бы, если бы это действительно могло выбить меня. Сегодня мне кто-то задал вопрос: "Победа на US Open поможет вам забыть разочарование от Олимпиады". Я сначала не понял, всерьёз ли меня спросили об этом! Какое разочарование? Я так счастлив, что выиграл медаль. Я показал лучший результат, на который только мог рассчитывать. Энди играл намного лучше меня. После окончания турнира я немного отдохнул, затем собрал сумки и забыл о прошедшем турнире - впереди у меня ещё несколько месяцев в Туре. Оглядываясь, я испытываю только гордость за то, что принёс своей стране медаль. Это было потрясающее лето.

Давайте не будем обманывать себя - я сыграл просто отлично. Я вообще стараюсь всегда мыслить позитивно. Думаю, это помогает мне в трудные периоды.

- Вы всегда придерживались такого взгляда на жизнь, или это приобретённый навык?
- Думаю, у меня это от природы, но в то же время важно оставаться реалистом, а не просто ходить и говорить, что всё превосходно. Это не всегда так, и я прекрасно понимаю это. Поэтому я всегда спрашиваю с себя в моменты, когда всё идёт превосходно, когда дела идут не так хорошо. Я всегда веду внутренний диалог. Я постоянно задаюсь вопросом: "Как можно спланировать всё ещё лучше, как лучше тренироваться, проводить свободное время, где ещё я могу прибавить?" Всегда есть где прибавить. Да, я в какой-то степени перфекционист, но при этом не сумасшедший.

- У Вас потрясающее здоровье - практически не было серьёзных травм. Некоторые игроки говорят, что это дар. Как Вы к этому относитесь. Это идёт от природы или является плодом упорных тренировок?
- Это неправда. Может быть мне просто немного повезло в начале карьеры, что удалось избежать травм. Сегодня я видел одну девочку, у неё нога была на специальной стяжке. Это значит, что ей предстоит провести серьёзную операцию и кто знает, как будет складываться её карьера после такого серьёзного вмешательства. Мне кажется, что в самом начале карьеры, когда ты уже играешь, но ещё не полностью перешёл на профессиональный уровень, то тебе нужно немного удачи. Травма в таком возрасте может очень сильно повлиять на твою карьеру, потому что может повлечь за собой и другие повреждения. Но я думаю, что порядка 80 процентов ребят в Туре избежали подобного.

А вот в дальнейшем уже многое зависит именно от того, как ты работаешь, как выкладываешься на тренировках, кто тебя окружает. Насколько хорошо ты чувствуешь своё тело, сможешь ли ты отказаться от денежных предложений, которые заставят тебя лететь на другой конец света, чтобы играть незнамо где, хотя при этом ты понимаешь, что тебе не следуют делать это. У меня таких проблем не было. Просто я всегда просчитываю дальнейшие варианты. Если не заглядывать так далеко, а думать только и сиюминутной выгоде, то ты обязательно допустишь ошибку.

- Как Вам удаётся продолжать выступления после рождения близняшек?
- Это приходит со временем, плюс у меня прекрасная жена и отличная поддержка. Просто стараюсь справляться с этим по мере возможностей. Лучше ли для Мирки оставаться дома с детьми пока я нахожусь в Туре? Это очень сложный вопрос. Иногда они чувствуют себя не очень хорошо и ты начинаешь думать, что делаешь что-то ужасное, но ведь все дети периодически болеют. Естественно мы виним себя: "Как это могло произойти?" Стараемся предотвратить это, но на самом деле это всё в порядке вещей.

Конечно, понимание этого стоило мне многих бессонных ночей. Может быть, я даже проиграл какие-то матчи из-за этого, но кого это волнует? Я стараюсь справиться со всем этим и по-прежнему показываю отличный теннис. Я играю намного лучше, чем думал. На данный момент я являюсь первой ракеткой мира, так что делаю всё правильно.

А теперь посмотрим на это с другой стороны. У меня двое замечательных детей, прекрасная жена и это превосходно! Мне повезло, что я прохожу через этот период и получаю от этого удовольствие. Это ведь не просто пробивать форхенды и бэкхенды.

- Вам бы хотелось иметь ещё детей?
- Я был так счастлив, что у нас с Миркой будет двойня. Я не мог поверить, что у нас родятся близняшки. Это было шоком для меня, но в хорошем смысле этого слова. Я не знал, как это будет, как они будут расти. Сейчас я смотрю как они играют друг с другом и это потрясающе. Посмотрим, что будет дальше. Давайте поговорим об этом через год.

- Ваши дочки уже держат ракетки в руках?
- Да, но ничего особенного. Я надеюсь, что они сами выберут себе вид спорта. Мне кажется, так будет правильно. Если они решат заниматься каким-нибудь видом спорта, то я буду только рад, потому что это отличная школа жизни.

- У Вас ещё остались какие-то цели?
- В теннисе всегда есть много достижений, которые тебе хотелось бы повторить или добиться. Хочется играть так долго, как только смогу и, может быть, сделать то, чего не удавалось сделать раньше. Пока даже не знаю, что конкретно, но в любом случае такие цели есть.

Я предвкушаю не только те следующие несколько лет, которые проведу в теннисе, но и думаю о том, что будет дальше. Мне кажется это хорошо. Я не боюсь завершать карьеру, я просто не хочу делать это. Я действительно хочу заставлять себя идти дальше, чаще играть, не просто выполнять обязательства и играть на 21-м турнире, а получать удовольствие от этого. Сейчас в моей жизни наступил потрясающий период.

Также хочу сказать, что даже представители СМИ несколько успокоились и больше не достают меня вопросом о том, когда я собираюсь завершать карьеру. Мне кажется, что многие болельщики хотели бы видеть меня. Думаю, в следующие несколько лет я получу гораздо больше положительных эмоций, чем в последние два года.    

- И что же, Вы планируете? Хотите, например, играть в парном разряде до 39-ти лет?
- Нет, конечно же нет. Думаю, что если решаешь уходить, то надо делать это. Очень хорошо, что у нас есть ветеранские соревнования. Я не могу сказать, что планирую выступать в них на регулярной основе, но мне кажется, что это отличная возможность для бывших теннисистов снова почувствовать себя в деле и встретить старых друзей.

Лично меня всегда интересовал бизнес. Я заключил достаточно многолетних соглашений, так что в любом случае буду продолжать работать в этом направлении. После окончания карьеры у меня будет больше времени на мой фонд, а дочкам к тому моменту уже надо будет собираться в школу. Многое ещё зависит от того, насколько ты любишь переезды с места на место. Лично я не могу спокойно сидеть с женой и детьми, но это сейчас. С нетерпением жду, когда снова осяду в своей родной Швейцарии и буду наслаждаться жизнью. 

- Какой совет Вы бы дали молодому теннисисту?
- Упорный труд всегда приносит свои плоды - это первое. Во-вторых: как я уже говорил ранее, тебе не избежать спадов, так что надо учиться преодолевать это. И, наконец, любите то, чем вы занимаетесь, осознайте, что вам крупно повезло заниматься любимым делом, потому что многие люди мечтают оказаться на вашем месте. Ну а потом просто расслабьтесь и получайте удовольствие.


Игроки в сюжете: Федерер Роджер
Рассказать друзьям:
Рекомендуем
Комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Свежие новости
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Отправить сообщение об ошибке